«И» «ИЛИ»  
© Публичная Библиотека
 -  - 
Универсальная библиотека, портал создателей электронных книг. Только для некоммерческого использования!
Кузнецова Нинель Евгеньевна (химик)

Нинель Евгеньевна Кузнецова 236k

-

(1931 - 28.02.2010)

  ◄  СМЕНИТЬ  ►  |▼ О СТРАНИЦЕ ▼
▼ ОЦИФРОВЩИКИ ▼|  ◄  СМЕНИТЬ  ►  
Профессор кафедры методики обучения химии Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, доктор педагогических наук, действительный член Международной академии акмеологических наук, отличник просвещения СССР, заслуженный работник высшей школы РФ, почетный профессор РГПУ им. А.И. Герцена.
Выпускница факультета естествознания ЛГПИ (ныне РГПУ) имени А.И. Герцена (1955) Н.Е. Кузнецова работала учителем химии в средней школе 11 лет, 8 из них была председателем методического объединения учителей химии сначала Ломоносовского, затем Красносельского районов.
Учебу в аспирантуре (1961-1963) Нинель Евгеньевна успешно совмещала с преподавательской деятельностью на кафедре методики преподавания химии ЛГПИ. С сентября 1963 года Н.Е. Кузнецова зачисляется в штат и проходит все ступени профессиональной педагогической деятельности от ассистента до заведующей этой кафедрой (1975-1992). Кандидатская диссертация на тему «Формирование и развитие понятий об основных классах неорганических соединений в курсе химии средней школы» была защищена (1963) Н.Е. Кузнецовой под научным руководством А.Д. Смирнова. Ее докторская диссертация, завершенная в 1987 г., была посвящена теоретическим основам формирования систем понятий в обучении химии.
В русле реформирования учебного процесса и активизации научно-исследовательской работы кафедра под руководством Н.Е. Кузнецовой заключила договоры о сотрудничестве с родственной кафедрой Потсдамской высшей педагогической школы, с кафедрой дидактики химии Опольского университета (Польша), с кафедрами химии Софийского университета, педагогических институтов Сантьяго-де-Куба, Гаваны и др.
Впервые на кафедре унифицируется НИР посредством объединения частных тем в крупные (тема «Активизация учебно-познавательной деятельности учащихся по химии», научный руководитель - Н.Е. Кузнецова, в рамках исследования АПН СССР, руководитель - член-корр. АПН Г.И. Щукина; тема «Интенсификация и оптимизация процесса обучения химии в средней школе, ПТУ и вузе», научный руководитель Н.Е. Кузнецова, в рамках федеральной про граммы научных исследований 24 педвузов РСФСР и др.), выпускается единственный республиканский сборник научных трудов по методике обучения химии для педвузов (ответственный редактор - Н.Е. Кузнецова) «Совершенствование содержания и методов обучения химии в школе» (выдержавший 14 выпусков).
Впервые (1979-1992) на кафедре начинают работать доктора наук (А.А. Макареня, В.П. Гаркунов, Н.Е. Кузнецова, И.Л. Дрижун), организуются и проводятся ежегодные Герценовские чтения по совершенствованию содержания и методов обучения химии, вводятся новые учебные дисциплины «Использование и изучение химического языка», «Современные технологии обучения химии» (Н.Е. Кузнецова) и др.
Основные работы профессора Н.Е. Кузнецовой и ее научной школы посвящены актуальным проблемам развивающего химического образования, его компьютеризации, технологизации и экологизации. Она - создатель теории формирования химических понятий и их систем, методики учебно-познавательной деятельности учащихся, автор многочисленных научных статей, автор и соавтор школьных учебников по химии федерального уровня, учебных программ и учебно-методических пособий для средней и высшей школ.
Нинель Евгеньевна, помимо большой научно-исследовательской и педагогической деятельности, принимала активное участие в общественной жизни (член редколлегии журнала «Химия в школе», заместитель председателя Центра УМО по естественнонаучному педагогическому образованию, председатель УМО СССР по средней школе, член УМС по химии СССР, НМС РСФСР), входила в состав экспертных советов Министерства образования, ученого совета ЛГПИ, совета факультета химии и ряда диссертационных советов.
С 1992 года Н.Е. Кузнецова занимала должность профессора кафедры методики обучения химии РГПУ им. А.И. Герцена. Ученый и педагог, она подготовила 8 докторов и 32 кандидата педагогических наук, плодотворно работающих в сфере химического образования не только в России, но и за рубежом.
:
AAW, pohorsky...




