«И» «ИЛИ»  
© Публичная Библиотека
 -  - 
Универсальная библиотека, портал создателей электронных книг. Только для некоммерческого использования!
Соловьев Владимир Сергеевич

Владимир Сергеевич Соловьев 265k

-

(28.01.1853 - 13.08.1900)

Большая советская энциклопедия: Соловьев Владимир Сергеевич [16(28).1.1853, Москва, - 31.7(13.8).1900, с. Узкое, ныне в черте г. Москвы], русский религиозный философ, поэт, публицист и критик. Сын С.М. Соловьева. Учился на физико-математическом, затем на историко-филологическом факультете Московского университета, который окончил в 1873; в 1874 защитил в Петербурге магистерскую диссертацию «Кризис западной философии. Против позитивистов», а в 1880 докторскую диссертацию «Критика отвлеченных начал». После речи против смертной казни в марте 1881 (в связи с убийством Александра II народовольцами) С. был вынужден оставить преподавательскую работу. В 80-е гг. выступал преимущественно как публицист, проповедуя объединение «Востока» и «Запада» через воссоединение церквей, борясь за свободу совести и против национально-религиозного гнета; сотрудничал (с 1883) в либеральном «Вестнике Европы». В 90-х гг. занимался философской и литературной работой; переводил Платона, вел философский отдел в энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона.
Как мыслитель и утопист С. оказался на пересечении разных духовных течений. Задумав свое философское дело как оправдание «веры отцов» на «новой ступени разумного сознания», он встал перед невыполнимой задачей - совместить научно-позитивный и рационалистический «дух времени» с религиозным преданием.
В своей философии, отвергающей материализм революционно-демократической мысли. С. предпринял наиболее значительную в истории рус. идеализма попытку объединить в «великом синтезе» христианский платонизм, нем. классический идеализм (главным образом Ф.В. Шеллинга) и научный эмпиризм. Однако беспрерывная перестройка этой заведомо противоречивой метафизической системы свидетельствует о том, что на самом деле она служила лишь умозрительным «оправданием» жизненно-нравственных поисков и мифо-поэтических мечтаний С. Полагая, что «нравственный элемент... не только может, но и должен быть положен в основу теоретической философии» (Собр. соч., СПБ, т.9, 1913, с.97), С. связывал философское творчество с позитивным разрешением жизненного вопроса «быть или не быть правде на земле», понимая правду как реализацию христианского идеала; за социалистическими учениями С. признавал лишь относительную общественно-историческую правду. В конце 70-х и в 80-е гг. в обстановке безвременья и поисков новых путей преобразования России С. в противовес как радикально-демократическому, так и позднеславянофильскому и официально-консервативному направлениям выступил с социальных позиций, близких к либеральному народничеству. Однако умеренно-реформистские взгляды соседствовали у него с мистико-максималистской проповедью «теургического делания», призванного к «избавлению» материального мира от разрушительного воздействия времени и пространства, преобразованию его в «нетленный» космос красоты, и с историософской теорией христианского «богочеловеческого процесса» как совокупного спасения человечества («Чтения о Богочеловечестве», 1877-81). В дальнейшем разработка социальной темы вылилась в теократическую утопию, политическим следствием которой у С. оказывается союз между римским папой и русским царем как правовая гарантия «богочеловеческого дела» (см., например, «История и будущность теократии», 1887). Крах этой утопии запечатлен в философской исповеди С. «Жизненная драма Платона» (1898) и в «Трех разговорах» (1900). Конец жизни С. отмечен приливом катастрофических предчувствий и отходом от прежних философских конструкций в сторону христианской эсхатологии.
Космическая тема решалась у С. неортодоксально для христианства - на почве платоновского мифа об эротическом восхождении; в трактате «Смысл любви» (1892-1894) С. хочет «досказать речь Диотимы» из «Пира» Платона в том духе, что совершенная половая любовь способна восстановить целостность человека и мира и ввести их в бессмертие. Пантеистически и эволюционистски окрашенная космология С. созвучна космически-преобразоватльским идеям Н.Ф. Федорова и К.Э. Циолковского.
