Публичная Библиотека
Универсальная библиотека, портал создателей электронных книг, авторов произведений и переводов

Люк де Клапье де Вовенарг 48k

(Luc de Clapiers, marquis de Vauvenargues)

(06.08.1715 - 28.05.1747)

...знаменитый французский моралист.
Участвовал в Итальянской и Богемской кампаниях 1735 и 1742 г.; заболел оспой, навсегда обезобразившей его, и вышел в отставку; болезнь помешала ему также идти по дипломатическому пути, и Вовенарг всецело предался литературным занятиям. Еще будучи лейтенантом, во время Богемской кампании, Вовенарг послал Вольтеру написанный им сравнительный этюд о Корнеле и Расине, где сильно превозносил второго за счет первого. Вольтер сразу отгадал в молодом офицере задатки недюжинного ума. Оставив службу, Вовенарг поселился в Париже, где вращался в кругу Вольтера и Мармонтеля. Молодой моралист своей детски чистой душой и нравственной силой имел глубокое влияние на Вольтера. В 1746 г. он издал небольшой томик, в состав которого вошли: «Introduction a la connaissance de l’esprit humain», «Reflexions sur divers sujets», «Conseils a un jeune homme», «Reflexions critiques sur divers poetes», «Fragments sur les orateurs et sur La Bruyere», «Meditation sur la foi» и «Paradoxes meles de Reflexions et de Maximes». А год спустя он умер, по словам Мармонтеля, «христианином-философом».
Слава Вовенарга основана главным образом на «Reflexions et Maximes» и отчасти на «Introduction a la connaissance de l’esprit humain». В этих сочинениях отразились его этические и политические взгляды, и ими он занял выдающееся место во французской литературе наряду с Монтенем, Лабрюйером и Паскалем. Вовенарг как мыслитель не примыкает к предыдущему веку, несмотря на свое преклонение перед Паскалем и Фенелоном и на то, что в литературном отношении он их ученик и последователь. С другой стороны, его вдумчивость, любовь к размышлению о вопросах душевной жизни и сильное чувство уважения к религии резко отделяют его от скептических мыслителей XVIII века. Прежде чем дать в «Reflexions et Maximes» сжатое изложение своих взглядов, Вовенарг в «Introduction etc.» разбирает главные философские вопросы, волновавшие его современников. В вопросе о свободе воли Вовенарг - сторонник того же принципа, на который опираются детерминисты. Наши поступки, по его теории, вполне обусловливаются влиянием рассудка или чувства, а иллюзия воли получается оттого, что мысль или чувство исчезают, как только получается их действие, то есть побуждение совершить тот или другой поступок. Переходя к вопросу о добре и зле, Вовенарг считает добром все то, что ведет к благу всего общества, а не отдельного лица; все то, что полезно отдельному человеку и может быть вредно обществу, есть зло. Добродетель, таким образом, имеет для него социальное значение. Те же взгляды Вовенарг высказывает в «Maximes», причем для него источником добродетели является чувство, сердце, а не разум. Вовенаргу принадлежит в этом отношении к сентиментальной, или инстинктивной, школе, которая не отрицает разума, но приписывает ему второстепенное значение в поступках людей. Вовенарг задается целью восстановить достоинство человеческой природы, униженной Паскалем и оклеветанной Ларошфуко. Он оправдывает благородные страсти и противопоставляет суровой морали Паскаля свою активную, гуманную и естественную мораль. Основное правило жизни, в глазах Вовенарга, - широкая деятельность всех душевных сил (employer toute l’activite de son ame dans une carriere sans bornes). В изречениях, направленных против Ларошфуко, Вовенарг отрицает, что все качества сводятся к самолюбию. Он превозносит храбрость и стойкость в отдельных людях и гуманность в отношениях людей между собой. Он не допускает существования ни безусловных добродетелей, ни безусловных пороков, и потому полагает, что люди прежде всего должны быть снисходительны: «все обязанности людей, - говорит он, - основаны на их взаимной слабости». Привлекательность книжки Вовенарга заключается главным образом в том, что в ней отражается опыт чистой и чуткой души, прошедшей через чистилище страдания. Вовенарг отстаивает против своего скептического века лучшие чувства человеческой души; он проникнут стремлением к высшей правде, которую скорее чувствует, чем постигает сознанием. Лучшее издание Вовенарга принадлежит Жильберу (1857).
.
. .
  • Вовенарг Л.К. Введение в познание человеческого разума. Фрагменты. Критические замечания. Размышления и максимы. [Djv- 4.1M] Издание подготовили Н.А. Жирмунская, Ю.Б. Корнеев, Э.Л. Линецкая. Перевод Ю.Б. Корнеева и Э.Л. Линецкой. Общая редакция, статья и примечания Н.А. Жирмунской. Ответственный редактор Н.А. Жирмунская.
    (Ленинград: Издательство «Наука», 1988. - Серия «Литературные памятники»)
    Скан: AAW, обработка, формат Djv: Alexx, 2011
    • СОДЕРЖАНИЕ:
      Введение в познание человеческого разума (5).
      Книга I. О разуме вообще (8).
      Книга II. О страстях (35).
      Книга III. О добре и зле как нравственных понятиях (62).
      Фрагменты (78).
      Критические размышления о некоторых писателях, исправленные и значительно дополненные (117).
      Размышления и максимы (150).
      ДОПОЛНЕНИЯ:
      Тексты, изданные посмертно (215).
      Фрагменты (215).
      Критические размышления (226).
      Размышления и максимы (249).
      Тексты, изъятые из издания 1747 г. (323).
      Размышления и максимы (323).
      Парадоксы, а также размышления и максимы (331).
      Вольтер. Надгробное слово в память офицеров, погибших во время войны 1741 г. (365).
      Мармонтель. Письмо госпоже д'Эспаньяк 6 октября 1796 г. (370).
      Воспоминания, книга III (отрывок) (372).
      ПРИЛОЖЕНИЯ:
      Н.А. Жирмунская. Вовенарг и его размышления о человеке (377).
      Текстологические принципы издания (410).
      Примечания (сост. Н.А. Жирмунская) (414).
.
.