«И» «ИЛИ»  
© Публичная Библиотека
 -  - 
Универсальная библиотека, портал создателей электронных книг. Только для некоммерческого использования!
Леонардо да Винчи

Леонардо да Винчи 139k

(Leonardo da Vinci)

(15.04.1452 - 02.05.1519)

Большая советская энциклопедия: Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci) (15.4.1452, Винчи, близ Флоренции, - 2.5.1519, замок Клу, близ Амбуаза, Турень, Франция), итальянский живописец, скульптор, архитектор, ученый и инженер. Родился в семье богатого нотариуса. Сочетая разработку новых средств художественного языка с теоретическими обобщениями, Л. да В. создал гармонический образ человека, отвечающий гуманистическим идеалам; тем самым он подытожил опыт кватроченто и заложил основы искусства Высокого Возрождения. Сложился как мастер, обучаясь у Андреа дель Верроккьо (1467-72). Методы работы во флорентийской мастерской кватроченто, где художественная практика была сопряжена с техническими экспериментами, а также сближение с астрономом П. Тосканелли способствовали зарождению научных интересов юного Л. да В. В ранних произведениях (голова ангела в «Крещении» Верроккьо, после 1470, «Благовещение», около 1474, - оба в Галерее Уффици, Флоренция; т.н. «Мадонна Бенуа», около 1478, Эрмитаж, Ленинград) Л. да В. развивает традиции кватроченто, подчеркивая плавную объемность форм мягкой светотенью, иногда оживляя лица едва уловимой улыбкой; в композиции «Поклонение волхвов» (1481-82, не закончена; подмалевок - в Уффици) он превращает религиозный сюжет в зеркало разнообразнейших человеческих эмоций, разрабатывая новаторские методы подготовительного рисунка. Фиксируя результаты бесчисленных наблюдений в набросках, эскизах и натурных штудиях, исполненных в различных техниках (итальянский карандаш, серебряный карандаш, сангина, перо и др.), Л. да В. добивается большой остроты в передаче мимики лица (прибегая порой к гротеску), а физические особенности и движения человеческого тела приводит в идеальное соответствие с духовной атмосферой композиции. На службе у правителя Милана Лодовико Моро (с 1481 или 1482) Л. да В. выступает в роли военного инженера, гидротехника, организатора придворных феерий. Свыше 10 лет Л. да В. работает над монументом Франческо Сфорца, отца Лодовико Моро (исполненная пластической мощи глиняная модель конной статуи в натуральную величину была разрушена при взятии Милана французами в 1500; известна лишь по подготовительным наброскам).
На этот же период приходится и творческий расцвет Леонардо-живописца. В «Мадонне в скалах» (1483-94, Лувр, Париж; 2-й вариант - 1497-1511, Национальная галерея, Лондон) излюбленная Л. да В. тончайшая светотень («сфумато») играет роль духовно-связующего начала, подчеркивающего теплоту отношений близких людей; персонажи представлены здесь в окружении причудливого скалистого пейзажа, в котором отражены геологические наблюдения Л. да В. В трапезной монастыря Санта-Мария делле Грацие Л. да В. создает роспись «Тайная вечеря» (1495-97; из-за особенностей примененной Л. да В. техники - масло с темперой - сохранилась в сильно поврежденном виде; в 20 в. реставрирована); высокое этическое содержание росписи выражено в строгих математических закономерностях ее композиции, подчиняющей себе реальное архитектурное пространство, в предельно ясной системе жестов и мимики персонажей. «Тайная вечеря» знаменует одну из вершин в развитии всего европейского искусства. Занимаясь архитектурой, Л. да В. разрабатывает различные варианты «идеального города» и центрально-купольного храма. В Милане вокруг Л. да В. возникает круг учеников (см. Ломбардская школа). Последующие годы Л. да В. проводит в непрестанных переездах (Флоренция - 1500-02, 1503-1506, 1507; Мантуя и Венеция - 1500; Милан - 1506, 1507 - 13; Рим - 1513-16; Франция - 1517-19). Во Флоренции Л. да В. работает над росписью в Палаццо Веккьо («Битва при Ангьяри», 1503-1506, не закончена, известна по копиям с картона), которая стоит у истоков батального жанра в искусстве нового времени; здесь в исступленной схватке конных воинов показано «зверское безумие» войны (по выражению самого Л. да В.). В портрете Моны Лизы (так называемая «Джоконда»; около 1503, Лувр) образ богатой горожанки предстает воплощением возвышенного идеала женственности, не теряя при этом интимно-человеческого обаяния; важным элементом композиции становится космически обширный пейзаж, тающий в холодной дымке.