Некоей гармонизации этих двух исходных тем - космической и социальной - призвана служить метафизика С.: собственно философская доктрина «всеединства» и религиозно-поэтическое учение о Софии. Предприняв вслед за ранними славянофилами пересмотр «западной философии» как отвлеченной рассудочности и негативной метафизики, С. противополагает ей в сфере гносеологии «цельное знание» (интуитивное образно-символическое постижение мира, основанное на нравственном усилии личности), а в сфере онтологии - «положительное всеединство», свободное объединение в абсолюте всех оживотворенных элементов бытия как божественный первообраз и искомое состояние мира. Однако это всеединство не только мыслилось философом, но и романтически представало перед ним в лице Софии - «вечной женственности», личная мистическая любовь к которой как бы освящала эротическую утопию С. Стихи «софийного цикла», посвященные «подруге вечной» - мистической возлюбленной, - это интимное средоточие лирики С., попали впоследствии в центр внимания, продолжая традиции Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, А.К. Толстого, отличается тоном напряженной мистико-философской исповеди и элементами новой, специфически символической образности (см. Символизм), Личный облик С. - скитальчество, житейская беспомощность, подвижничество делали его в глазах символистской художественной интеллигенции героем легенды, олицетворением переломной эпохи (см. А.А. Блок, «Рыцарь-монах», «Владимир Соловьев и наши дни», Собр. соч., т.5, 1962, с.446-54 и т.6, 1962, с.154-59; А. Белый, «Арабески», М., 1911, с.387-94).
С. стоит у истоков «нового религиозного сознания» начала 20 в.: богоискательства и религиозной философии С.Н. Булгакова, С.Н. и Е.Н. Трубецких, П.А. Флоренского и др.
.
  • Соловьев В.С. Сочинения в двух томах. Том 1. Философская публицистика. [Djv- 9.3M] [Pdf-61.7M] Автор: Владимир Сергеевич Соловьев. Вступительная статья В.Ф. Асмуса. Составление и подготовка текста Н.В. Котрелева. Примечания Н.В. Котрелева и Е.Б. Рашковского.
    (Москва: Издательство «Правда», 1989. - Журнал «Вопросы философии». Институт философии АН СССР. Философское общество СССР. Серия «Из истории отечественной философской мысли». Приложение к журналу «Вопросы философии»)
    Скан: Rocit, OCR, обработка, формат Djv, Pdf: helldrozd4, 2014
    • КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ:
      В.Ф. Асмус. Владимир Сергеевич Соловьев (3).
      ФИЛОСОФСКАЯ ПУБЛИЦИСТИКА
      Несколько слов о настоящей задаче философии (15).
      Три силы (19).
      В редакцию журнала «Мысль» (32).
      Смысл современных событий. Содержание речи, произнесенной на Высших женских курсах профессором В.С. Соловьевым 13-го марта 1881 года (34).
      ‹Публичная лекция, читанная профессором Соловьевым в Кредитном обществе› (39).
      О духовной власти в России (По поводу последнего пастырского воззвания Св‹ятейшего› Синода) (43).
      Великий спор и христианская политика (59).
      Несколько объяснительных слов по поводу «Великого спора», в ответ на примечания о. прот. А.М. Иванцова-Платонова (168).
      Соглашение с Римом и московские газеты (174).
      О русском народном расколе (180).
      Еврейство и христианский вопрос (206).
      НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС В РОССИИ
      Выпуск первый
      К третьему изданию (259).
      Предисловие ко второму изданию (260).
      I. Нравственность и политика. Исторические обязанности России (264).
      II. О народности и народных делах России (279).
      III. Любовь к народу и русский народный идеал (Открытое письмо к К.С. Аксакову) (293).
      IV. Славянский вопрос (311).
      V. Что требуется от русской партии? (327).
      VI. Россия и Европа (333).
      Приложение
      Предисловие ‹к первому изданию› (397).
      Письмо в редакцию ‹журнала «Известия Спб. Славянского благотворительного общества»› (401).
      Письмо в редакцию ‹журнала «Православное обозрение»› (404).
      Письмо в редакцию ‹журнала «Известия Спб. Славянского благотворительного общества»› (405).
      НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС В РОССИИ
      Выпуск второй
      Предисловие (411).
      I. Несколько слов в защиту Петра Великого (414).
      II. Славянофильство и его вырождение (433).
      III. Новая защита старого славянофильства (Ответ Д.Ф. Самарину) (501).
      IV. О грехах и болезнях (513).
      V. Мнимая борьба с Западом (531).
      VI. Счастливые мысли H.H. Страхова (554).
      VII. Немецкий подлинник и русский список (561).
      VIII. Самосознание или самодовольство? (592).
      IX. Идолы и идеалы (604).
      Приложение
      Письмо в редакцию ‹журнала «Вестник Европы»› (638).
      Примечания (Н.В. Котрелев, Е.Б. Рашковский) (640).
.
.
  • Соловьев В.С. Сочинения в двух томах. Том 2. Чтения о богочеловечестве. Философская публицистика. [Djv- 9.5M] [Pdf-61.9M] Автор: Владимир Сергеевич Соловьев. Составление, подготовка текста и примечания Н.В. Котрелева и Е.Б. Рашковского.
