Николай Васильевич Краснов
|
ИЗ ИЗДАНИЯ: Знакомство учащихся с изобразительным искусством в средней школе осуществляется главным образом на уроках рисования. Некоторые сведения по искусству даются в процессе преподавания истории и литературы. Но программа по рисунку ограничивает время на проведение бесед о жизни и творчестве выдающихся художников. Поэтому надо часть бесед перенести на внеклассные занятия, в кружки изобразительного искусства. Опыт многих учителей показывает, что, несмотря на необязательный характер внеклассных занятий, школьники охотно их посещают. Благодаря восприимчивости детей к прекрасному их не приходится принуждать к изучению истории искусства. Благоприятный результат этого изучения всецело зависит от подготовки учителя и его умения вести занятия интересно, с душой. В беседе по искусству надо приводить больше поучительных фактов, ярких деталей, характеризующих жизнь и творчество художника, эпоху, когда создавались замечательные произведения искусства. Учащиеся всегда бывают недовольны общими, отвлеченными рассуждениями и прочно усваивают интересные конкретные данные. Можно предложить школьникам завести специальные тетради для записи кратких сведений по истории искусства, составлять альбомы репродукций или художественных открыток по изучаемой теме, самостоятельно описывать содержание и художественные достоинства картины. Это будет содействовать углублению их знаний, заставит обратиться к литературе по искусству. Надо всячески поощрять живой интерес школьников к местным памятникам искусства и архитектуры, посещать вместе с учениками картинные галереи и художественные выставки. Очень желательно, хоть изредка, привлекать к внеклассным занятиям по искусству местных художников и искусствоведов. Учителю, проводящему беседы с учениками средней школы, необходимо дополнить, расширить характеристику тех художников, о которых шла речь в начальной школе. Это поможет учащимся понять творчество того или иного художника и ту эпоху, в которую он жил и работал. В беседе надо дать понятие о единстве идейного содержания и художественной формы его воплощения. Учителю следует рассказать, как к данному произведению относились современники художника и как оно оценивается теперь. Последовательное знакомство с жизнью и творчеством различных художников будет развивать у школьников представление о многообразии художественной культуры, созданной человечеством. Если беседа будет проводиться не в музее, следует заранее подобрать нужные репродукции или диапозитивы, а возможно, и достать соответствующий короткометражный кинофильм. Школьная программа, рекомендованная Министерством просвещения РСФСР, предусматривает проведение бесед по изобразительному искусству и архитектуре. Так как объем книги не позволяет достаточно подробно осветить все произведения искусства, включенные в программу, пришлось ограничиться кратким обзором лишь некоторых памятников архитектуры Древнего мира (Египет и античная Греция) и наиболее значительных произведений живописи начиная от эпохи Возрождения. Если предлагаемая книга в какой-то мере удовлетворит учителей, поможет им в работе по эстетическому воспитанию учащихся, автор будет считать свою задачу выполненной. В заключение я хотел бы принести благодарность искусствоведу Е.И. Бодановой за помощь, оказанную мне при работе над книгой. |