|
(Emmanuel Le Roy Ladurie)
(19.07.1929)
...французский историк. Окончил ун-т в Монпелье, преподавал там же, с 1973 - проф. Коллеж де Франс. Сотрудник Школы высших исследований в области социальных наук (до 1972 - VI секция Школы высших практич. исследовании), член Междунар. ассоциации по экон. истории, один из руководителей журнала «Анналы», директор Нац. библиотеки Франции. Член Франц. ин-та (Академия моральных и полит, наук). Область исследований Л. - история Юж. Франции в позднее средневековье и начале Нового времени. Л. получил известность в научном мире после публикации дис. «Крестьяне Л ангедока» (Т. 1-2, 1966). В 60-е гг. активно проповедовал применение математич. методов в истор. исследованиях. Мировую славу ему принесла книга «Монтайю, окситанская деревня в 1294-1344 гг.» (1975). Затем последовали сб. работ, в т.ч. методол. характера: «Территория историка» (Т. 1-2, 1978), книга «Карнавал в Романе. От Сретенья до Пепельной Среды 1579-1580»(1979)и др. Л. считает себя учеником Броделя. Однако, в отличие от него, он сосредоточивает внимание не столько на экономике и материальных условиях жизни, сколько на мировосприятии, картине мира гл. своих персонажей - южнофранц. крестьян, видя в соединении социально-демогр. описания с описанием ментальных основ пути к синтетич. пониманию истории. Для Л. история вещей представляет интерес лишь постольку, поскольку в ней выражается человеч. ментальность. Знаменитая книга «Монтайю» представляет собой базирующееся на протоколах инквизиционного расследования «плотное описание» южнофранц. деревни в точно опр. отрезок времени, включающее анализ географ. положения, хоз. жизни, социальной и демогр. структуры, религ. верований жителей, их отношения к богатству, детям, сексу и т.п. «Карнавал в Романе» посвящен единичному событию - празднеству в небольшом южнофранц. городе, закончившемуся кровавой бойней, учиненной городской верхушкой над ремесленниками и пришедшими в город крестьянами, причем социальные, экон., полит, и религ. противоречия выражались в танцах, масках и т.п. атрибутике; неконтролируемый взрыв страстей Л. объясняет, среди прочего, выплескиванием на поверхность вечно присутствующих в массовом сознании древних мифов и магич. представлений. Однако и в «Территории историка» и, особенно, в названной не без вызова «Неподвижная история» инаугурационной лекции при вступлении в должность проф. Коллеж де Франс Л. демонстрирует влияние Броделя и его идей «времени большой длительности». Одна из глав «Территории историка», посвященная истории климата, так и называется - «История без людей». С т. зр. Л., социально-экон. история Франции 14 - нач. 18 в. практически неподвижна, экон., социальные, демогр. подъемы и спады цикличны, колеблются вокруг некоего постоянного среднего состояния. Неподвижна и картина мира сельского населения, составляющего большинство населения страны. Бурные полит, перипетии, Возрождение, Реформация, научная революция, Просвещение - все это практически не затрагивало массы. Критики работ Л. касались как конкр. его исследований, так и методол. принципов. Обсуждая «Монтайю», рецензенты отмечали, что Л. некритически воспользовался материалами инквизиции, принял за адекватно отражающие крестьянское сознание слова, произнесенные на допросах, переведенные образованными людьми с народного языка на латынь. Л., по мнению критиков, принял за общезначимую модель позднеср.-век. развития «неподвижную» историю Франции 14 - нач. 18 в., причем неизменность ее явно преувеличил, тогда как сама стагнация сельской Франции указанного периода есть особенность именно этого региона и этой эпохи. Отмечено также неправомерное, как считают многие исследователи, использование фрейдистской модели объяснения при изучении событий, напр., 16 в. (бунты в Южной Франции описываются как реакция подавленной протестантизмом сексуальности).
: ... |
|