К поздним произведениям Л. да В. принадлежат: проекты памятника маршалу Тривульцио (1508-12; к этим проектам близка бронзовая статуэтка коня со всадником, Музей изобразительных искусств, Будапешт); «Святая Анна с Марией и младенцем Христом» (около 1500-07, Лувр), завершающая поиски мастера в области свето-воздушной перспективы и гармонической пирамидальной композиции; «Иоанн Креститель» (около 1513-17, Лувр), где слащавая двусмысленность образа свидетельствует о нарастании кризисных моментов в творчестве Л. да В.; серия рисунков с изображением вселенской катастрофы (так называемый цикл с «Потопом», итальянский карандаш, перо, около 1514-16, Королевская библиотека, Виндзор), в которой раздумья о ничтожестве человека перед могуществом стихий сочетаются с рационалистическими представлениями о цикличности природных процессов.
Важнейшим источником для изучения воззрений Л. да В. являются его записные книжки и рукописи (около 7 тыс. листов), написанные на разговорном итальянском языке. Сам Л. да В. не оставил систематического изложения своих мыслей. «Трактат о живописи», составленный после смерти Л. да В. его учеником Ф. Мельци и оказавший огромное влияние на европейскую художественную практику и теоретическую мысль, состоял из отрывков, во многом произвольно извлеченных из контекста его записок. Для самого Л. да В. искусство и наука были связаны неразрывно. Отдавая в «споре искусств» пальму первенства живописи, Л. да В. понимал ее как универсальный язык (подобный математике в сфере наук), который воплощает посредством пропорций и перспективы все многообразные проявления разумного начала, царящего в природе.
Как ученый и инженер Л. да В. обогатил проницательными наблюдениями почти все области науки того времени, рассматривая свои заметки и рисунки как подготовительные наброски к гигантской энциклопедии человеческих знаний. Скептически относясь к популярному в его эпоху идеалу ученого-эрудита, Л. да В. был наиболее ярким представителем нового, основанного на эксперименте естествознания. Особое внимание Л. да В. уделял механике, называя ее «раем математических наук» и видя в ней главный ключ к тайнам мироздания, он сделал попытки определить коэффициенты трения и скольжения, изучал сопротивление материалов, занимался гидравликой. Многочисленные гидротехнические эксперименты (получавшие разработку в виде новаторских проектов каналов и ирригационных систем) помогли Л. да В. правильно описать равновесие жидкости в сообщающихся сосудах. Страсть к моделированию приводила Л. да В. к гениальным конструктивным догадкам, намного опережавшим эпоху; таковы наброски проектов металлургических печей и прокатных станов, ткацких станков, печатных, деревообрабатывающих, землеройных и прочих машин, подводной лодки и танка, а также разработанные после тщательного изучения полета птиц конструкции летательных аппаратов и парашюта. Собранные Л. да В. наблюдения над влиянием прозрачных и полупрозрачных сред на окраску предметов, отраженные в его живописи, привели к утверждению в искусстве Высокого Возрождения принципов воздушной перспективы. Универсальность оптических законов была связана для Л. да В. с представлением об однородности Вселенной; он, подобно Николаю Кузанскому, был близок к созданию гелиоцентрической системы, считая Землю «точкой в мироздании». Изучая устройство человеческого глаза, Л. да В. высказал правильные догадки о природе бинокулярного зрения. В анатомических исследованиях Л. да В., обобщая результаты вскрытий, в детализированных, тяготеющих к иллюзии стереометричности рисунках заложил основы современной научной иллюстрации. Идя от простой инвентаризации органов (в средневековой медицине) к изучению их функций, он рассматривал организм как образец «природной механики». Л. да В. впервые описал ряд костей и нервов, высказал новаторские предположения об антагонизме мышц, особое внимание уделял проблемам эмбриологии и сравнительной анатомии.
