«И» «ИЛИ»  
© Публичная Библиотека
 -  - 
Универсальная библиотека, портал создателей электронных книг. Только для некоммерческого использования!
Мишле Жюль
Фотографии

Жюль Мишле 63k

(Jules Michelet)

(21.08.1798 - 09.02.1874)

◄ СМЕНИТЬ   РАЗВЕРНУТЬ ▼
▲ СВЕРНУТЬ    СМЕНИТЬ ►
Большая советская энциклопедия: Мишле (Michelet) Жюль (21.8.1798, Париж, - 9.2.1874, Йер), французский историк романтического направления, идеолог мелкой буржуазии. Член Академии моральных и политических наук (1838). С 1827 профессор Высшей нормальной школы, с 1838 профессор Коллеж де Франс. В годы Июльской монархии М. стал кумиром радикального студенчества как страстный борец против католической церкви (социологические этюды «Иезуиты», «Священник, женщина и семья», «Народ», рус. пер., М., 1965). Если в юности идеалы М. не шли дальше «либеральной монархии», то в дальнейшем он становится приверженцем республики. Принимая Великую французскую революцию, М., однако, отрицательно относился к деятельности якобинцев, к коммунистическим идеям (рассматривая экономическое неравенство как божественный закон). За отказ присягнуть Наполеону III М. в 1852 был лишен профессорской кафедры и должности заведующего исторической секцией Национального архива (которую занимал с 1831). В учебниках по новой истории и всемирной истории, оказавших большое влияние на французскую историографию, М. обнаружил наряду со способностью к широким историческим обобщениям эклектизм философско-исторической мысли (соединение циклизма Дж. Вико с теорией прогресса Г. Гегеля). Герой исторического процесса, согласно М., - народ (без деления на классы); великие люди - лишь «символы» (выражение обществ. идей цивилизации), по существу «пигмеи», вскарабкавшиеся «на послушные плечи доброго гиганта - Народа».
Наиболее значительные из работ М. - многотомная «История Франции», доведенная до 1789, и являющаяся ее продолжением «История Французской революции»; они основаны главным образом на источниках (архивных и печатных), на данных географии, нумизматики и др. М. ставил перед собой цель раскрыть психологию французского народа, выявить «народный дух» в языке, фольклоре, литературе, искусстве. Историческое прошлое он стремился «воскресить» с помощью художественных средств. Исторический метод М. отличается субъективизмом оценок: в его основе - интуиция, воображение, симпатия к изображаемым людям и явлениям.
Обложки




.