Публичная Библиотека
Универсальная библиотека, портал создателей электронных книг, авторов произведений и переводов

Пьер Видаль-Накэ 165k

(Pierre Emmanuel Vidal-Naquet)

(23.07.1930 - 29.07.2006)

...французский историк и публицист.
Родился в еврейской семье. Его отец Люсьен Видаль-Наке участвовал в деле Дрейфуса в качестве адвоката. После оккупации Франции во время Второй мировой войны отец и мать Видаля-Наке участвовали в движении Сопротивления, но в мае 1944 г. были арестованы и отправлены в концентрационный лагерь Освенцим, где погибли.
Видаль-Наке окончил коллеж Карно в Париже, затем изучал историю в университетах Кана и Лилля. Основные труды Видаля-Наке, начиная с первой книги о Клисфене Афинском (1964), были посвящены истории Древней Греции; особенной популярностью пользовался цикл из трех книг, написанный совместно с Жаном-Пьером Вернаном: «От мифологического к рациональному» (фр. La Grece ancienne - Du mythe a la raison; 1990), «Пространство и время» (фр. La Grece ancienne - L'espace et le temps; 1990) и «Ритуалы перехода и трансгрессии» (фр. La Grece ancienne - Rites de passage et transgressions; 1992). В содружестве с Вернаном написана и книга «Труд и рабство в Древней Греции» (фр. Travail et esclavage en Grece ancienne; 2002). Некоторые сочинения Видаля-Наке лежат на грани истории и филологии: таковы, в частности, «Мир Гомера» (фр. Le monde d'Homere; 2002) и «Разбитое зеркало: Афинская трагедия и политика» (фр. Le miroir brise: tragedie athenienne et politique; 2002). Популярный характер носила последняя книга Видаля-Наке, прослеживавшая историческую судьбу восходящего к Платону мифа об Атлантиде (фр. L'Atlantide. Petite histoire d'un mythe platonicien; 2005).
Пьер Видаль-Наке был также публицистом, приверженцем социализма и марксизма в их гуманистической редакции; не приемля сталинизм и его наследников, он одно время входил в Объединенную социалистическую партию Франции. Во время Алжирской войны за независимость он был среди авторов Манифеста 121, призывавшего к кампании гражданского неповиновения против войны; Видалю-Наке принадлежат четыре книги об этой войне, одна из которых красноречиво называлась «Преступления французской армии в Алжире» (фр. Les Crimes de l'armee francaise Algerie 1954-1962). В алжирских сочинениях Видаля-Наке задействован его опыт историка, что сказывается, прежде всего, в их тщательной документированности. В 1971 г. Видаль-Наке вместе с Мишелем Фуко и Жаном Мари Доменаком основал «Группу информации о тюрьмах» (фр. Groupe d'information sur les prisons) для борьбы за права заключенных. Он активно выступал за мирное урегулирование палестинского вопроса, став в 2003 г. одним из инициаторов открытого письма «Другой голос евреев» (фр. Une autre voix juive), содержащего требование предоставить палестинскому народу возможность создать полноценное государство со столицей в Иерусалиме и называющего израильского премьер-министра Ариэля Шарона «преступным политиком»
Видаль-Наке неоднократно выступал с резкой критикой отрицания холокоста и, в частности, был среди самых принципиальных оппонентов Ноама Чомского по поводу Дела Фориссона. Статьи Видаля-Наке по этому вопросу собраны в книге «Убийцы памяти» (фр. Les Assassins de la memoire; 1995).
.
. «пьер видаль - накэ» на страницах библиотеки упоминается 1 раз: .
. .
. .
  • Видаль-Накэ П. Черный охотник. Формы мышления и формы общества в греческом мире. (Le chasseuer noir. Formes de Pensees et formes de societe dans le monde grec, 1991) [Djv- 7.1M] Научное издание. Перевод под общей редакцией С.Г. Карпюка. Вступительная статья Г.М. Бонгард-Левина. Предисловие Ю.Н. Литвиненко. Перевод с французского А.И. Иванчика, Ю.Н. Литвиненко, Е.В. Ляпустиной. Оформление В.С. Филатовича.
