«И» «ИЛИ»  
© Публичная Библиотека
 -  - 
Универсальная библиотека, портал создателей электронных книг. Только для некоммерческого использования!
Морган Льюис Генри

Льюис Генри Морган 119k

(Lewis-Henri Morgan)

(21.11.1818 - 17.12.1881)

  ◄  СМЕНИТЬ  ►  |▼ О СТРАНИЦЕ ▼
▼ ОЦИФРОВЩИКИ ▼|  ◄  СМЕНИТЬ  ►  
Большая советская энциклопедия: Морган (Morgan) Льюис Генри (21.11.1818, Орора, Нью-Йорк, - 17.12.1881, Рочестер, Нью-Йорк), американский этнограф и археолог, историк первобытного общества, прогрессивный общественный деятель. Член Национальной АН США (1875). По образованию юрист, занимался адвокатурой, позднее - также коммерцией. С ранних лет интересовался бытом индейцев-ирокезов. Основал общество для изучения индейцев и оказания им помощи (1840), выступал против ограбления, дискриминации и истребления индейцев в США. В 1847 был усыновлен ирокезским племенем сенека под именем «Тот, Кто является Мостом» (между индейцами и белыми). Первый крупный труд М., посвященный индейцам-ирокезам, «Лига ирокезов» (1851) поныне остается важнейшим исследованием об этих племенах. В последующих трудах (основной из них - «Древнее общество, или Исследование линий человеческого прогресса от дикости через варварство к цивилизации», 1877, рус. пер., 2 изд., 1934) М. выступал преимущественно как историк первобытного общества, утверждавший идеи прогресса и единства исторического пути человечества. Центральное место в его учении заняло положение о роде как универсально-исторической основной ячейке первобытного общества. С этим связаны положения о развитии собственности от коллективных форм к частным и об эволюции семьи и брака от групповых форм к индивидуальным. М. разработал также научную периодизацию первобытной истории, подразделив ее на периоды дикости и варварства, а каждый из них - на три подпериода. Крупнейший представитель эволюционизма в этнографии, М. фактически сумел отойти от него и, по словам Ф. Энгельса, «...в границах своего предмета самостоятельно вновь открыл марксово материалистическое понимание истории...» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т.36, с. 97).
Вокруг концепции М. до сих пор идет борьба между прогрессивным и реакционным течениями этнографической науки. Данные современной этнографии и археологии показывают, что ряд частных положений М. требует уточнения, но созданное им учение о первобытном обществе сохраняет свое значение и продолжает развиваться марксистской наукой.
:
...




.