|
(Tirso de Molina)
(1579 - 12.03.1648)
Большая советская энциклопедия: Тирсо де Молина (Tirso de Molina) [псевдоним; настоящие имя и фамилия Габриель Тельес (Tellez) j (1571 или около 1583, Мадрид, - 12.3.1648, Сория), испанский драматург. Учился в университете Алькала-де-Энарес. Занимал высокие посты в монашеском ордене мерсенариев, с 1632 - его историограф. Первая опубликованная книга - «Толедские виллы» (1621) - по жанру близка к пасторальному роману и включает наряду с обрамляющим действием несколько новелл и три пьесы (в том числе «Стыдливый во дворце», написана в 1605-06). Своеобразной «благочестивой» антитезой ей является сборник «Услаждать, принося пользу» (1635). В 1627-1636 Т. де М. выпустил 5 сборников пьес; в предисловии к 3-му указывалось, что им написано 400 пьес (сохранилось около 90). Принадлежность ему ряда пьес остается недоказанной. Т. де М. писал пьесы на исторические («Счастливый жребий дона Альваро и несчастная судьба Руй Лопеса д'Авалоса», 1615-21, изд. 1635; «Мудрость женщины», 1630-33, изд. 1634, и др.), библейские («Месть Фамари», «Что больше, то и меньше», 1614, изд. 1627, и др.) и агиографические (трилогия о св. Хуане) сюжеты, религиозно-философские драмы [наиболее известная - «Осужденный за недостаток веры», 1614-15 (?), изд. 1634], ауто, а также комедии, в которых характерная для комедий «плаща и шпаги интрига (классический образец - «Дон Хиль зеленые штаны», 1615, изд. 1635) сочетается с глубоким психологизмом (например, «Ревнивая к себе самой»). Т. де М. развивал принципы ренессансной драмы Л.Ф. де Вега Карпьо. Вместе с тем в его творчестве, принадлежащем, уже эпохе барокко, отразилось крушение гуманистической веры в человеческую природу, разочарование в любви как возвышенном и облагораживающем душу человека чувстве и чести, понимаемой как безусловное подчинение голосу общественного мнения. В пьесах Т. де М. воплотилось представление о недостоверности, театральности и обманчивости всего сущего. Наблюдая всеобщий социальный разлад и упадок нравов в Испании, в целях утверждения нравственного сознания Т. де М., как и многие его современники, обращался к религии. Наиболее известная его драма - «Севильский озорник, или Каменный гость» [1619-20 (?), изд. 1630], в основе которой - народное предание о молодом повесе, оскорбившем мертвеца и жестоко поплатившемся за святотатство. Герой пьесы дон Хуан Тенорио открывает галерею образов Дон Жуана в мировой литературе. В интерпретации Т. де М. он - скептик, наделенный разрушительным умом, отрицающий всякую мораль и движимый исключительно эгоистическими побуждениями. В России Т. де М. стал популярным с конца 19 в.
: ... |
|