«И» «ИЛИ»  
© Публичная Библиотека
 -  - 
Универсальная библиотека, портал создателей электронных книг. Только для некоммерческого использования!
Сухово-Кобылин Александр Васильевич

Александр Васильевич Сухово-Кобылин 90k

-

(29.09.1817 - 24.03.1903)

Большая советская энциклопедия: Сухово-Кобылин Александр Васильевич [17(29).9.1817, Москва, - 11(24). 3.1903, Болье, Франция], русский драматург, академик Петербургской АН (с 1902). Родился в старинной дворянской семье. Окончил физико-математическое отделение философского факультета Московского университета (1838), изучал философию в Гейдельберге и Берлине. В 1850 был заподозрен в убийстве своей любовницы, француженки Луизы Симон-Деманш, 7 лет находился под следствием и судом, дважды арестовывался, дело было прекращено из-за отсутствия каких-либо доказательств его вины. Тем не менее С.-К. во время следствия должен был откупаться от вымогателей-чиновников, и до конца жизни светская молва приписывала ему преступление. Непричастность С.-К. к убийству была доказана советскими исследователями, изучившими судебные архивы.
В 1852-54 написана первая комедия С.-К. «Свадьба Кречинского» (постановко Малого театра, 1855, опубликована 1856), посвященная моральной деградации русского дворянства. Образы Кречинского и Расплюева - замечательные создания комедиографа. Кречинский - типичная фигура прожигателя жизни, циничного и наглого игрока, Расплюев - его непременный спутник, прихлебатель, олицетворение беззастенчивости порока, «благодушия зла». Сатирическая драма «Дело» (опубликована 1869, поставлена 1882), долгое время находившаяся под цензурным запретом, обличала бюрократическую систему самодержавия, от министра до писаря. В этой пьесе были воспроизведены многие подробности судебного процесса самого С.-К. Центральные фигуры «Дела»: чиновник Варравин - опытный, жестокий и беспощадный, уверенный в себе вымогатель; Тарелкин - менее искусный, но более агрессивный, жадный и бесстыдный в своем хищничестве взяточник. Положительный герой драмы, «частное лицо», честный дворянин Муромский погибает под натиском целой «армии чиновников», изображенной в драме. В 1869 С.-К. завершил комедию «Смерть Тарелкина» и опубликовал 3 свои пьесы в виде драматической трилогии под названием «Картины прошедшего». После завершения трилогии С.-К. отдался занятиям философией.
Каждая из пьес С.-К. являет собой новую жанровую систему: «Свадьба Кречинского» - сатирическая комедия; «Дело» - сатирическая драма; «Смерть Тарелкина» - сатирический фарс, гротескный и фантасмагорический. Это - первая в русской драматургии пьеса, где объектом сатирического обличения стала главная опора государства - полиция, где изображены картины полицейского произвола и полного бесправия перед ним лиц всех сословий и званий. «Дело» и «Смерть Тарелкина» долго не допускались на сцену, и полный текст этих пьес прозвучал с подмостков театра только после 1917. Драматические произведения С.-К. ставились виднейшими советскими режиссерами с участием крупнейших советских актеров; постановки «Свадьбы Кречинского» и «Дела» были экранизированы.
.
  • Сухово-Кобылин А.В. Картины прошедшего. [Djv- 4.9M] Издание подготовили Е.С. Калмановский и В.М. Селезнев. Ответственный редактор Б.Ф. Егоров.
    (Ленинград: Издательство «Наука», 1989. - Серия «Литературные памятники»)
    Скан: AAW, OCR, обработка, формат Djv: Alexx, 2011
    • СОДЕРЖАНИЕ:
      КАРТИНЫ ПРОШЕДШЕГО
      Свадьба Кречинского. Комедия в трех действиях (7).
      Дело. Драма в пяти действиях (65).
      Смерть Тарелкина. Комедия-шутка в трех действиях (139).
      ДОПОЛНЕНИЯ
      Другие редакции и варианты (193).
      Свадьба Кречинского (1856) (193).
      Дело (1861) (195).
      Дело (1887) (207).
      Расплюевские веселые дни (211).
      Квартет (Из письма к Приятелю) (231).
      Торжественное Соглашение Батюшки с Миром, или Тариф на раздробительную Продажу Даров Духа Святаго (Сцена из сельской Жизни) (232).
      (Автобиография) (1898) (233).
      (Автобиография) (1902) (234).
      1895 год. 40-летие Свадьбы Кречинского (235).
      Письмо к Ю.Д. Беляеву (237).
      Письмо к В.С. Кривенко (239).
      ПРИЛОЖЕНИЯ
      Е.С. Калмановский. Драматические произведения А.В. Сухово-Кобылина и русская литература 1850-1860-х годов (243).
      В.М. Селезнев. История создания и публикаций «Картин прошедшего» (284).
      Текстологические принципы издания (В.М. Селезнев) (329).
      Примечания (Е.С. Калмановский, В.М. Селезнев) (332).
      Краткая летопись жизни А.В. Сухово-Кобылина (В.М. Селезнев) (352).
      Список иллюстраций (358).
      СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ:
      1. Титульный лист издания «Картин прошедшего» 1869 г. (С.6).
      2. А.В. Сухово-Кобылин. Портрет начала 1850-х гг. ЦГАЛИ. (С.64-65).
      3. А.В. Сухово-Кобылин. Фото 1880-х (?) гг. Музей ИРЛИ. (С.64-65).
      4. А.В. Сухово-Кобылин. Внизу слева - его дочь Луиза де Фальтан. Портрет 1890-х (?) гг. Гравирован в 1903 г. Музей ИРЛИ. (С.64-65).
      5. А.В. Сухово-Кобылин. Фото 1890-х (?) гг. Музей ИРЛИ. (С.64-65).
      6. А.В. Сухово-Кобылин в своем кабинете в Кобылинке. Фото 1898 (?) г. ГЛМ. (С.64-65).
      7. «Смерть Тарелкина». Рисунок Н.И. Альтмана. ГЛМ. Публикуется впервые. (С.64-65).
      8. «Смерть Тарелкина». Рисунок Н.И. Альтмана. ГЛМ. Публикуется впервые. (С.64-65).
      9. Дом в Москве, принадлежащий А.В. Сухово-Кобылину в 1849-1868 гг. Гравюра Ал. Мищенко. Музей ИРЛИ. Публикуется впервые. (С.64-65).
      10. «Дело». Страница чернового автографа редакции 1887 г. ЦГАЛИ. Публикуется впервые. (С.208).
      11. Титульный лист лейпцигского издания «Дела». ГЛМ. Публикуется впервые. (С.303).
      12. Страница лейпцигского издания «Дела» с дарственной надписью автора М.И. Сухово-Кобылиной. Публикуется впервые. (С.305).
.
.