Публичная Библиотека
Универсальная библиотека, портал создателей электронных книг, авторов произведений и переводов

Сергей Иннокентьевич Поварнин 97k

-

(11.09.1870 - 03.03.1952)

...философ и логик, доктор философских наук, профессор. Родился в г. Брест-Литовск Гродненской губ. Окончил историко-филологический факультет Петербургского университета. Был оставлен при университете для подготовки к профессорскому званию. В 1916 защитил магистерскую диссертацию. Преподавал логику и историю философии. Работал в Институте усовершенствования врачей. С сентября 1944 стал читать курс логики на философском факультете ЛГУ. В 40-е годы философский факультет ЛГУ присуждает П. степень доктора философских наук по совокупности научных трудов без защиты диссертации, а в 1948 ВАК утверждает его в ученом звании профессора по кафедре философии (курс логики). Творческое наследие П. многообразно. Он оставил труды в области логики, психологии, религиозной философии, литературы. Наиболее примечательны его работы по логике. П. занимался историей логики, разрабатывал общую теорию несиллогистических умозаключений, Исследовал суждения об отношениях. Разрабатывал практическую логику. Занимался приложениями логики к вопросам аргументации и ведения дискуссий. Книга П. «Спор. О теории и практике спора» представляет собой наиболее значительное в отечественной литературе исследование методики ведения аргументации и дискуссии, проведенное с использованием понятий традиционной логики и включенное в контекст представлений об общих характеристиках развития познания и культуры. П. выделял различные типы споров (ради истины, ради убеждения, ради победы и др.), дал подробную классификацию типичных ошибок и уловок в споре (допустимых и недопустимых), рекомендации по ведению дискуссий. П. использовал популярный способ изложения, яркие примеры обсуждения проблем, характерных для интеллектуальной и политической жизни России первых десятилетий XX в. П. подчеркивал необходимость уважения человеческой личности, ее убеждений даже в ситуациях самых горячих столкновений различных мнений. При этом П. считает одним из наиболее порочных доводов в споре «довод к городовому». Он описывает условия и способы применения этого воздействия: «Сначала человек спорит честь честью, спорит из-за того, истинен ли тезис или ложен. Но спор разыгрывается не в его пользу - и он обращается ко властям предержащим, указывая на опасность тезиса для государства или общества... Все равно, какие власти: старого режима или нового, «городовые» или «товарищи»... суть одна и та же: приходит какая-нибудь «власть» и зажимает противнику нашему рот. Что и требовалось доказать. Спор прекратился и «победа» за нами. - Для того, чтобы применить подобную уловку, требуется, конечно, очень невежественная голова или очень темная совесть». Опровергать можно самым решительным образом, считает П., но не оскорбляя чужих убеждений насмешками, издевательством, особенно - не глумясь над ними перед сочувствующей толпой. «Надо ясно осознать, - пишет П., - что человеческое знание творится и идет вперед путем необычайно сложного процесса борьбы мнений, верований, убеждений. То, во что мы лично верим, - только часть борющихся сил, из взаимодействия которых вырастает величественное здание человеческой культуры. Все они необходимы, и борьба их, честный спор между ними, необходимы, и если владычествует одна из них, подавив остальные и затушив споры и борьбу, - настает величайший враг движения вперед: спокойствие застоя. Это - смерть умственной жизни».
.
. «сергей иннокентьевич поварнин» на страницах библиотеки упоминается 1 раз: .
. .
. .
  • Поварнин С.И. Как читать книги. [Djv- 750k] [Fb2- 42k] [Rtf- 65k]
    (Москва: Издательство «Книга», 1971)
    Скан: AAW, обработка, формат Djv: DNS, 2012; OCR, обработка, формат Fb2, Rtf: Mykola Lyakhovych, Faiber, предоставил: Raidar, 2013
    • ОГЛАВЛЕНИЕ:
      I глава. Безыскусственное чтение. Вредное чтение. Чтение есть искусство. Основные правила чтения. Цели чтения. Цели чтения и книга. Способы чтения. Идеал чтения (3).
      II глава. Главные задами образования. Две основные цели. Какая из этих целей важнее? Чем больше всего отличается образованный от необразованного. В чем основная задача самообразования. В чем же состоит работа над книгой, особенно над научной? О навыках при чтении и о проработке книг (13).
      III глава. Необходимые условия для правильного чтения. Мышление и воображение. Внутренние помехи хорошему чтению. Нетерпеливость. Лень мышления и воображения. Дурные привычки. Привычка бросать книгу, не дочитав до конца (20).
