|
- ⒶⒸНабоков М.Е. Методика преподавания астрономии в средней школе. [Djv-Fax- 3.4M] Автор: Михаил Евгеньевич Набоков
(Москва: Государственное Учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР (Учпедгиз), 1947) Скан: ???, обработка, формат Djv-Fax: Игорь Розивика, 2023
- ОГЛАВЛЕНИЕ:
Глава I. ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ. 1. Астрономия как учебный предмет (5). 2. Задачи обучения астрономии в школе (14). 3. Особенности методов обучения астрономии (18). 4. Учебник и другие пособия (20). 5. Демонстрирование чертежей и картин (22). 6. Демонстрирование моделей (23). 7. Экскурсии на астрономическую обсерваторию (26). 8. Экскурсии в планетарий (27). 9. Практические работы и задачи (29). 10. Наблюдения вводные (33). 11. Наблюдения иллюстративные (39). 12. Наблюдения затмений, комет и метеоров (41). 13. Практические наблюдательные работы (42). 14. Организация наблюдений (45). 15. Сводки наблюдений (49). 16. Подготовка преподавателя (50). 17. Составление плана занятий (59). 18. Школьные астрономические кружки (62). Глава II. ОБОРУДОВАНИЕ. 19. Астрономическая площадка (65). 20. Астрономическая вышка (70). 21. Башня и купол (71). 22. Основные приборы для наблюдений (73). 23. Вспомогательные приборы для наблюдений (82). 24. Угломерные инструменты и часы (85). 25. Освещение (87). 26. Звездные атласы и карты (88). 27. Астрономический зонт (88). 28. Астрономический отдел в физическом кабинете (93). 29. Учебные пособия по сферической астрономии (98). 30. Модели движения Земли и Луны (102). 31. Модели солнечной системы (105). 32. Астрофизические модели (110). 33. Картины и диапозитивы (112). 34. Общий список оборудования (113). Глава III. МЕТОДИКА ИЗЛОЖЕНИЯ. 35. Последовательность изложения у (115). 36. Элементы сферической астрономии (117). 37. Небесные координаты и ориентировка по звездам (125). 38. Форма Земли и зависимость вида неба от положения наблюдателя (130). 39. Видимое движение Солнца и истинное движение Земли (135). 40. Измерение времени и определение географических координат (139). 41. Календарь (146). 42. Параллаксы и определение расстояний (147). 43. Движение Луны и затмения (149). 44. Солнечная система (151). 45. Законы Кеплера (155). 46. Закон тяготения (156). 47. Понятие об астрофизике (158). 48. Солнце (160). 49. Планеты (162). 50. Кометы и метеоры (163). 51. Звезды (165). 52. Космогонические гипотезы (169). 53. Указатель литературы (175). ПРИЛОЖЕНИЯ: I. Графический астрономический календарь на 1948 г. (184). II. Полуграфический расчет видимости планет (184). III. Хронологический указатель по истории астрономии (187). IV. Параллаксы главных звезд созвездия Б. Медведицы (190).
От автора: Назначение этой книги - помочь преподавателям в проведении курса астрономии в средней школе. Некоторые части ее могут быть применимы в преподавании астрономии и в высших учебных заведениях, особенно в педагогических институтах: преподаватели их могут попутно с общим курсом вводить и короткие методические указания. Содержание книги представляет собой расширенный и пополненный краткий курс методики, читавшийся мною в Московском государственном университете и в Московском городском педагогическом институте в 1933 г., и такой же, читавшийся мною на физическом факультете Московского государственного университета для учительских курсов в 1945 и 1946 гг. Курс астрономии в средней школе включен в курс физики. Преподавание астрономии, таким образом, является обязанностью преподавателей физики, проходивших астрономию в педагогических институтах. Поэтому это изложение основ методики астрономии рассчитано именно на таких преподавателей, которые знают астрономию в объеме учебника для педагогических институтов. Может быть книга, в некоторых ее частях окажется полезной и преподавателям географии. Содержание и порядок изложения очень близко соответствуют существующей программе средней школы с учетом тех небольших вариаций, которые имели место и считаются допустимыми. |
|