Семен Емельянович Максимов
|
* Maksimov_S.E.__Uprajneniya_po_garmonii_na_fortep'yano.(1977).[djv-fax].zip
* Maksimov_S.E.__Uprajneniya_po_garmonii_na_fortep'yano._Ch.1.(1957).[djv-fax].zip
* Maksimov_S.E.__Uprajneniya_po_garmonii_na_fortep'yano._Ch.2.(1965).[djv-fax].zip
* Maksimov_S.E.__Uprajneniya_po_garmonii_na_fortep'yano._Ch.3.(1961).[djv-fax].zip
* Maksimov_S.E.__Uprajneniya_po_garmonii_na_fortep'yano._Ch.1.(1957).[djv-fax].zip
* Maksimov_S.E.__Uprajneniya_po_garmonii_na_fortep'yano._Ch.2.(1965).[djv-fax].zip
* Maksimov_S.E.__Uprajneniya_po_garmonii_na_fortep'yano._Ch.3.(1961).[djv-fax].zip
* Максимов С.Е. Упражнения по гармонии на фортепиано. В трех частях. (1977) Учебное пособие
* Максимов С.Е. Упражнения по гармонии на фортепиано. Часть 1. (1957) Учебное пособие
* Максимов С.Е. Упражнения по гармонии на фортепиано. Часть 2. (1965) Учебное пособие
* Максимов С.Е. Упражнения по гармонии на фортепиано. Часть 3. (1961) Учебное пособие
* Максимов С.Е. Упражнения по гармонии на фортепиано. Часть 1. (1957) Учебное пособие
* Максимов С.Е. Упражнения по гармонии на фортепиано. Часть 2. (1965) Учебное пособие
* Максимов С.Е. Упражнения по гармонии на фортепиано. Часть 3. (1961) Учебное пособие
ИЗ ИЗДАНИЯ: Среди музыкально-теоретических дисциплин одно из важнейших мест занимает курс гармонии. Успешное овладение этой трудной дисциплиной стоит в теснейшей связи с воспитанием слухового сознания. Изучение любого отдела гармонии без участия музыкального слуха, то есть, по выражению Римского-Корсакова, «всухомятку», теряет всякий смысл. Чем раньше будет пробуждено гармоническое сознание учащегося, тем легче и тем крепче будут усвоены теоретические положения курса гармонии. Таким образом, первое условие в работе над упражнениями по гармонии на фортепиано заключается в том, чтобы музыкальный олух участвовал в этом процессе в полной мере. Вслед за непосредственным восприятием, дающим общее слуховое впечатление, необходим анализ теоретический, последовательно раскрывающий элементы музыкально-гармонической речи. Повышая культуру слуха, такой теоретический анализ помогает раскрыть музыкальный замысел как отдельного примера, так и цельного художественного произведения. Исполнитель, уже достаточно владеющий техникой игры на своем инструменте (в том числе и пианист), часто затрудняется выполнить на фортепиано самые простые гармонические задания. Это указывает прежде всего на то, что вся его тренировочно-академическая работа по специальности фактически протекала без осознания гармонических основ музыкальных явлений. Настоящее пособие имеет целью руководить учащимся и направлять его работу во внеклассных занятиях на фортепиано по всему курсу гармоник. |
Предисловие к третьему изданию: Среди музыкально-теоретических дисциплин одно из важнейших мест занимает курс гармонии. Успешное овладение этим трудным предметом стоит в теснейшей связи с воспитанием музыкального слуха. Чем раньше будет пробуждено гармоническое сознание учащегося, тем легче и тем крепче будут освоены теоретические положения курса гармонии. Таким образом, первое условие при выполнении упражнений по гармонии на фортепьяно заключается в том, чтобы музыкальный слух участвовал в полной мере в выполнении предлагаемых заданий. Это возможно, разумеется, только при условии вполне свободного выполнения учащимся каждого упражнения. В настоящее - третье - издание пособия внесены дополнительно образцы художественного творчества в виде иллюстраций к некоторым темам и ряд заданий, имеющих обобщающий характер, с примерным их решением. Из соображений удобства пользования книгой, в пособие введена единая нумерация заданий. |
Предисловие к третьему изданию: При оценке любого музыкального явления, будет ли это художественное произведение или простой академический пример, иллюстрирующий ту или другую тему по курсу гармонии, на первом месте неизменно стоит работа слухового сознания. Не требует доказательств, что вне слухового восприятия искусства музыки вообще не существует Ясно, что изучение любого отдела гармонии без участия слуха, т.е., по выражению Римского-Корсакова «всухомятку», теряет всякий смысл. Вслед за непосредственным восприятием, дающим общее слуховое впечатление, необходим анализ теоретический, последовательно раскрывающий элементы музыкально-гармонической речи. Повышая культуру слуха, такой теоретический анализ помогает раскрыть музыкальный замысел как отдельного примера, так и цельного художественного произведения. 3-е издание настоящего пособия по курсу гармонии, также как и второе, сохраняет без изменений содержание первого издания. Наиболее существенным отличием данной книги является ряд заданий итогового характера. Из них особое значение имеют задания на варьирование гармонических схем путем их обогащения не аккордовыми звуками различного типа (мелодизации гармонии). Подобного рода тренировочную работу следовало бы применить к каждому из разделов гармонии, к каждой гармонической схеме, активизируя этим композиционным приемом мелодико-гармонический слух учащегося. В конце книги дано дополнение, касающееся раздела модуляции. Поскольку в основном тексте этого раздела фактически дается только второе - модулирующее - предложение периода, из педагогических соображений представилось целесообразным добавить и варианты начального предложения. Оба предложения, вместе взятые, составят модулирующий период простейшей структуры. Помимо того, в дополнении приведены образцы из художественной литературы, относящиеся к темам: «Модуляция в тональности I степени родства» и «Энгармоническая модуляция». Из практических соображений в настоящем издании введена общая для всей книги нумерация заданий. |
ИЗ ИЗДАНИЯ: III - заключительная - часть «Упражнений по гармонии на фортепьяно» представляет собой практическое пособие по гармонии, в раиной мере предназначенное как для студентов исполнительских специальностей, так и теоретико-композиторских факультетов консерваторий. Это пособие посвящено разработке труднейших тем гармонии, а именно: альтерации, мажоро-минорной системы, модуляции в ее сложнейших формах и органному пункту. Раздел о модуляции завершается схемами-образцами модуляционных переключений из До мажора и ля минора во все другие мажорные и минорные тональности. Эти схемы дают учащемуся возможность путем их транспонирования выполнить модулирование из любой заданной тональности в любую другую. Итоговая тема по всему курсу гармонии дана в форме гармонического прелюдирования. Особый раздел в III части «Упражнений» отведен характерным гармоническим оборотам, встречающимся в русской народной песне и в русской классической музыке. По существу эта актуальнейшая тема должна бы пройти через весь курс гармонии как основополагающая. Автор считает возможным дать ее только в виде особой главы, принимая во внимание недостаточную еще разработанность требуемого материала в музыковедении. Помещенные в конце книги «Поверочные упражнения» изложены, как и в первых двух частях «Упражнений», в форме билетов, что дает учащемуся возможность рационально организовать самостоятельную работу по подготовке к заключительному экзамену по одной из основных дисциллин музыкально-теоретического цикла. Составляя экзаменационные билеты, преподающий, разумеется, будет иметь в виду специальность учащихся (пианисты, дирижеры, теоретики, композиторы, скрипачи и пр.) и уровень подготовленности своего класса и соответственно этому отберет академический материал, сокращая при необходимости количество вопросов, но не снижая основных требований курса гармонии... |