«И» «ИЛИ»  
© Публичная Библиотека
 -  - 
Универсальная библиотека, портал создателей электронных книг. Только для некоммерческого использования!
Луначарский Анатолий Васильевич

Анатолий Васильевич Луначарский 428k

-

(23.11.1875 - 26.12.1933)

Большая советская энциклопедия: Луначарский Анатолий Васильевич [11(23).11.1875, Полтава, - 26.12.1933, Ментона, Франция], советский государственный деятель, один из создателей социалистической культуры, писатель, критик, искусствовед, академик АН СССР (1930). Член Коммунистической партии с 1895. Родился в семье крупного чиновника. Гимназистом вступил в кружок марксистского самообразования нелегальной общеученической организации в Киеве (1892), вел пропаганду в рабочих кружках. В 1895-98 - в Швейцарии, Франции, Италии; слушал курс философии и естествознания в Цюрихском университете; изучал труды К. Маркса, Ф. Энгельса, а также сочинения классиков французского материализма 18 века и немецкой идеалистической философии 19 века; сблизился с группой «Освобождение труда». С 1898 вел революционную работу в Москве; в 1899 арестован, сослан в Калугу, затем переведен в Вологду, Тотьму (1900-04). Конец 19 - начало 20 веков для Л. - период внутренне противоречивого процесса выработки марксистского мировоззрения и увлечения идеалистической философией Р. Авенариуса, что позднее нашло отражение и в его философских взглядах и эстетических воззрениях: с одной стороны, подчеркивание роли субъективных и биологических факторов, влияние эмпириокритицизма («Основы позитивной эстетики», 1904), с другой - выдвижение на первый план социальных, классовых критериев («Марксизм и эстетика. Диалог об искусстве», 1905). После 2-го съезда РСДРП (1903) большевик. В ссылке вел пропагандистскую работу. Сотрудничал в периодических изданиях. В 1904 Л. по предложению В.И. Ленина уехал за границу, вошел в состав редакций большевистских газет «Вперед», «Пролетарий», активно участвовал в борьбе с меньшевизмом. Работал под руководством Ленина, который высоко ценил литературный и пропагандистский талант Л. На 3-м съезде РСДРП (1905) выступал с докладом о вооруженном восстании, участвовал в работе 4-го съезда (1906). Представитель большевиков на Штутгартском (1907) и Копенгагенском (1910) конгрессах 2-го Интернационала. В 1904-07 Л. играл большую роль в борьбе за революционную тактику Ленина. В то же время между ним и Лениным существовали серьезные философские разногласия, которые в годы реакции 1908-10 углубились. Л. вошел в группу «Вперед», стал участником фракции партийных школ на острове Капри и в Болонье, под влиянием философии эмпириокритицизма проповедовал идеи богостроительства («Религия и социализм», т. 1-2, 1908-11; «Атеизм», 1908; «Мещанство и индивидуализм», 1909). Политические и философские заблуждения Л. были подвергнуты Лениным острой критике в работе «Материализм и эмпириокритицизм». Однако в эстетике Л. оставался последовательным защитником реализма, критиком декадентства, сторонником связи искусства с идеями социализма и революционной борьбы, теоретиком пролетарского искусства («Задачи социал-демократического художественного творчества», 1907; «Письма о пролетарской литературе», 1914; статья о пьесах М. Горького и др.).
В период 1-й мировой войны 1914-18 - интернационалист. В мае 1917 вернулся в Россию, примкнул к «межрайонцам», вместе с которыми на 6-м съезде РСДРП(б) (1917) принят в партию. В октябрьские дни 1917 выполнял ответственные поручения Петроградского ВРК. После Октябрьской социалистической революции, в 1917-29 нарком просвещения. В годы Гражданской войны 1918-20 уполномоченный РВС Республики на фронтах и в прифронтовых районах. С сентября 1929 председатель Ученого комитета при ЦИК СССР. С 1927 заместитель главы советской делегации на конференции по разоружению при Лиге Наций. В 1933 назначен полпредом СССР в Испании. Делегат 8, 10, 11, 13, 15, 16-го съездов партии.