    (Москва: Издательство «Правда», 1989. - Журнал «Вопросы философии». Институт философии АН СССР. Философское общество СССР. Серия «Из истории отечественной философской мысли». Приложение к журналу «Вопросы философии»)
    Скан: Rocit, OCR, обработка, формат Djv, Pdf: helldrozd4, 2014
    • СОДЕРЖАНИЕ:
      ЧТЕНИЯ О БОГОЧЕЛОВЕЧЕСТВЕ
      Чтение первое (5).
      Чтение второе (16).
      Чтение третье (27).
      Чтение четвертое (47).
      Чтение пятое (56).
      Чтение шестое (74).
      Чтение седьмое (97).
      Чтение восьмое (112).
      Чтение девятое (120).
      Чтение десятое (133).
      Чтение одиннадцатое и двенадцатое (152).
      Приложение
      Программа чтений В.С. Соловьева (171).
      ФИЛОСОФСКАЯ ПУБЛИЦИСТИКА
      Государственная философия в программе Министерства народного просвещения (175).
      Как пробудить наши церковные силы? Открытое письмо к С.А. Рачинскому (185).
      Новозаветный Израиль (189).
      Письмо в редакцию ‹газеты «Новое время»› (203).
      В разъяснение недоразумения (письмо в редакцию журнала «Церковный вестник») (205).
      Грехи России (207).
      Письмо к г. К. по поводу запрещения духовною цензурой книги «История и будущность теократии» (212).
      Русская идея. Перев. с французского Г.А. Рачинского (219).
      Владимир Святой и христианское государство. Перев. с французского Г.А. Рачинского (247).
      Ответ на корреспонденцию из Кракова. Перев. с французского Г.А. Рачинского (263).
      Письмо в редакцию журнала «Przeglad Polski». Перев. с французского Е.Б. Рашковского (267).
      Письмо в редакцию ‹газеты «Новое время»› (273).
      Ответ на публичные чтения о. иеромонаха Антония о «Превосходстве православия над учением папизма в его изложении Вл. Соловьевым» (274).
      ‹Протест против антисемитического движения в печати› (281).
      Письмо императору Александру III (283).
      Русский национальный идеал (По поводу статьи К Я. Грота в «Вопросах философии и психологии») (286).
      Письмо В.С. Соловьева к автору (Вместо предисловия) ‹к книге Ф.Б. Геца «Слово подсудимому!»› (296).
      О подделках (305).
      Запоздалая вылазка из одного литературного лагеря (Письмо в редакцию журнала «Вестник Европы») (317).
      Из философии истории (323).
      О причинах упадка средневекового миросозерцания (344).
      Приложение
      1. Положения к чтению Владимира Соловьева «О причинах упадка средневекового миросозерцания» (356).
      2. Прения по реферату (357).
      Письмо в редакцию ‹газеты «Московские ведомости»› (363).
      Письмо в редакцию ‹газеты «Московские ведомости»› (366).
      Народная беда и общественная помощь (370).
      Наш грех и наша обязанность (384).
      Письмо к издателю ‹газеты «Московские ведомости»› (387).
      Тяжкое дело и легкие слова (392).
      Руководящие мысли «Исторического обозрения» (398).
      Решенный вопрос (409).
      Ответ А.С. Павлову (414).
      Письмо К.П. Победоносцеву (419).
      Отрицательный идеал нравственности (421).
      Кто прозрел? (Письмо в редакцию ‹журнала «Русская мысль»›) (428).
      Враг с Востока (432).
      ‹Социальный вопрос в Европе. Ответ на анкету Ж. Юре› (445).
      Мнимые и действительные меры к подъему народного благосостояния (450).
      Личная нравственность и общее дело (459).
      Вопрос о «самочинном умствовании» (466).
      Из вопросов культуры
      ‹1› Ю.Ф. Самарин в письме к баронессе Э.Ф. Раден (473).
      ‹2› Исторический сфинкс (481).
      Замечания на лекцию П.Н. Милюкова (492).
      Порфирий Головлев о свободе и вере. Заметка (497).
      Спор о справедливости (509).
      Конец спора (522).
      Значение государства (549).
      Византизм и Россия (562).
      Мир Востока и Запада (602).
      Памяти императора Николая I (606).
      Идея сверхчеловека (610).
      Тайна прогресса (619).
      Письмо в редакцию ‹газеты «Новое время»› (622).
      Из Московской губернии. Письмо в редакцию ‹журнала «Вестник Европы»› (623).
      Несколько личных воспоминаний о Каткове (626).
      Письмо в редакцию ‹газеты «Новое время»› (635).
      Письмо о восточном вопросе (636).
      Из литературных воспоминаний. Н.Г. Чернышевский (639).
      Иосиф Давидович Рабинович. + 5 мая 1899 г. (651).
      Из воспоминаний. Аксаковы (656).
      Примечания (Н.В. Котрелев, Е.Б. Рашковский) (664).
      Указатель имен (713).
.
.