    (Москва: Издательство «Ладомир», 2001)
    Скан, обработка, формат Djv: mor, 2013
    • СОДЕРЖАНИЕ:
      Г.М. Бонгард-Левин. Книга, которую обязательно надо прочитать (5).
      Ю.Н. Литвиненко. О «Черном охотнике» и его авторе (7).
      К российскому читателю (18).
      ЧЕРНЫЙ ОХОТНИК
      Предисловие (пер. Ю.Н. Литвиненко) (23).
      Вместо введения. Цивилизация политического слова (пер. Ю.Н. Литвиненко) (31).
      I. Пространство и время (пер. Е.В. Ляпустиной)
      1. Значение земли и жертвоприношения в религии и мифологии (по «Одиссее») (45).
      2. Время богов и время людей (69).
      3. Эпаминонд-пифагореец, или Проблема правого и левого фланга (в соавторстве с Пьером Левеком) (91).
      Дополнение 1980 г. (107).
      II. Юноши и воины (пер. А.И. Иванчика)
      1. Традиция афинской гоплитии (115).
      2. Черный охотник и происхождение афинской эфебии (135).
      3. Сырое, греческий ребенок и вареное (155).
      III. Женщины, рабы и ремесленники (пер. Ю.Н. Литвиненко)
      1. Существовал ли класс рабов в древней Греции? (185).
      2. Древнегреческие историки о рабстве (194).
      3. Бессмертные рабыни Афины Илионской (213).
      4. Рабство и гинекократия в традиции, мифе и утопии (227).
      5. Этюд о двусмысленном: ремесленники в городе-государстве Платона (245).
      IV. Полис вымышленный и полис реальный (пер. Ю.Н. Литвиненко)
      1. Греческий разум и полис (269).
      2. Афины и Атлантида. Содержание и смысл одного платоновского мифа (281).
      3. Платоновский миф в диалоге «Политик»: двусмысленность золотого века и истории (301).
      4. Дельфийская загадка, или О марафонском постаменте (Павсаний. X. 10. 1-2) (317).
      ПРИЛОЖЕНИЯ
      Возвращение к Черному охотнику (пер. А.И. Иванчика) (339).
      Атлантида и нации (пер. Ю.Н. Литвиненко) (366).
      Библиография (391).
Аннотация издательства: Пьер Видаль-Накэ (род. в 1930 г.) - один из самых крупных французских историков, автор свыше двадцати книг по античной и современной истории.
Он стал одним из первых, кто ввел структурный анализ в изучение древнегреческой истории и наглядно показал, что категории воображаемого иногда более весомы, чем иллюзии реальности. «Объект моего исследования, - пишет он, - не миф сам по себе, как часто думают, а миф, находящийся на стыке мышления и общества и, таким образом, помогающий историку их понять и проанализировать».
В качестве центрального объекта исследований историк выбрал проблему перехода во взрослую военную службу афинских и спартанских юношей. Так на свет появился «черный охотник» - юноша в черном плаще, персонаж, соединивший в себе черты двух мифических героев - Меланфа и Мелания. С помощью этого емкого образа автор интерпретировал обряды перехода от одной возрастной группы к другой, показал их роль в религиозной, социальной и политической жизни древней Греции.
«Греция без чудес», более близкая первобытным народам и культурам, чем современным европейцам, и поэтому рассматриваемая сквозь призму антропологии, - таков лозунг школы, к которой принадлежит П. Видаль-Накэ и без достижений которой сегодня трудно представить науку об античности.
П. Видаль-Накэ неравнодушен и к проблемам современности. Публикуемая на русском языке впервые его статья «Атлантида и нации» представляется весьма актуальной в наш век массового тиражирования националистических теорий и исторических фальсификаций.
Книга будет интересна как специалистам-историкам, так и широкому кругу читателей, которых волнуют вопросы истории цивилизации.
.