|
-
(15.07.1912 - 02.11.1973)
Википедия: Ариф Васильевич Сапаров (2(15) июля 1912, Луга, Санкт-Петербургская губерния - 2 ноября 1973, Ленинград) - советский писатель и журналист, военный корреспондент. Непосредственный участник и первый летописец героических рейсов по ледовой трассе - легендарной «Дороге жизни», связавшей осажденный Ленинград с «большой землей». Ленинградский писатель Ариф Васильевич Сапаров родился 2(15) июля 1912 года в городе Луга тогда еще Санкт-Петербургской губернии. До вступления в Союз писателей более четверти века работал газетным очеркистом, опубликовав на страницах газет «Ленинградская правда», «Смена», «Известия», «Красная звезда», «На страже Родины», и других изданий, сотни очерков. Именно тогда он сформировался как писатель-приверженец документально-художественной прозы. В свое время в секции документальной прозы Ленинградского отделения Союза писателей Сапаров любил повторять известную формулу Николая Чернышевского о том, что действительность всегда выше искусства. Он считал, что искусство документального очерка - совершенно самостоятельный жанр художественной литературы. «Задача писателя-очеркиста - говорил Сапаров - не в том, чтобы находить ту или иную субъективную интерпретацию событиям жизни, а двинуться вглубь жизненного материала, так, чтобы он раскрыл свою внутреннюю динамику и многосложность». С весны 1939 года А.В. Сапаров становится профессиональным журналистом, сотрудничая поначалу в лужской газете «Крестьянская правда» (ныне «Лужская правда»), затем в редакции «Ленинградской правды». В сентябре 1939 года принял участие в освобождении Западной Белоруссии. Спустя два месяца как военный корреспондент «Ленинградской правды» участвовал в Советско-финской войне, был тяжело ранен. Годы Великой Отечественной войны провел в действующей армии на Ленинградском, Третьем Прибалтийском и Первом Украинском фронтах. Во время блокады Ленинграда А.В. Сапаров работал во фронтовой газете «На страже Родины». Профессор Кембриджского университета Лайза А. Киршенбаум в своем фундаментальном исследовании «Наследие осады Ленинграда, 1941-1995: миф, воспоминания, памятники» приводит характерный эпизод: «Ариф Сапаров, сотрудничавший в газете «На страже Родины» вспоминает ночь, когда газетный фотограф ворвался в помещение редакции, уверяя, что видел, как в соседнем здании, расколотом пополам бомбой, целехонькое пианино повисло прямо над краем пропасти. Однако писателя впечатлило не столько уцелевшее пианино, сколько вешалка для одежды этажом выше, на которой все еще висело светлое мужское пальто и шляпа. При этом пальто мерно раскачивалось... И все это на фоне находившегося рядом шпиля Адмиралтейства, уподобившегося оперной декорации, что делало эту сцену еще более странной и незабываемой. Такие образы, визуально удостоверяли, что Ленинград был городом, в котором обыденность становилась ИСТОРИЕЙ.» Будучи корреспондентом газеты «На страже Родины», Сапаров был направлен Политуправлением Ленинградского фронта на оперативное освещение хроники строительства уникальной ледовой трассы через Ладожское озеро, получившей в народе название «Дороги жизни». После блокадного Ленинграда Сапаров был свидетелем и участником многих легендарных боевых операций, включая штурм Берлина, танковый бросок на Прагу. Писатель-журналист был награжден орденами «Отечественной войны» первой и второй степени, орденом «Красной звезды», двумя медалями «За отвагу», медалями «За оборону Ленинграда», «За взятие Берлина», «За освобождение Праги» и другими. В годы войны Сапаров опубликовал во фронтовых газетах десятки очерков и корреспонденций, печатался в литературно-художественных сборниках, выходивших на Ленинградском фронте, в журналах «Звезда» и «Ленинград». После войны участвовал в коллективных сборниках «900 дней», «Молодые защитники Ленинграда», составил литературно-документальные сборники «Подвиг Ленинграда», «Граница», «Чекисты». Военные очерки А.