«И» «ИЛИ»  
© Публичная Библиотека
 -  - 
Универсальная библиотека, портал создателей электронных книг. Только для некоммерческого использования!
Семенова Светлана Григорьевна

Светлана Григорьевна Семенова 266k

-

(23.08.1941)

...специалист по истории русской религиозной философии и русскому космизму; доктор филологических наук. Родилась в Чите. Окончила филологический факультет МГУ (1964), аспирантуру Литературного института им. А.М. Горького (1970). Работала преподавателем французского языка в Военном институте иностранных языков (1965-1968 и 1970-1974), зав. кафедрой иностранных языков Литературного института им. А.М. Горького (1974-1978). С 1988 работает в Институте мировой литературы АН СССР (РАН), с 1998 - главный научный сотрудник. Кандидатская диссертация - «Философский роман Ж.-П. Сартра и А. Камю («Тошнота» и «Посторонний»)» (1974), Докторская диссертация - «Космическое в русской литературе XX века» (1992). В круг научных интересов С. входят проблемы и темы: философская антропология; аксиология и иммортология; жизнь, смерть и бессмертие; ноосфера; космическая философия; философия и религия; философия и литература; русская идея; экзист. сознание в западноевропейской и русской философии. С. разработала концепцию активно-эволюционной, ноосферной и активно-христианской мысли, двух ветвей целого течения русской мысли конца XIX - начала XX в., часто объединяемых в понятие «русский космизм». Развила идею «активной эволюции» как нового сознательно-творческого этапа развития мира, направляемого религиозным идеалом, разумом и нравственным чувством; ввела понятия «ноосфера как реальность» (вся хозяйственная, культурная деятельность человечества на земной планете) и «ноосфера как идеал» (будущий преображенный, бессмертный порядок бытия, Царствие Небесное). В контексте согласованной религиозной и научной картины мира С. углубляет ряд представлений мыслителей русского религиозного возрождения (Н. Федоров, Вл. Соловьев, С. Булгаков, Н. Бердяев, Г. Федотов): об активной творческой эсхатологии, нацеленной не на финальную катастрофу, а на постепенное преображение; об условности апокалиптических пророчеств, понятых лишь как угроза, а не фатальный приговор; об истории как «работе спасения», о богочеловечестве, о сотрудничестве Божественных и человеческих. энергий в деле обожения мира, о призвании человечества стать активным орудием исполнения воли Божьей в творении, о проблеме всеобщего спасения, идущей из времен ранней христианской мысли - от Оригена и св. Григория Нисского. На основе проведенного ею выделения двух аспектов понятия природы (как совокупности всего живого и неживого и как порядка бытия) С. по-новому ставит проблему «человек и природа», противопоставляя здесь ноосферные установки русского космизма ряду положений экософии, нового экологического сознания с их пафосом свертывания человечества, сокращения его численности, изъятия претензий на роль сознания природы и преобразовательную активность. С. развивает идеи Н. Федорова о регуляции как внешней природы, так и внутренней, самого человека (психофизиологическая регуляция), имманентном воскрешении и преображении, трансформации эротической энергии. Одно из направлений работы С. связано с изучением русской литературы XIX-XX вв. в философском ракурсе, как национально-характерной формы философского постижения реальности мира и человека. На пороге двухтысячелетнего юбилея христианства С. закончила большое исследование Четвероевангелия, в котором ставила целью соединить святоотеческую традицию евангельской экзегетики с активно-христианским взглядом русской религиозной философии, по-новому высвечивающим метафизический смысл событий, жестов, слов священной истории.
.
светлана григорьевна семенова на страницах библиотеки упоминается 1 раз:
* Семенова Светлана Григорьевна
  • Семенова С.Г. Русская поэзия и проза 1920-1930-х годов. Поэтика - Видение мира - Философия. [Djv-35.8M] Научное издание.
    (Москва: ИМЛИ РАН, «Наследие», 2001. - Российская Академия наук. Институт мировой литературы им. А.М. Горького. История русской литературы XX века 1920-1930-е годы)
    Скан, обработка, формат Djv: Павел Потехин, 2013
    • СОДЕРЖАНИЕ:
      От редколлегии (3).
      Предисловие (4).
      Русская идея, революционный мессианизм, космизм в поэзии 1920-1930-х годов (8).
      Пролетарская поэзия (12).
      Новокрестьянская поэзия (40).
      Поэт «поддонной» России (религиозно-философские мотивы творчества Николая Клюева) (67).
      Стихии русской души в поэзии Есенина (104).
      «Новый разгромим по миру миф...» (Владимир Маяковский) (144).
      «Мы же новый мир устроим с новым солнцем и травой...» («атомы новых смыслов» поэзии Николая Заболоцкого) (212).
      Мыслительные диапазоны Максима Горького (248).
      «Тихий Дон» Михаила Шолохова: От поэтики к миропониманию (290).
      «Следователь по особо важным делам человечества» (Леонид Леонов и его романы 1920-1930-х годов) (361).
      «Жизнь, пробивающая себе путь к вечности...» (Михаил Пришвин - мыслитель) (428).
      Философский абрис творчества Платонова (471).
      Экзистенциальное сознание в прозе русского зарубежья (507).
      «Распад атома» Георгия Иванова (520).
      Путешествие по «Беспощадному существованию» (Гайто Газданов) (529).
      «Продленный призрак бытия...» (экзистенциальный мир Владимира Набокова) (546).
      «Героизм откровенности...» (проза Бориса Поплавского) (571).
Аннотация издательства: В работе С.Г. Семеновой, составляющей один из выпусков научной серии «История русской литературы XX века. 1920-1930-е годы», исследуется вопрос о той особой роли, которую взяла на себя литература в России, начиная с XIX в.: роли синкретической образной философии, осмысления мира и человека, национального самосознания. Рассматривая художественное мышление выдающихся поэтов и писателей XX века (Н. Клюева, С. Есенина, В. Маяковского, Н. Заболоцкого, М. Горького, М. Шолохова, Л. Леонова, М. Пришвина, А. Платонова, В. Набокова, Г. Газданова, Г. Иванова, Б. Поплавского и др.), рисуя их мировоззренческий и эстетический мир, автор углубляется в особенности поэтики каждого творца, в образные и подтекстовые шифры его произведений, в мотивные ключи, тонко выявляющие пафос и идеал писателя, его онтологическую и экзистенциальную проблематику. В книге дан анализ и конкретных философских влияний на литературу указанного периода, идущих от наиболее самобытной отечественной линии мысли, связанной с религиозно-философским ренессансом и русским космизмом.
Издание адресовано филологам и культурологам, преподавателям и студентам, всем интересующимся русской литературой XX века.
.