В опытах с удалением различных органов у животных Л. да В. стремился ввести экспериментальный метод и в биологию. Он впервые стал рассматривать ботанику как самостоятельную биологическую дисциплину; выделяя и здесь прежде всего структурно-функциональные моменты, он дал описания листорасположения, гелиотропизма и геотропизма, корневого давления и движения соков растений. Говоря о природной необходимости, «законе минимального действия» и «разумном основании» природы, Л. да В. последовательно исключал из своих натурфилософских теорий идею о боге (допуская ее лишь в качестве понятия о «перводвигателе»), оспаривая, в частности при рассуждении об окаменелостях, находимых на вершинах гор, легенду о «всемирном потопе». Неутомимый ученый-экспериментатор и гениальный художник, Л. да В. остался в традиции личностью-символом эпохи, «... которая нуждалась в титанах и которая породила титанов по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учености» (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т.20, с.346).
.
  • Леонардо да Винчи. Анатомия: Записи и рисунки. [Djv-45.4M] Перевод с итальянского М.В. Кондратьевой и З.Б. Подкопаевой. Редакция и комментарий В.Н. Терновского.
    (Москва: Издательство «Наука», 1965. - Серия «Классики науки»)
    Скан: AAW, обработка, формат: mor, 2010
    • ОГЛАВЛЕНИЕ:
      ТЕТРАДИ ПО АНАТОМИИ
      Том I (9).
      Том II (53).
      Том III (115).
      Том IV (151).
      Том V (205).
      Том VI (247).
      Листы А (291).
      Листы Б (369).
      АНАТОМИЧЕСКИЕ ТЕКСТЫ ИЗ РАЗНЫХ РУКОПИСЕЙ
      Атлантический кодекс (501).
      Кодекс Тривульцио (510).
      Рукописи Institut de France (511).
      Из рукописи Арунделя. Обозначаемая буквами В.М. (Британский Музей) (523).
      Из рукописи Форстера (524).
      Из рукописи Академии Венеции (526).
      ПРИЛОЖЕНИЯ
      Примечания (529).
      Комментарии (530).
      Проф. В.Н. Терновский. Леонардо да Винчи - анатом (539).
      Даты жизни Леонардо да Винчи (554).
      Проф. Б.Д. Петров. Леонардо да Винчи - естествоиспытатель (555).
      Изданные рукописи Леонардо да Винчи по анатомии, вошедшие в данное издание (562).
      Литература (562).
.
.
  • Леонардо да Винчи. Избранные произведения. [Djv-19.4M] Редакция, перевод, статья и комментарии В.П. Зубова.
    (Москва: Издательство Академии Наук СССР, 1955. - Серия «Классики науки»)
    Скан: AAW, обработка, формат: mor, 2010
    • СОДЕРЖАНИЕ:
      Об истинной и ложной науке (9).
      Математика (32).
      Механика (84).
      Гидромеханика (336).
      Геология и физическая география (407).
      Метеорология (476).
      О летании и движении тел в воздухе (494).
      Химия (616).
      О свете, зрении и глазе (642).
      Астрономия (735).
      Анатомия и физиология человека и животных (760).
      Ботаника (854).
      ПРИЛОЖЕНИЯ:
      От составителя и переводчика (871).
      В.П. Зубов. Леонардо да Винчи и его естественнонаучное наследие (875).
      КОММЕНТАРИИ (939).
      Библиография (1019).
      Перечень рукописей Леонардо да Винчи с указанием их сокращенных обозначений (1021).
.
.
  • Леонардо да Винчи. Избранные произведения в двух томах. Том 1. [Djv-14.1M] Редакция А.К. Дживелегова и А.М. Эфроса. Переводы А.А. Губера, В.П. Зубова, В.К. Шилейко, А.М. Эфроса.
