«И» «ИЛИ»  
© Публичная Библиотека
 -  - 
Универсальная библиотека, портал создателей электронных книг. Только для некоммерческого использования!
Максимов Семен Емельянович
.

Семен Емельянович Максимов 172k

-

(16.09.1898)

Музыковед. Кандидат искусствоведения (1939), диссертация «Народная музыкальная культура немцев Поволжья». В 1932 окончил научно-теоретический факультет Московской консерватории, в 1936 - там же аспирантуру (рук. К.В. Квитка, М.Ф. Гнесин, С.В. Евсеев). С 1935 преподаватель кафедры теории музыки Московской консерватории (с 1941 доцент). В 1944-1948 также старший научный сотрудник Научно-исследовательского кабинета при Московской консерватории.
Автор статей по музыкально-методическим вопросам, в т.ч. «О сольфеджио на ладовой основе («СМ», 1936, №2), «Инструментальная музыка немцев Поволжья» («СМ», 1938, №1), «Воспитание слуха певцов» («Сов. искусство», 1953, 23 сент.), «Воспитывать эстетически!» (о преподавании сольфеджио вокалистам, «СМ», 1977, №1).
.
семен емельянович максимов на страницах библиотеки упоминается 1 раз:
* Максимов Семен Емельянович
  • Максимов С.Е. Упражнения по гармонии на фортепиано. В трех частях. [Djv- 9.8M] Учебное пособие для консерваторий и музыкальных училищ.
    (Москва: Издательство «Музыка», 1977. - Московская консерватория им. П.И. Чайковского. Кафедра теории музыки)
    Скан, OCR, обработка, формат Djv: KVA, 2012
    • КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ:
      Предисловие (3).
      ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
      Главные трезвучия мажора и минора (5).
      Кадансовый квартсекстаккорд (20).
      Секстаккорды главных трезвучий (25).
      Проходящий и вспомогательный квартсекстаккорды (33).
      Доминантселтаккорд (36).
      Секстаккорд и трезвучие II ступени (44).
      Гармонический мажор (48).
      Трезвучие VI ступени (49).
      Субдоминантсептаккорд (52).
      Вводные септаккорды (60).
      Доминантной аккорд (65).
      Секстаккорд VII ступени (66).
      Трезвучие и секстаккорд III ступени (60).
      Натуральный минор (72).
      Тональные сеювенции (74).
      Двойная доминанта (78).
      Однотональный период (90).
      Проверочные упражнения (93).
      ЧАСТЬ ВТОРАЯ
      Модуляция в тональности I степени родства (100).
      Неаккордовые звуки (134).
      Энгармоническая модуляция (173).
      ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ
      Альтерация (191).
      Мажоро-минорная система (208).
      Модуляция в ее сложных формах (220).
      Органный пункт (263).
      Гармоническое прелюдирование (268).
      Проверочные упражнения (272).
Предисловие: Среди музыкально-теоретических дисциплин одно из важнейших мест занимает курс гармонии.
Успешное овладение этой трудной дисциплиной стоит в теснейшей связи с воспитанием слухового сознания. Изучение любого отдела гармонии без участия музыкального слуха, то есть, по выражению Римского-Корсакова, «всухомятку», теряет всякий смысл.
Чем раньше будет пробуждено гармоническое сознание учащегося, тем легче и тем крепче будут усвоены теоретические положения курса гармонии. Таким образом, первое условие в работе над упражнениями по гармонии на фортепиано заключается в том, чтобы музыкальный олух участвовал в этом процессе в полной мере.
Вслед за непосредственным восприятием, дающим общее слуховое впечатление, необходим анализ теоретический, последовательно раскрывающий элементы музыкально-гармонической речи. Повышая культуру слуха, такой теоретический анализ помогает раскрыть музыкальный замысел как отдельного примера, так и цельного художественного произведения.