В. Сапарова заслужили высокую оценку со стороны Юрия Германа, Ольги Берггольц, Николая Тихонова, Ильи Эренбурга и др. Свою первую книгу, «Дорога жизни», Сапаров создавал опираясь на собственный опыт. Автору пришлось не раз на себе испытать, каково водить грузовики по льду под обстрелами врага, налетами бомбардировщиков, через неожиданно возникавшие полыньи и суровые морозы... При этом Сапаров не только как большинство блокадников страдал от голода и истощения, но и был болен туберкулезом. Павел Лукницкий в книге «Ленинград действует» пишет, как ему 21 февраля 1942 года, когда он находился в командировке на Волховском фронте в деревне Оломна, пришлось спасать коллегу, пользуясь скудными народными средствами: «Приехал вчера А. Сапаров из редакции «На страже Родины» больной, и я его лечил, уступив ему свои нары, сам спал на столах...» Наиболее известный зарубежный историк Ленинградской блокады Гаррисон Солсбери, американский журналист, историк, писатель, в годы войны - руководитель агентства «Юнайтед Пресс»(ЮПИ), а после войны - сотрудник газеты «Нью-Йорк Таймс», в своей книге «900 дней» не раз ссылается на тексты Сапарова как на прямые документальные свидетельства. Так, говоря о легендарной переправке тяжелых танков «КВ» по льду Ладоги, Солсбери пишет: «Эта подробность, сообщенная самим Федюнинским, все же, видимо, приведена по ошибке. На деле, по-видимому, «КВ» переправлялись через лед в январе, чтобы помочь при дальнейшем наступлении (А. Сапаров, Дорога жизни», с.146)». В другом месте, упоминая о противоречиях в двух публикациях «Военно-исторического журнала» (1966 г., №1 и №12), которые разошлись в определении даты приказа о дороге на Заборье, автор предпочитает датировку, данную Сапаровым как наиболее достоверную. Когда в 1947 году Сапаров принес книгу «Дорога жизни» в издательство, она была сокращена вдвое редактором, посчитавшим, что в ней слишком много мрачных, «натуралистических» подробностей. Первое издание вышло в том же 1947 году в Ленинградском книжно-журнальном издательстве небольшим тиражом 7 тысяч экземпляров и получило массу восторженных отзывов, среди которых особый интерес представляли отклики бойцов и водителей ледовой трассы. Например, один из читателей, В.А. Трофимов писал в издательство, что книга А. Сапарова «раскрывает разгадку нашей победы над технически оснащенным врагом» (письмо датировано 6 ноября 1947 года)... Всего книга только в СССР издавалась более десяти раз. Кроме того она была переведена на многие европейские языки: чешский, польский, болгарский, немецкий и др. В 1969 году вышла в свет хроникальная повесть «Январь сорок второго», посвященная наиболее драматическому периоду в жизни блокадного Ленинграда. Автор рассказал о молодежных бытовых отрядах, участники которых спасали ленинградцев, умирающих в своих квартирах от голода и болезней. Важное место в повести занимает действительная история о том, как руками фашистской агентуры фабриковались тысячи фальшивых продовольственных карточек, с целью дезорганизовать продовольственное снабжение Ленинграда в самые критические дни блокады. Будучи лишен постоянной работы, Сапаров, начинает с 1949 года по собственной инициативе формировать документально-художественный сборник, посвященный обороне Ленинграда. Книга, названная «Подвиг Ленинграда», составителем и членом редколлегии которой стал Сапаров, вышла в свет в 1960 году. Ее авторами были как профессиональные литераторы, известные советские писатели и журналисты, так и воины армии и флота, рабочие, ученые, врачи, учителя, водители, архитекторы, хранители музеев, специально для этого издания написавшие свои воспоминания. «Подвиг Ленинграда» стал своего рода энциклопедией обороны города. Некоторые материалы, например, воспоминания И.Д. Дмитриева, руководителя партизанского движения в Лужском районе, просто не увидели бы свет, не проведи Сапаров длительной, кропотливой работы с их авторами. Был создан обширный фонд фотографических свидетельств с привлечением работ известных фотомастеров: Д. Трахтенберга, А.И. Бродского, Г. Чертова, В. Логинова. Работали над сборником и художники: С. Юдовин, В. Серов, Н. Кочергин, В. Гальба, А Харшак. Появление этого издания побудило известного мастера документального кино Ефима Учителя снять одноименный фильм на основе блокадной хроники. Одним из авторов сценария картины был Сапаров. «Четыре тетради» - итоговое обширное военное повествование Сапарова, где речь идет о трагических перипетиях войны: от первых тяжелых испытаний вплоть до боев уже на подступах к Берлину. От своих давних фронтовых знакомых, участвовавших в наиболее опасных и хитроумных операциях советской разведки времен Второй мировой войны, Сапаров узнал об остававшимися неизвестными легендарных чекистах Александре Ивановиче Ланге, Петре Адамовиче Карусе, Николае Павловиче Комарове, Эдуарде Морицевиче Отто. Эти рассказы и побудили писателя начать цикл «чекистских повестей», неизменно пользующихся огромным читательским интересом. Так появились т.н. «чекистские» повести А.В. Сапарова: «Битая карта. (Хроника одного заговора)» (1967), «Гороховая, 2. Из хроники чекистских будней» (1970) и «Фальшивые червонцы. Две повести из хроники чекистских будней» (1972)...
: ... |
|