  • Кузнецова Н.Е... Химия. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. [Djv-Fax-13.5M] [Pdf-Fax-15.5M] Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений. 2-е издание, переработанное. Учебное издание. Авторы: Нинель Евгеньевна Кузнецова, Ирина Михайловна Титова, Наталья Николаевна Гара, Андрей Юрьевич Жегин. Художник: Л.Я. Александрова.
    (Москва: Издательский центр «Вентана-Граф», 2003)
    Скан: AAW, обработка, формат Djv-Fax, Pdf-Fax: pohorsky, 2023
    • ОГЛАВЛЕНИЕ:
      Предисловие (3).
      Введение (5).
      §1. Предмет и задачи химии (5).
      Когда и как возникла химическая наука (дополнительный материал к §1) (7).
      Практическая работа 1. Приемы обращения с лабораторным оборудованием (10).
      §2. О понятиях и теориях химии (14).
      Часть I. Вещества и химические явления с позиций атомно-молекулярного учения (17).
      Глава I. Химические элементы и вещества в свете атомно-молекулярного учения (17).
      §3. Понятие «вещество» в физике и химии. Физические и химические явления (17).
      §4. Описание физических свойств веществ (20).
      §5. Атомы. Молекулы. Химические элементы (23).
      §6. Формы существования химических элементов. Простые и сложные вещества (26).
      §7. Состав веществ. Закон постоянства состава. Химические формулы (29).
      Некоторые сведения о молекулярном и немолекулярном строении веществ (дополнительный материал к §6,7) (31).
      §8. Атомно-молекулярное учение в химии (34).
      §9. Масса атома. Атомная единица массы. Относительная атомная масса элемента (36).
      §10. Относительная молекулярная масса веществ. Массовые доли элементов в соединениях (38).
      §11. Что показывают химический знак и химическая формула (41).
      §12. Система химических элементов Д.И. Менделеева (42).
      Классификации химических элементов и открытие периодического закона (дополнительный материал к §12) (45).
      §13. Валентность химических элементов (49).
      §14. Определение валентности элементов по формулам их соединений. Составление формул по валентности (53).
      §15. Количество вещества. Моль - единица количества вещества (55).
      §16. Молярная масса (57).
      Глава II. Химические реакции. Закон сохранения массы и энергии (60).
      §17. Сущность химических реакций и признаки их протекания. Тепловой эффект химической реакции (60).
      §18. Законы сохранения массы и энергии (62).
      §19. Составление уравнений химических реакций (65).
      §20. Расчеты по уравнениям химических реакций (67).
      §21. Типы химических реакций (69).
      Глава III. Методы изучения химии (72).
      §22. Методы изучения химии (72).
      §23. Анализ и синтез веществ - экспериментальные методы химии (73).
      Химия - точная наука (дополнительный материал к §23) (75).
      §24. Химический язык как средство и метод познания химии (76).
      Глава IV. Вещества в окружающей нас природе и в технике (79).
      §25. Чистые вещества и смеси (79).
      Природные смеси - источник получения чистых веществ (дополнительный материал к §25) (83).
      Практическая работа 2. Очистка веществ (84).
      §26. Растворы. Растворимость веществ (85).
      Практическая работа 3. Растворимость веществ (88).
      §27. Способы выражения концентрации растворов (89).
      Практическая работа 4. Приготовление растворов заданной концентрации (91).
      Получение веществ с заданными свойствами. Химическая технология. Техносфера (дополнительный материал к главе IV) (92).
      Глава V. Понятие о газах. Воздух. Кислород. Горение (94).
      §28. Законы Гей-Люссака и Авогадро (94).
      §29. Некоторые простейшие расчеты на основании закона Авогадро (96).
      §30. Воздух - смесь газов (99).
      §31. Расчет относительной плотности газов (101).
      §32. Кислород - химический элемент и простое вещество (102).
      История открытия кислорода (дополнительный материал к §32) (104).