    (Москва: Издательство Студии Артемия Лебедева, 2010)
    Предоставил формат: Sattrot, 2011
    • ОГЛАВЛЕНИЕ:
      А.К. Дживелегов и А.М. Эфрос. От редакции (7).
      A. К. Дживелегов. Леонардо и Возрождение (11).
      Раздел 1. Наука
      B. П. Зубов. Леонардо-ученый (54).
      В.П. Зубов. Примечания (94).
      О себе и своей науке (96).
      О ложных науках (111).
      О своих талантах и своем уменьи (121).
      О мощи математики и о количественном изучении явлений (129).
      О природе, жизни и смерти (146).
      О силе, движении, времени и бесконечном (156).
      О движении естественном и насильственном (166).
      О падении тел. О трении (182).
      О законах статики (206).
      О равновесии и движении жидкостей. О перемещении грузов (226).
      О летании (234).
      Несколько изобретений (263).
      О зрении, свете, тепле и Солнце (267).
      О Земле, Луне и морских приливах (283).
      О звездах (294).
      О зрении и свете. О преодолении расстояний. О глазе (296).
      О распространении образов и о волнах (309).
      О движении воды и речных сооружениях (318).
      Вода и жизнь земли. Прошлое земли. Море и облака (324).
      О строении человека и животных. О частях тела и их функциях (354).
      О растениях (384).
      Военные изобретения. Несколько рецептов (388).
      Перечень сокращений (395).
      Литература, упоминаемая в тексте (399).
      Указатель предметов и собственных имен (402).
Аннотация издательства: Рукописи Леонардо да Винчи, великого художника и мыслителя эпохи Возрождения, дошли до наших дней в виде множества разрозненных фрагментов, посвященных самым разным областям знаний. Переводчики и составители этого сборника литературных произведений да Винчи стремились в полной мере раскрыть широту его теоретических и практических интересов и отразить универсализм Леонардо-художника и Леонардо-ученого. Кроме текстов да Винчи издание содержит репродукции рисунков и чертежей из его рукописей, а также подробные комментарии переводчиков.
.
  • Леонардо да Винчи. Избранные произведения в двух томах. Том 2. [Djv-10.8M] Редакция А.К. Дживелегова и А.М. Эфроса. Переводы и статьи А.А. Губера, В.К. Шилейко и А.М. Эфроса.
    (Москва: Издательство Студии Артемия Лебедева, 2010)
    Предоставил формат: Sattrot, 2011
    • ОГЛАВЛЕНИЕ:
      А.М. Эфрос. Леонардо-художник (7).
      Раздел 2. Искусство
      Спор живописца с поэтом, музыкантом и скульптором (55).
      О живописи в прошлом и о недостатках современных живописцев (100).
      Каким должен быть живописец (105).
      Обучение живописца (120).
      О живописи и перспективе (125).
      О свете и тени, цвете и красках (145).
      О том, как изображать лицо, фигуру и одежды (190).
      О композиции (231).
      Пейзажи (249).
      О том, как изображать деревья и зелень (263).
      Описания (280).
      О ваянии и зодчестве (298).
      Раздел 3. Художественная проза
      А.М. Эфрос. Леонардо-писатель (318).
      Басни (344).
      Фацетии (365).
      Предсказания (373).
      А.А. Губер. Рукописи Леонардо (408).
      Перечень сокращений (431).
      Литература, упоминаемая в тексте (435).
      Указатель предметов и собственных имен (438).
Аннотация издательства: Рукописи Леонардо да Винчи, великого художника и мыслителя эпохи Возрождения, дошли до наших дней в виде множества разрозненных фрагментов, посвященных самым разным областям знаний. Переводчики и составители этого сборника литературных произведений да Винчи стремились в полной мере раскрыть широту его теоретических и практических интересов и отразить универсализм Леонардо-художника и Леонардо-ученого. Кроме текстов да Винчи издание содержит репродукции рисунков и чертежей из его рукописей, а также подробные комментарии переводчиков.
.