Человек энциклопедических знаний, выдающийся теоретик искусства и литературы, оригинальный критик, писатель и драматург, публицист и оратор, Л. внес огромный вклад в дело создания социалистической культуры. С его именем неразрывно связаны формирование советской школы, системы высшего и профтехобразования, перестройка научных учреждений, театра, кино, издательского дела. Вместе с Н.К. Крупской, М.Н. Покровским и другими разрабатывал основные вопросы теории и практики народного образования. Л. много сделал для сплочения старой интеллигенции вокруг Советской власти и Коммунистической партии, для создания новой интеллигенции из среды рабочих и крестьян. В его творчестве и деятельности большое место занимали такие проблемы, как культура и социализм, интеллигенция и революционный народ, взаимоотношения партии, государства и искусства, задачи и методы партийного руководства художественной сферой, значение культурного наследства для литературы и искусства победившего рабочего класса. Отстаивая положение, что пролетариат является единственным наследником всех культурных ценностей прошлого, давая отпор нигилистическому левачеству, Л. тесно связывал вопросы освоения художественного наследия с проблемами пролетарского, социалистического искусства и литературы. Л. был первым крупным теоретиком и критиком советского искусства. Он сыграл большую роль в становлении и развитии марксистской эстетики и художественной критики, внес огромный вклад в борьбу за идейное богатство и художественное многообразие социалистического искусства. В статьях и речах Л. впервые высказаны верные оценки многих советских художников, литературных групп и художественных течений. В работах Л. острые социально-политические характеристики сочетаются с тонким эстетическим анализом произведений искусства. Л. одним из первых указал на значение для всего искусства ленинских гносеологических и исторических принципов, систематизировал высказывания Ленина о литературе («Ленин и литературоведение», 1932) и обосновал новый метод советского искусства («Социалистический реализм», 1933). Встречи Л. с зарубежными художниками способствовали сплочению прогрессивных художественных сил вокруг Республики Советов. Личный друг Р. Роллана, А. Барбюса, Б. Шоу, Б. Брехта и других художников Запада, Л. «был всеми уважаемым послом советской мысли и искусства» (Роллан) за рубежом.
Работы последних лет свидетельствовали о пересмотре Л. на основе ленинизма отдельных ошибочных сторон его философско-эстетических воззрений.
.
  • Луначарский А.В. Воспоминания и впечатления. [Djv-16.5M] Сборник. Автор: Анатолий Васильевич Луначарский. Составление сборника, предисловие и примечания Н.А. Трифонова.
    (Москва: Издательство «Советская Россия», 1968)
    Скан, OCR, обработка, формат Djv: ???, предоставил: Михаил, 2014
    • СОДЕРЖАНИЕ:
      И. Трифонов. Луначарский-мемуарист (5).
      1. НА ПУТЯХ К ОКТЯБРЮ
      Воспоминания из революционного прошлого (15).
      Из неопубликованной автобиографии (54).
      Несколько встреч с Георгием Валентиновичем Плехановым (57).
      Из воспоминаний о Жане Жоресе (66).
      В киевской Лукьяновской тюрьме (73).
      Из вологодских воспоминаний (78).
      Ленин из красного мрамора (84).
      Опять в Женеве (89).
      Из воспоминаний о товарище Галерке (98).
      9 января и ленинская эмиграция (104).
      Из воспоминаний о Ленине в 1905 году (107).
      Ленин как редактор (118).
      Мое берлинское приключение (125).
      Война! (Из личных воспоминаний) (134).
      Свержение самодержавия. (Несколько воспоминаний) (141).
      Приезд Ленина. (Несколько воспоминаний) (144).
      Июльские дни (147).
      В Крестах (152).
      Идеология накануне Октября (155).
      2. В РЯДАХ СТРОИТЕЛЕЙ СОЦИАЛИЗМА
      Смольный в великую ночь (171).
      Из Октябрьских воспоминаний (175).