      §33. Получение кислорода в лаборатории. Катализаторы (106).
      §34. Химические свойства и применение кислорода (108).
      Процессы горения и медленного окисления (дополнительный материал к §34) (111).
      Глава VI. Основные классы неорганических соединений (113).
      §35. Оксиды (113).
      §36. Основания - гидроксиды основных оксидов (117).
      §37. Кислоты (119).
      §38. Соли: состав и номенклатура (122).
      §39. Химические свойства оксидов (124).
      §40. Химические свойства кислот (128).
      §41. Щелочи, их свойства и способы получения (131).
      §42. Нерастворимые основания, их получение и свойства (133).
      §43. Амфотерность (135).
      §44. Химические свойства солей (137).
      §45. Классификация и генетическая связь неорганических соединений (138).
      Практическая работа 5. Исследование свойств оксидов, кислот, оснований (140).
      Часть II. Химические элементы, вещества и химические реакции в свете электронной теории (141).
      Глава VII. Строение атома (141).
      §46. Состав и важнейшие характеристики атома (141).
      §47. Изотопы. Химические элементы (144).
      §48. Состояние электронов в атоме (146).
      Глава VIII. Периодический закон и периодическая система Д.И. Менделеева (152).
      §49. Свойства химических элементов и их периодические изменения (152).
      §50. Современная трактовка периодического закона (156).
      §51. Периодическая система в свете строения атома (158).
      §52. Характеристика химического элемента и его свойств на основе положения в периодической системе Д.И. Менделеева и теории строения атома (161).
      Глава IX. Строение вещества (165).
      §53. Валентное состояние и химические связи атомов элементов (165).
      §54. Химическая связь атомов при образовании молекул простых веществ (168).
      §55. Виды ковалентной связи и ее свойства (170).
      §56. Ионная связь и ее свойства (173).
      §57. Степень окисления (176).
      §58. Кристаллическое состояние веществ (179).
      Химическая организация веществ и ее уровни (дополнительный материал к главе IX) (183).
      Глава X. Химические реакции в свете электронной теории (186).
      §59. Окислительно-восстановительные реакции (186).
      §60. Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций (188).
      §61. Сущность и классификация химических реакций в свете электронной теории (191).
      Глава XI. Водород - рождающий воду и энергию (194).
      §62. Как выглядит водород (получение в лаборатории) (194).
      Химический элемент кислород в космосе и на Земле (дополнительный материал к §62) (196).
      §63. Водород - простое вещество (197).
      Практическая работа 6. Получение водорода и исследование его свойств (200).
      Применение водорода (дополнительный материал к §63) (201).
      §64. Вода - оксид водорода. Пероксид водорода (202).
      Глава XII. Галогены (206).
      §65. Положение галогенов в периодической системе химических элементов и строение их атомов (206).
      §66. Галогены - простые вещества (208).
      §67. Хлороводород, соляная кислота и их свойства (212).
      Практическая работа 7. Получение соляной кислоты и опыты с ней. Решение экспериментальных задач по теме «Галогены» (216).
      Биологическая роль галогенов (дополнительный материал к §66) (217).
ИЗ ИЗДАНИЯ: Учебник предназначен для обучения химии во всех видах общеобразовательных учреждений. Он также может быть использован для углубленного изучения предмета в классах естественнонаучного профиля. В этом случае обязательным становится изучение материала, выделенного в учебнике шрифтом, иным по сравнению с основным текстом, а также выполнение всех лабораторных опытов, практических работ и творческих заданий.
В данном издании материал приведен в соответствие с количеством учебных часов, отведенных на изучение курса химии в основной школе.