Публичная Библиотека
Универсальная библиотека, портал создателей электронных книг, авторов произведений и переводов

Томас Карлейль 228k

(Thomas Carlyle)

(04.12.1795 - 05.02.1881)

Большая советская энциклопедия: Карлейль, Карлайл (Carlyle) Томас (4.12.1795, Эклфехан - 5.2.1881, Лондон), английский публицист, историк, философ. Окончил Эдинбургский университет (1814). Мировоззрение К. сложилось под сильным влиянием немецкого романтизма и классического идеализма (И.Г. фихте, Ф.В. Шеллинг), в духе которого К. написал философский роман «Сартор Резартус» (1833-34; рус. пер. 1902, буквально - «Заштопанный портной»). Согласно развитой им здесь «философии одежды», весь мир, вся история представляются в виде ряда внешних, преходящих одеяний, эмблем, за которыми пребывает вечная божественная сущность - единственная реальность.
В ряде произведений К. 30 - начале 40-х гг. сочувствие трудящимся и подчас радикальная критика капитализма сочетались с идеализацией средневековья и призывами к восстановлению феодально-иерархических общественных отношений, что сближало взгляды К. с так называемым феодальным социализмом. В соч. К. «Французская революция» (1837; рус. пер. 1907), наряду с оправданием свержения народными массами абсолютистского строя, уже намечается крайне субъективистская идеалистическая концепция «культа героев», развернутая в цикле лекций «Герои, почитание героев и героическое в истории» (1842; рус. пер., 3 издание, 1908), читанном в 1837-40. По К., определяемые провидением законы мира открываются лишь «избранным», «героям» - единственным действительным творцам истории («история мира - биография великих людей»), а массы - «толпа, орудие в их руках»; героическое начало в обществе периодически ослабевает, и тогда скрытые в толпе слепые разрушительные силы вырываются наружу, пока общество снова не обнаружит в себе «истинных героев» (например, Кромвель, Наполеон). Таков, по мнению К., замкнутый круг истории. Концепция «культа героев» была широко подхвачена буржуазной историографией. С развитием классовой борьбы пролетариата мелкобуржуазная философско-историческая концепция К. становилась все более реакционной.
.
. «томас карлейль» на страницах библиотеки упоминается 4 раза: .
. .
. .
  • Карлейль Т. Теперь и прежде. [Djv- 5.1M] Составление, подготовка текста и примечания Р.К. Медведевой.
    (Москва: Республика, 1994. - Библиотека этической мысли)
    Скан, обработка, формат: Тимофей Марченко, 2010
    • КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ:
      ГЕРОИ, ПОЧИТАНИЕ ГЕРОЕВ И ГЕРОИЧЕСКОЕ В ИСТОРИИ
      Беседа первая. Герой как божество. Один: язычество, скандинавская мифология (6).
      Беседа вторая. Герой как пророк. Магомет: ислам (38).
      Беседа третья. Герой как поэт. Данте. Шекспир (66).
      Беседа четвертая. Герой как пастырь. Лютер: реформация. Нокс: пуританизм (95).
      Беседа пятая. Герой как писатель. Джонсон. Руссо. Бернс (126).
      Беседа шестая. Герой как вождь. Кромвель. Наполеон: современный революционаризм (159).
      ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ
      I. Вступление (200).
      II. Старинный монах (216).
      III. Современный работник (244).
      IV. Гороскоп
      ЭТИКА ЖИЗНИ. Трудиться и не унывать!
      I. Трудиться (296).
      II. Не унывать (312).
      III. Люди и герои (329).
      IV. Ложные пути и цели (341).
      V. Молчание (363).
      ПРИЛОЖЕНИЕ
      В. Яковенко. Несколько слов о Томасе Карлейле (369).
      Из книги Дж. Саймонса «Томас Карлейль. Жизнь и идеи пророка» (381).
      Примечания (384).
      Указатель имен (404).
Аннотация издательства: Книга знакомит со взглядами выдающегося английского мыслителя-моралиста и историка Томаса Карлейля (1795-1881), представленными в его важнейших работах «Герои, почитание героев и героическое в истории» и «Прошлое и настоящее», а также в сборнике афоризмов «Этика жизни» («Трудиться и не унывать!»). Все эти произведения не переиздавались у нас в течение многих десятилетий и ныне стали библиографической редкостью. В них содержатся парадоксальные по содержанию и яркие по форме размышления автора над вечными проблемами человеческого существования (смысл жизни и ценность личности, смерть и бессмертие, вера и безверие), а также над проблемами, приобретающими особую актуальность в наши дни (труд и приобретательство, безудержное обогащение и обнищание, демократия и подлинная свобода и др.).
Адресуется широкому кругу читателей.
.
  • Карлейль Т. Французская революция: История. (The French Revolution a History, 1903) [Djv-33.2M] Монография. Перевод с английского: Ю.В. Дубровин и Е.А. Мельникова.
    (Москва: Издательство «Мысль». Редакция литературы по всеобщей истории, 1991)
    Скан, обработка, формат: DNS, 2013
    • СОДЕРЖАНИЕ:
      БАСТИЛИЯ (5).
      Книга I. Смерть Людовика XV (7).
      Книга II. Бумажный век (25).
      Книга III. Парижский парламент (50).
      Книга IV. Генеральные штаты (81).
      Книга V. Третье сословие (102).
      Книга VI. Консолидация (137).
      Книга VII. Восстание женщин (154).
      КОНСТИТУЦИЯ (183).
      Книга I. Праздникпик (185).
      Книга II. Нанси (227).
      Книга III. Тюильри (245).
      Книга IV. Варенн (272).
      Книга V. Первый парламент (298).
      Книга VI. Марсельеза (339).
      ГИЛЬОТИНА (365).
      Книга I. Сентябрь (367).
      Книга II. Цареубийство (404).
      Книга III. Жирондисты (431).
      Книга IV. Террор (459).
      Книга V. Террор в порядке дня (480).
      Книга VI. Термидор (506).
      Книга VII. Вандемьер (528).
      Примечания (548).
      Послесловие (559).
      Комментарий (567).
Аннотация издательства: Классический труд, написанный выдающимся английским историком в 1837 г., вышел на русском языке в 1907 г. и теперь переиздается к 200-летию Великой французской революции Его сделало знаменитым соединение исторически точного описания с необычайной силой художественного изображения великой исторической драмы, се действующих лиц и событий Книга полна живых зарисовок быта, нравов, характеров, проницательных оценок представителей французского общества. Это захватывающее и поучительное чтение, даже если сегодня мы не во всем соглашаемся с автором.
.