      IV глава. Общие указания о том, что читать для самообразования. О чтении основных книг с проработкой. Вдохновляющие книги. Чтение произведений искусства. Роль воображения. Перечитывание. Чтение критики (28).
      V глава. Предварительное ознакомление с книгою. Обзор содержания книги. Предисловие и введение. Оглавление. Заключение книги. Просмотр книги (36).
      VI глава. Главные задачи проработки книги. Понимание книги. «Отработка» содержания книги. Продумывание книги. Оценка и критика книги (44).
      VII глава. Процесс чтения. Усвоение параграфа. «Охватывание» книги. Основное -содержание книги. Чтение с проработкой. Чтение книг противоположного содержания. Коллективное чтение. Перечитывание (54).
      VIII глава. Вспомогательные средства чтения. Подчеркивание и отчеркивание. Выписки и выдержки. Увлечение карточками. Конспект. Свободный конспект. Журнал чтения. Указатель по вопросу (65).
      Заповеди читателя (76).
Аннотация издательства: Брошюра Сергея Иннокентьевича Поварнина (1870-1962) - крупного специалиста в области логики - знакомит читателя с приемами и навыками рационального, наиболее производительного чтения, с психологическими основами восприятия и усвоения текста.
Брошюра впервые была издана в 1924 году. Это одно из первых руководств по методике чтения. Как писал С.И. Поварнин в предисловии к изданию 1924 года, - это «краткое введение в искусство чтения». Брошюра не потеряла своей ценности и в наши дни. Она с интересом будет прочитана современным читателем, особенно молодежью.
В основу настоящего издания положен текст, опубликованный в 1962 году Издательством Ленинградского государственного университета.
.
  • Поварнин С.И. Как читать книги. [Djv- 990k]
    (Москва, 1994)
    Скан, обработка, формат Djv: ???, предоставил: Raidar, 2013
    • ОГЛАВЛЕНИЕ:
      Глава 1 (3).
      1. Безыскусственное чтение - 3; 2. Вредное чтение - 3; 3. Чтение есть искусство - 4; 4. Основные правила чтения - 5; 5. Цели чтения; 6. Цель чтения и книга - 5; 7. Способы чтения - 6; 8. Идеал чтения - 7.
      Глава 2 (8).
      9. Главные задачи образования - 8; 10. Две основные цели - 8; 11. Какая из этих целей важнее? - 8; 12. Чем больше всего отличается образованный от необразованного - 9; 13. В чем основная задача самообразования - 9; 14. В чем же состоит работа над книгой, особенно научной? - 10; 15. О навыках при чтении и о проработке книги - 10.
      Глава 3 (12).
      16. Необходимые условия для правильного чтения - 12; 17. Мышление и воображение - 13; 18. Внутренние помехи хорошему чтению. Нетерпеливость - 13; 19. Лень мышления и воображения - 14; 20. Дурные привычки - 14; 21, Привычка бросать книгу, не дочитав до конца - 15.
      Глава 4 (16).
      22. Общие указания о том, что читать для самообразования - 16; 23. О чтении основных книг (с проработкой) - 17; 24. Вдохновляющие книги - 17; 25. Чтение произведений искусства - 18; 26. Роль воображения - 18; 27. Перечитывание - 19; 28. Чтение критики - 19.
      Глава 5 (20).
      29. Предварительное ознакомление с книгой - 20; 30. Обзор содержания книги - 21; 31. Предисловие и введение - 21; 32. Оглавление - 22; 33. Заключение книги - 23; 34. Просмотр содержания книги-23.
      Глава 6 (25).
      35. Главные задачи проработки книги - 25; 36. Понимание книги - 25; 37. «Отработка» содержания книги - 26; 38. Продумывание книги - 27; 39. Оценка и критика книги - 28.
      Глава 7 (30).
      40. Процесс чтения - 30; 41. Усвоение параграфа - 31; 42. «Охватывание книги» - 32; 43. Основное содержание книги - 32; 44. Чтение с проработкой - 33; 45. Чтение книг противоположного содержания - 34; 46. Коллективное чтение; 47. Перечитывание важнейших книг.
      Глава 8 (36).
      48. Вспомогательные средства чтения - 36; 49. Подчеркивание и отчеркивание - 36; 50. Выписки и выдержки - 37; 51. Увлечение карточками - 37; 52. Конспект - 38; 53. Свободный конспект - 39; 54. Журнал чтения - 40; 55. Указатель по вопросу - 40.
Аннотация издательства: В книге рассматриваются вопросы психологии чтения и методики самостоятельной работы над научной, учебной и политической литературой. Обобщен опыт работы над книгой известных писателей и деятелей науки; автор использует также свои наблюдения над особенностями восприятия книжных текстов людьми различного уровня подготовки.
Книга предназначена для широкого круга читателей, особенно полезна для школьников старших классов и студентов вузов и техникумов.
.