«И» «ИЛИ»  
© Публичная Библиотека
 -  - 
Универсальная библиотека, портал создателей электронных книг. Только для некоммерческого использования!
Мабли Габриэль Бонно де

Габриэль Бонно де Мабли 106k

(Gabriel Bonnot de Mably)

(14.03.1709 - 23.04.1785)

  ◄  СМЕНИТЬ  ►  |▼ О СТРАНИЦЕ ▼
▼ ОЦИФРОВЩИКИ ▼|  ◄  СМЕНИТЬ  ►  
Большая советская энциклопедия: Мабли (Mably) Габриель Бонно де (14.3.1709, Гренобль, - 23.4.1785, Париж), французский политический мыслитель, утопический коммунист, историк. Из дворянской семьи. Учился в иезуитском коллеже и в семинарии; затем отказался от духовной карьеры. С 1742 находился на дипломатической службе; в 1746 оставил ее и посвятил дальнейшую жизнь научным занятиям. В основе взглядов М. на общество лежали теории общественного договора и естественного права. Первоначально, утверждал М., общественная жизнь была основана на коллективном владении землей. Этот строй был разрушен в результате возникновения частной собственности. Полемизируя с физиократами, М. доказывал, что частная собственность не является элементом «естественного порядка», а возникла «по воле людей», не сумевших предусмотреть последствий ее установления; она - основной источник всех несчастий человечества (см. Избранные произведения, М.-Л., 1950, с. 125). Скромная жизнь при общности имуществ создает добродетельных и счастливых людей. Коммунизм М. - аскетический коммунизм. М. считал, что хотя «система общности» имуществ отвечает принципам разума, восстановить ее невозможно. Проповедь коммунистического строя не может иметь успеха. В обществе, разделенном на богатых и бедных, нет силы, способной его осуществить (богатые не хотят «строя общности», народ же забит, у него отсутствует «принцип равенства»). Таким образом, М. отверг веру философов 18 века во всесилие разума и подошел к мысли о зависимости взглядов и поведения людей от их имущественного положения. Единственно практически возможное, по мнению М., - это уменьшение имущественного неравенства. Для этого он предлагал уравнительные мероприятия: ограничение потребностей, пресечение роскоши. М. считал, что народ является носителем верховной власти, и признавал за ним право изменять существующее правление. М. оправдывал революции и гражданские войны, когда они направлены против насилия и деспотизма.
Произведения М., в которых пропагандировались идеи народного суверенитета, способствовали идеологической подготовке Великой французской революции. На коммунистические идеи М. ссылались Г. Бабеф и Ф.М. Буонарроти. М. был хорошо известен и в России. Одно из его произведений было переведено на русский язык А.Н. Радищевым («Размышления о греческой истории, или О причинах благоденствия и несчастия греков», 1773).
:
...




.