«И» «ИЛИ»  
© Публичная Библиотека
 -  - 
Универсальная библиотека, портал создателей электронных книг. Только для некоммерческого использования!
Набоков Михаил Евгеньевич (астроном)

Михаил Евгеньевич Набоков 144k

-

(25.04.1887 - 14.03.1960)

  ◄  СМЕНИТЬ  ►  |▼ О СТРАНИЦЕ ▼
▼ ОЦИФРОВЩИКИ ▼|  ◄  СМЕНИТЬ  ►  
Википедия: Михаил Евгеньевич Набоков (1887-1960) - советский астроном, методист, профессор.
Родился 25 апреля 1887 года в Москве.
Учился в Сергиево-Посадской мужской гимназии. В 1910 году окончил Императорский Московский университет, после чего преподавал физику и космографию в гимназиях и технических училищах.
С 1920 по 1933 году стал сотрудником Московской обсерватории и Государственного Астрономического Институт имени П.К. Штернберга МГУ.
В 1923 и 1926 годах были изданы его учебники и рабочие книги по астрономии. В 1935 году написал учебник астрономии для 10 класса (совместно с Б.А. Воронцовым-Вельяминовым), многократно на разных языках переиздававшийся в союзных республиках. Также написал книгу «Астрономические наблюдения с биноклем» (несколько изданий с 1927 по 1948 г).
Среди его наглядных пособий по астрономии наибольшую известность получили зонт Набокова с изображением околополюсных созвездий и глобус, моделирующий освещение Земли Солнцем.
В 1933 и 1934 годах читал курс методики астрономии в МГУ. С 1937 по 1941 год работал профессором Витебского педагогического института. В 1941 году уехал в эвакуацию в Ульяновск, где до 1943 года был профессором астрономии Ульяновского педагогического института. После войны вернулся в Белоруссию и до 1948 года преподавал в Белорусском университете.
Вернувшись в Москву работал в планетарии. Умер 14 марта 1960 года в Москве, похоронен на Ваганьковском кладбище.
:
Игорь Розивика...




  • Набоков М.Е. Методика преподавания астрономии в средней школе. [Djv-Fax- 3.4M] Автор: Михаил Евгеньевич Набоков
    (Москва: Государственное Учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР (Учпедгиз), 1947)
    Скан: ???, обработка, формат Djv-Fax: Игорь Розивика, 2023
    • ОГЛАВЛЕНИЕ:
      Глава I. ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ.
      1. Астрономия как учебный предмет (5).
      2. Задачи обучения астрономии в школе (14).
      3. Особенности методов обучения астрономии (18).
      4. Учебник и другие пособия (20).
      5. Демонстрирование чертежей и картин (22).
      6. Демонстрирование моделей (23).
      7. Экскурсии на астрономическую обсерваторию (26).
      8. Экскурсии в планетарий (27).
      9. Практические работы и задачи (29).
      10. Наблюдения вводные (33).
      11. Наблюдения иллюстративные (39).
      12. Наблюдения затмений, комет и метеоров (41).
      13. Практические наблюдательные работы (42).
      14. Организация наблюдений (45).
      15. Сводки наблюдений (49).
      16. Подготовка преподавателя (50).
      17. Составление плана занятий (59).
      18. Школьные астрономические кружки (62).
      Глава II. ОБОРУДОВАНИЕ.
      19. Астрономическая площадка (65).
      20. Астрономическая вышка (70).
      21. Башня и купол (71).
      22. Основные приборы для наблюдений (73).
      23. Вспомогательные приборы для наблюдений (82).
      24. Угломерные инструменты и часы (85).
      25. Освещение (87).
      26. Звездные атласы и карты (88).
      27. Астрономический зонт (88).
      28. Астрономический отдел в физическом кабинете (93).
      29. Учебные пособия по сферической астрономии (98).
      30. Модели движения Земли и Луны (102).
      31. Модели солнечной системы (105).
      32. Астрофизические модели (110).
      33. Картины и диапозитивы (112).
      34. Общий список оборудования (113).
      Глава III. МЕТОДИКА ИЗЛОЖЕНИЯ.
      35. Последовательность изложения у (115).
      36. Элементы сферической астрономии (117).
      37. Небесные координаты и ориентировка по звездам (125).
      38. Форма Земли и зависимость вида неба от положения наблюдателя (130).
      39. Видимое движение Солнца и истинное движение Земли (135).
      40. Измерение времени и определение географических координат (139).
      41. Календарь (146).
      42. Параллаксы и определение расстояний (147).
      43. Движение Луны и затмения (149).
      44. Солнечная система (151).
      45. Законы Кеплера (155).
      46. Закон тяготения (156).
      47. Понятие об астрофизике (158).
      48. Солнце (160).
      49. Планеты (162).
      50. Кометы и метеоры (163).
      51. Звезды (165).
      52. Космогонические гипотезы (169).
      53. Указатель литературы (175).
      ПРИЛОЖЕНИЯ:
      I. Графический астрономический календарь на 1948 г. (184).
      II. Полуграфический расчет видимости планет (184).
      III. Хронологический указатель по истории астрономии (187).
      IV. Параллаксы главных звезд созвездия Б. Медведицы (190).
От автора:
Назначение этой книги - помочь преподавателям в проведении курса астрономии в средней школе. Некоторые части ее могут быть применимы в преподавании астрономии и в высших учебных заведениях, особенно в педагогических институтах: преподаватели их могут попутно с общим курсом вводить и короткие методические указания.
Содержание книги представляет собой расширенный и пополненный краткий курс методики, читавшийся мною в Московском государственном университете и в Московском городском педагогическом институте в 1933 г., и такой же, читавшийся мною на физическом факультете Московского государственного университета для учительских курсов в 1945 и 1946 гг.
Курс астрономии в средней школе включен в курс физики. Преподавание астрономии, таким образом, является обязанностью преподавателей физики, проходивших астрономию в педагогических институтах. Поэтому это изложение основ методики астрономии рассчитано именно на таких преподавателей, которые знают астрономию в объеме учебника для педагогических институтов.
Может быть книга, в некоторых ее частях окажется полезной и преподавателям географии. Содержание и порядок изложения очень близко соответствуют существующей программе средней школы с учетом тех небольших вариаций, которые имели место и считаются допустимыми.