      Из статьи «Ленин и литературоведение» (178).
      Как мы заняли Министерство народного просвещения (180).
      Ленин в Совнаркоме (185).
      Один из культурных заветов Ленина (188).
      Ленин и искусство. (Воспоминания) (191).
      Ленин о монументальной пропаганде (197).
      Из статьи «К столетию Александрийского театра» (201).
      Из статьи «К 200-летию Всесоюзной академии наук» (204).
      Первое мая 1918 года. (Эскизы из записной книжки) (208).
      Яков Михайлович Свердлов (213).
      Моисей Соломонович Урицкий (218).
      Товарищ Володарский (223).
      Из воспоминаний о фронте (229).
      Из воспоминании о почивших борцах за пролетарскую культуру (235).
      Ф.Э. Дзержинский в Наркомпросе (240).
      Памяти друга (245).
      И.И. Скворцов-Степанов (213).
      3. ВСТРЕЧИ С ЛЮДЬМИ ИСКУССТВА И НАУКИ
      Первое знакомство с Художественным театром. (К тридцатилетию театра) (257).
      Из статьи «Певец парижской голытьбы» (260).
      Горький на Капри. (Несколько воспоминаний) (262).
      В.Я. Брюсов (208).
      На советские рельсы (275).
      Несколько воспоминаний о Ю.М. Юрьеве (287).
      Из статьи «Станиславский, театр и революция» (202).
      Три встречи. (Из воспоминаний об ушедших) (297).
      Из личных воспоминаний. (Об А.Р. Кугеле) (310).
      Умер А.А. Бахрушин (314).
      Памяти ученого и общественника (317).
      Анри Барбюс. (Из личных воспоминаний) (319).
      Разговор с Гербертом Уэллсом (327).
      У Ромена Роллана (333).
      Примечания (337).
.
.
  • Луначарский А.В. О воспитании и образовании. [Djv- 9.1M] Сборник. Автор: Анатолий Васильевич Луначарский. Под редакцией А.М. Арсеньева, Н.К. Гончарова, И.А. Каирова, М.А. Прокофьева, В.А. Разумного. Составители Э.Д. Днепров, К.С. Еринова, Ф.С. Озерская. Комментарии Э.Д. Днепрова.
    (Москва: Издательство «Педагогика», 1976. - Академия педагогических наук СССР. Серия «Педагогическая библиотека»)
    Скан, OCR: Skaramusch, обработка, формат Djv: ivanstor, 2014
    • СОДЕРЖАНИЕ:
      К читателю (5).
      Предисловие (8).
      СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ И ЗАДАЧИ ПРОСВЕЩЕНИЯ (17).
      Речь на I Всероссийском съезде по просвещению (19).
      Коммунистическая пропаганда и народное просвещение (36).
      О классовой школе (41).
      Доклад на III сессии ВЦИК 7-го созыва (64).
      Роль рабочих факультетов (87).
      Какая школа нужна пролетарскому государству (94).
      Философия школы и революция (116).
      Владимир Ильич и народное просвещение (137).
      Задачи просвещения в системе советского строительства (146).
      Социологические предпосылки советской педагогики (182).
      К вопросу о дискуссии в педагогике (192).
      Народное образование в СССР в связи с реконструкцией народного хозяйства (199).
      ВОСПИТАНИЕ НОВОГО ЧЕЛОВЕКА (225).
      О социальном воспитании (227).
      Из сборника «Игра» (239).
      Детские клубы в Костромской губернии (243).
      Ленин и молодежь (246).
      Детское движение и коммунистическое воспитание (265).
      Воспитание нового человека (269).
      Воспитательные задачи советской школы (300).
      К IV Всероссийскому съезду по дошкольному воспитанию (319).
      О школьной дисциплине (324).
      Антирелигиозная борьба в школе (328).
      Культпоход комсомола (334).
      ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ (351).
      Что такое образование? (353).
      Задачи внешкольного образования в Советской России (366).
      Единая трудовая школа и техническое образование (383).
      Какой педагог нам нужен (391).
