«И» «ИЛИ»  
© Публичная Библиотека
 -  - 
Универсальная библиотека, портал создателей электронных книг. Только для некоммерческого использования!
Кобзарь Владимир Иванович

Владимир Иванович Кобзарь 53k

-

(28.07.1938)

  ◄  СМЕНИТЬ  ►  |▼ О СТРАНИЦЕ ▼
▼ ОЦИФРОВЩИКИ ▼|  ◄  СМЕНИТЬ  ►  
...специалист в области теории познания, методологии, логики и истории философии; доктор философских наук, профессор. Родился в Ленинграде. Закончил философский факультет ЛГУ (1966) и аспирантуру этого факультета по кафедре логики (1969). С июня 1969 по апрель 1975 работал младшим, потом старшим научным сотрудником Ленинградского отделения ИИЕТ АН СССР. Все эти годы как почасовик читал курс и вел семинарские занятия по логике на гуманитарных факультетах ЛГУ. С апреля 1975 - доцент философского факультета ЛГУ, с 1983 на кафедре логики. В настоящее время профессор (1996) этой кафедры. Заслуженный деятель науки РФ (1999). Докторская диссертация - «Структура формальнологического знания» (1995). Анализируя процесс познания, К. обосновывал специфический характер научного исследования, как такого вида научного познания, который открывает новое не только для себя (учеба в школе, вузе), но и для других. Отстаивал историческую и предметную независимость технических наук от естественных, т.е. выступал против распространенной в то время интерпретации технических наук как прикладного естествознания. Технические науки независимо от естественных возникли еще в глубокой древности. К. обосновывал необходимость создания методологии технических наук, как такого раздела техникознания, который, устанавливая границы, определяя «метрику» предмета технических наук, его место и роль в жизненном пространстве, этим обращает особое внимание на те нежелательные, кризисные, конфликтные, порой катастрофические возможные последствия технической деятельности, которые зачастую замалчиваются заинтересованными лицами; этим методология изначально ориентирует ученых-техников и на поиски средств и способов нейтрализации таких последствий. Методология рассматривает определяющие (как позитивные, так и негативные) последствия технического прогресса. К. разрабатывал комплексный (предметно-гносеологическо-методологическо-социальный) критерий фундаментальности науки и комплексный признак (основание) классификации наук. Предложил пятиступенчатый алгоритм тематического изложения содержание формальной логики (т.е. логику «Логики»), заключающийся в соблюдении не только известных, общенаучного характера последовательностей: от простого к сложному; от принципов (аксиом, основоположений, «фундамента» науки) к собственно многоуровневому («многоэтажному») содержательному зданию науки, но и внутрисодержательной (тематической) последовательности: от определения (выступающего общей, абстрактной в своей обобщенности, характеристикой) предмета изложения к рассмотрению его внутреннего строения, а именно - составных элементов и закона связи их между собой (т.е. структуры предмета). После этого, согласно алгоритму, в любой теме по логике рассматриваются виды (модусы, модификации) предмета изложения, отношения между ними и, наконец, действия (операции) с этим предметом. В итоге получается содержательно богатое знание, знание конкретное в мышлении, и в то же время оно выступает знанием, ориентированным на его практическое использование. Этот алгоритм К. выразил пятью словами: определение, структура, виды, отношения и операции с предметом мысли. Занимаясь историей философии и логики в СПбГУ, в России и, в частности, логическим наследием Л. Эйлера, М.И. Владиславлева и С.И. Поварнина, выдвинул и обосновал историческими данными (в частности, материалами из личного архива Л. Эйлера, из его записных книжек, хранящихся в Архиве РАН в С.-Петербурге), что Л. Эйлер не только был одним из первых преподавателей логики в СПб. университете, но и что знаменитые свои круги («круги Эйлера») он применил в процессе этого преподавания, а потом уже использовал их для наглядности и в «Письмах о разных физических и филозофических материах...», которые хотя и были написаны в Германии в 1760-1762, но впервые опубликованы были опять-таки в России на русском и французском языках (1768-1794). На основе изучения истории философии и логики в СПбГУ обосновал идею о формировании философско-логической школы университета и города трудами Л. Эйлера, М. Ломоносова и М. Владиславлева, от которого идет непрерывная линия «учитель - ученик» вплоть до нашего времени, а именно: А.И. Введенский - С.И. Поварнин и М.В. Серебряков - современный философский факультет в целом и его кафедра логики. Т. о., Л. Эйлер, М. Ломоносов и М.И. Владиславлев, в трактовке К., выступают родоначальниками философско-логической школы С.-Петербурга, своими трудами, идеями и последователями сформировавших творческую научную атмосферу, породившую в итоге интересные, новаторские идеи в философии и логике, высказанные такими их последователями и коллегами как М.И. Каринский, Л.В. Рутковский, Н.Я. Грот, Н.Н. Ланге, Э.Л. Радлов, А.И. Введенский, Н.О. Лосский, И.И. Лапшин, С.И. Поварнин и др.
:
...



* Кобзарь В.И. Основы логических знаний. (1994) Учебник для студентов гуманитарных факультетов

  • Кобзарь В.И. Основы логических знаний. [Djv- 2.2M] [Pdf- 4.5M] Учебник для студентов гуманитарных факультетов. Автор: Владимир Иванович Кобзарь. Учебное издание.
    (Санкт-Петербург: Издательство С.-Петербургского университета, 1994. - Санкт-Петербургский государственный университет)
    Скан, OCR, обработка, формат Djv, Pdf: Sanat, 2018
    • КРАТКОЕ ОГЛАВЛЕНИЕ:
      Введение (3).
      Глава 1. Основные законы (принципы) и методы мышления (18).
      Глава 2. Понятие (26).
      Глава 3. Суждение (39).
      Глава 4. Умозаключение. Дедуктивные умозаключения (60).
      Глава 5. Индуктивные и традуктивные умозаключения (81).
      Глава 6. Формы научного мышления (89).
      Заключение (105).
      Литература (119).
ИЗ ИЗДАНИЯ: В основе учебника - программа общего курса логики и опыт чтения этого курса автором на гуманитарных факультетах Ленинградского - Санкт-Петербургского университета в течение более чем 20 лет. В учебнике затронуты и в оригинальной последовательности изложены все основные вопросы общего курса традиционной формальной (Аристотелевой) логики.
Учебник предназначен для студентов гуманитарных факультетов, а также для всех интересующихся логикой.