Исполнитель, уже достаточно владеющий техникой игры на своем инструменте (в том числе и пианист), часто затрудняется выполнить на фортепиано самые простые гармонические задания. Это указывает прежде всего на то, что вся его тренировочно-академическая работа по специальности фактически протекала без осознания гармонических основ музыкальных явлений.
Настоящее пособие имеет целью руководить учащимся и направлять его работу во внеклассных занятиях на фортепиано по всему курсу гармоник.
.
  • Максимов С.Е. Упражнения по гармонии на фортепиано. Часть 1. [Djv- 6.7M] Учебное пособие для консерваторий и музыкальных училищ. Издание третье.
    (Москва: Государственное музыкальное издательство, 1957. - Московская консерватория им. П.И. Чайковского. Кафедра теории музыки)
    Скан: ???, OCR, обработка, формат Djv: KVA, 2012
    • СОДЕРЖАНИЕ:
      Предисловие к третьему изданию (3).
      Предисловие к первому изданию (4).
      I. Главные трезвучия мажора и минора (5).
      II. Кадансовый квартсекстаккорд (31).
      III. Секстаккорды главных трезвучий (38).
      IV. Проходящий и вспомогательный квартсекстаккорды (54).
      V. Доминант-септаккорд (58).
      VI. Секстаккорд и трезвучие II ступени (74).
      VII. Гармонический мажор (82).
      VIII. Трезвучие VI ступени (85).
      IX. Субдоминант-септаккорд (90).
      X. Вводные септаккорды (101).
      XI. Доминант-нонаккорд (112).
      XII. Секстаккорд VII ступени (117).
      XIII. Трезвучие и секстаккорд III ступени (122).
      XIV. Натуральный минор (131).
      XV. Тональные секвенции (134).
      XVI. Двойная доминанта (145).
      XVII. Однотональный период (170).
      Поверочные упражнения (180).
Предисловие к третьему изданию: Среди музыкально-теоретических дисциплин одно из важнейших мест занимает курс гармонии.
Успешное овладение этим трудным предметом стоит в теснейшей связи с воспитанием музыкального слуха. Чем раньше будет пробуждено гармоническое сознание учащегося, тем легче и тем крепче будут освоены теоретические положения курса гармонии. Таким образом, первое условие при выполнении упражнений по гармонии на фортепьяно заключается в том, чтобы музыкальный слух участвовал в полной мере в выполнении предлагаемых заданий. Это возможно, разумеется, только при условии вполне свободного выполнения учащимся каждого упражнения.
В настоящее - третье - издание пособия внесены дополнительно образцы художественного творчества в виде иллюстраций к некоторым темам и ряд заданий, имеющих обобщающий характер, с примерным их решением.
Из соображений удобства пользования книгой, в пособие введена единая нумерация заданий.
.
  • Максимов С.Е. Упражнения по гармонии на фортепиано. Часть 2. [Djv- 8.0M] Учебное пособие для консерваторий и музыкальных училищ. Издание четвертое.
    (Москва: Издательство «Музыка», 1965. - Московская консерватория им. П.И. Чайковского. Кафедра теории музыки)
    Скан: ???, OCR, обработка, формат Djv: KVA, 2012
    • КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ:
      Предисловие (2).
      Модуляция в тональности 1 степени родства (5).
      Задержание (67).
      Проходящие звуки (97).
      Вспомогательные звуки (122).
      Предъем (139).
      Скачковые вспомогательные звуки (146).
      Неприготовленное задержание (161).
      Запаздывающее разрешение задержания (175).
      Образцы модулирующих построений и их варианты на основе мелодизации гармонии (191).
      Энгармоническая модуляция (211).
      Поверочные упражнения (226).
      Дополнение (247).
      Указатель примеров из художественной литературы (273).
Предисловие к третьему изданию: При оценке любого музыкального явления, будет ли это художественное произведение или простой академический пример, иллюстрирующий ту или другую тему по курсу гармонии, на первом месте неизменно стоит работа слухового сознания.