      Учитель, учись! (393).
      Заветы Ильича и художественное образование (396).
      Проблема повышенного образования (412).
      Задачи курсов заведующих окружными отделами народного образования (429).
      ---
      О преподавании истории в коммунистической школе (437).
      О постановке общественных дисциплин в школах второй ступени (456).
      Искусство слова в школе (461).
      Литература и марксизм (468).
      Кино в школе (484).
      Естествознание и марксизм (486).
      Приложения (491).
      Комментарии (Э.Д. Днепров) (493).
      Библиография (611).
      Указатель имен (631).
Аннотация издательства: В книге представлены избранные сочинения А.В. Луначарского, посвященные основным проблемам строительства советской школы, вопросам воспитания и образования.
Издание предназначено для широкого круга читателей, интересующихся историей советской культуры и просвещения.
.
  • Луначарский А.В. Об атеизме и религии (Лекции, статьи, письма и другие материалы). [Djv- 9.6M] Сборник. Автор: Анатолий Васильевич Луначарский. Составители и авторы примечаний Л.Р. Дунаевский и В.Д. Зельдович. Предисловие и общая редакция доктора философских наук А.Ф. Окулова.
    (Москва: Издательство «Мысль». Главная редакция учебной литературы ВПШ и АОН при ЦК КПСС, 1972. - Серия «Научно-атеистическая библиотека»)
    Скан, OCR, обработка, формат Djv: Legion, 2012
    • СОДЕРЖАНИЕ:
      Предисловие (3).
      I. Материализм против религии и идеализма
      Идеализм и материализм (Лекция в театре Зимина, 1923) (8).
      Диалектический материализм и механисты (Лекция на собрании ячейки ВКП(б) Наркомпроса РСФСР 9 марта 1929 г.) (47).
      Идеализм и материализм (Лекция в Московском Политехническом музее 10 октября 1929 г.) (70).
      II. Из истории религии
      Введение в историю религии (1925 г.) (В шести популярных лекциях) (104).
      Лекция первая. [Происхождение религии (анимизм, мифология) - Религии древнего мира (буддизм в Индии, маздеизм в Иране)] (104).
      Лекция вторая. [Религия древних греков] (129).
      Лекция третья. [Иудаизм. Возникновение христианства] (148).
      Лекция четвертая. [Христианство и его классовая суть] (168).
      Лекция пятая. [Христианская церковь] (183).
      Лекция шестая. [Реформация. Толстовство] (203).
      Личность Христа в современной науке и литературе (Об «Иисусе» Анри Барбюса) (Стенограмма диспута А.В. Луначарского с митрополитом Ал. Введенским, 3 октября 1927 г.) (218).
      Происхождение театра и религия (Из лекции о театре, 17/VI 1930 г.) (258).
      III. Из истории свободомыслия и атеизма на Западе
      Миф о Прометее [Из предисловия к «Прометею Прикованному» Эсхила] (272).
      Идеологи позднего Возрождения (Ф. Рабле, Т. Мор, Ульрих фон Гуттен, Эразм Роттердамский) (279).
      Фрэнсис Бэкон (289).
      Барух Спиноза и буржуазия (306).
      Джонатан Свифт и его «Сказка о бочке» (333).
      Вольтер (335).
      Лессинг (345).
      Гете (351).
      Шелли (367).
      IV. Атеизм и религия в русской классической литературе XIX - начала XX в.
      В.Г. Белинский (372).
      1. Из речи на Объединенном заседании Российской академии художественных наук и Общества любителей российской словесности 13 июня 1923 г. в память 75 годовщины со дня смерти В.Г. Белинского (372).
      2. Историческое значение В.Г. Белинского (1927 г.) (373).
      3. В.Г. Белинский в оценке В.И. Ленина (375).
      И.С. Тургенев (375).
      Н.Г. Чернышевский (385).
      Д.И. Писарев (394).
      Ф.М. Достоевский (396).
      Толстой и революция (Доклад на торжественном заседании Всесоюзного комитета по чествованию Л.Н. Толстого в связи со 100-летнем со дня рождения, 10 сентября 1928 г.) (406).
      А.А. Блок (428).
      V. Воспоминания
      К вопросу о философской дискуссии 1908-1910 гг. (438).
      Анри Барбюс (Из личных воспоминаний) (444).
      VI. Документы и материалы
      1. По вопросу о выдаче мусульманам рукописного «Корана Османа» (448).
      2. О национализации Троице-Сергиевой лавры (450).
      3. О записке Н. Семенова, предлагавшего создать при Наркомпросе особый отдел по борьбе с религиозными предрассудками (452).
      4. Переписка по вопросу об издании книги Н.А. Морозова «Христос» (455).
      5. Об участии артистов-певцов в церковных хорах (461).
      Примечания (463).
Аннотация издательства: В предлагаемый сборник вошли материалы, впервые публикуемые или печатавшиеся в изданиях, давно ставших библиографической редкостью. Здесь помещены материалы из переписки с В.И. Лениным, лекции и статьи по вопросам истории религии, истории атеизма, морали и религии, искусства и религии. Интересен диспут А.В. Луначарского с представителями церкви.
.
  • Луначарский А.В. Почему нельзя верить в бога? Избранные атеистические произведения. [Djv-26.3M] Сборник. Автор: Анатолий Васильевич Луначарский. Составители Л.Р. Дунаевский, В.Д. Зельдович. Редакция и вводная статья Ф.Н. Олещука.
    (Москва: Издательство «Наука», 1965. - Академия наук СССР. Институт истории. Серия «Научно-атеистическая библиотека»)
    Скан: Skaramusch, OCR, обработка, формат Djv: Давид Степанов, 2014
    • СОДЕРЖАНИЕ:
      Ф.Н. Олещук. Пропагандист пролетарского атеизма (5).
      МАТЕРИАЛИЗМ ПРОТИВ РЕЛИГИИ И ИДЕАЛИЗМА
      Философские воззрения В.И. Ленина (29).
      Беседы по марксистскому миросозерцанию (40).
      Дальше идти некуда (61).
      Христианство или коммунизм? (67).
      Идеализм или материализм? (97).
      Толстой и Маркс (117).
      Религиозное миросозерцание Л.Н. Толстого (139).
      Мораль с марксистской точки зрения (146).
      Почему нельзя верить в бога (164).
      ГОСУДАРСТВО И ЦЕРКОВЬ
      Возрождение православной церкви (189).
      К юбилею 9 января (193).
      Изъятие церковных ценностей и Наркомпрос (198).
      Кому принадлежит церковное имущество? (201).
      Почему мы охраняем церковные ценности? (213).
      Политика и религия (218).
      Из истории отделения церкви от государства и школы от церкви в СССР (Документы) (223).
      НАРОДНОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ И АНТИРЕЛИГИОЗНАЯ ПРОПАГАНДА
      Об антирелигиозной пропаганде (229).
      Религия и просвещение (234).
      Интеллигенция и религия (245).
      Культура, быт и религия (284).
      Культура на Западе и у нас (289).
      Пасха (296).
      К шестилетию газеты «Безбожник» (301).
      Антирелигиозная борьба в школе (303).
      Очередные задачи антирелигиозной школы в районах национальных меньшинств (309).
      Вопросы культурного строительства РСФСР и религия (322).
      Новые задачи безбожников (326).
      Второй съезд Союза воинствующих безбожников СССР (329).
      Из ответов на вопросы аудитории (344).
      ИСКУССТВО И РЕЛИГИЯ
      Будем смеяться! (357).
      О народных празднествах (359).
      Мысли о «Граде Китеже» (363).
      Боги хороши после смерти (366).
      Сохранение и изучение памятников религиозного искусства (373).
      Пермские боги (380).
      Искусство и религия (388).
      Религия и искусство (403).
      О конкурсе на антирелигиозную пьесу (412).
      Предисловие к книге Бернарда Шоу «Чернокожая девушка в поисках бога» (415).
      Примечания (423).
.
.