Не требует доказательств, что вне слухового восприятия искусства музыки вообще не существует Ясно, что изучение любого отдела гармонии без участия слуха, т.е., по выражению Римского-Корсакова «всухомятку», теряет всякий смысл. Вслед за непосредственным восприятием, дающим общее слуховое впечатление, необходим анализ теоретический, последовательно раскрывающий элементы музыкально-гармонической речи. Повышая культуру слуха, такой теоретический анализ помогает раскрыть музыкальный замысел как отдельного примера, так и цельного художественного произведения.
Третье издание настоящего пособия по курсу гармонии, также как и второе, сохраняет без изменений содержание первого издания. Наиболее существенным отличием данной книги является ряд заданий итогового характера. Из них особое значение имеют задания на варьирование гармонических схем путем их обогащения не аккордовыми звуками различного типа (мелодизации гармонии). Подобного рода тренировочную работу следовало бы применить к каждому из разделов гармонии, к каждой гармонической схеме, активизируя этим композиционным приемом мелодико-гармонический слух учащегося.
В конце книги дано дополнение, касающееся раздела модуляции. Поскольку в основном тексте этого раздела фактически дается только второе - модулирующее - предложение периода, из педагогических соображений представилось целесообразным добавить и варианты начального предложения. Оба предложения, вместе взятые, составят модулирующий период простейшей структуры. Помимо того, в дополнении приведены образцы из художественной литературы, относящиеся к темам: «Модуляция в тональности I степени родства» и «Энгармоническая модуляция».
Из практических соображений в настоящем издании введена общая для всей книги нумерация заданий.
.
  • Максимов С.Е. Упражнения по гармонии на фортепиано. Часть 3. [Djv- 6.7M] Учебное пособие для консерваторий и музыкальных училищ. Издание второе.
    (Москва: Государственное музыкальное издательство, 1961. - Московская консерватория им. П.И. Чайковского. Кафедра теории музыки)
    Скан: ???, OCR, обработка, формат Djv: KVA, 2012
    • КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ:
      Предисловие (3).
      Альтерация (5).
      Мажоро-минорная система (23).
      Модуляция (43).
      Органный пункт (131).
      Гармоническое прелюдирование (140).
      Характерные гармонические обороты в русской народной и классической музыке (149).
      Поверочные упражнения (195).
      Приложение (213).
      Заключение (229).
      Указатель примеров из художественной литературы (230).
Из предисловия: III - заключительная - часть «Упражнений по гармонии на фортепьяно» представляет собой практическое пособие по гармонии, в раиной мере предназначенное как для студентов исполнительских специальностей, так и теоретико-композиторских факультетов консерваторий. Это пособие посвящено разработке труднейших тем гармонии, а именно: альтерации, мажоро-минорной системы, модуляции в ее сложнейших формах и органному пункту.
Раздел о модуляции завершается схемами-образцами модуляционных переключений из До мажора и ля минора во все другие мажорные и минорные тональности. Эти схемы дают учащемуся возможность путем их транспонирования выполнить модулирование из любой заданной тональности в любую другую.
Итоговая тема по всему курсу гармонии дана в форме гармонического прелюдирования.
Особый раздел в III части «Упражнений» отведен характерным гармоническим оборотам, встречающимся в русской народной песне и в русской классической музыке. По существу эта актуальнейшая тема должна бы пройти через весь курс гармонии как основополагающая. Автор считает возможным дать ее только в виде особой главы, принимая во внимание недостаточную еще разработанность требуемого материала в музыковедении.
Помещенные в конце книги «Поверочные упражнения» изложены, как и в первых двух частях «Упражнений», в форме билетов, что дает учащемуся возможность рационально организовать самостоятельную работу по подготовке к заключительному экзамену по одной из основных дисциллин музыкально-теоретического цикла. Составляя экзаменационные билеты, преподающий, разумеется, будет иметь в виду специальность учащихся (пианисты, дирижеры, теоретики, композиторы, скрипачи и пр.) и уровень подготовленности своего класса и соответственно этому отберет академический материал, сокращая при необходимости количество вопросов, но не снижая основных требований курса гармонии...
.