|
-
(24.01.1883 - 21.10.1957)
Википедия: Валерий Иоильевич Язвицкий (1883-1957) - русский советский драматург, поэт и писатель, автор научно-популярных, политических, исторических и научно-фантастических книг. Родился 12(24) января 1883 в селе Орлов-Гай (ныне Ершовский район Саратовской области) в многодетной семье земского доктора Иоиля Ивановича и Марии Васильевны Язвицких. Учился в пензенской и саратовской гимназиях (из обеих был исключен за нарушения дисциплины), затем - во Второй казанской гимназии. В 1903 году вступил в РСДРП. После окончания гимназии поступил на историко-филологический факультет Казанского университета. Во время учебы работал секретарем в газете «Волжский листок», где в то время сотрудничали Яков Свердлов и Александр Накоряков. В 1905 году за активное участие революционной деятельности был арестован, около пяти месяцев провел в тюрьме, затем был сослан в город Мезень. Там венчался со своей двоюродной сестрой Варварой Алексеевной Лапковой, которая последовала за ним в ссылку. В ссылке издавал газету «Мезенский рабочий», принимал участие в спектаклях местного любительского театра. Сдав экзамены на частного поверенного, поступил на лесопильный завод братьев Ружниковых. За организацию забастовки на заводе вновь был приговорен к высылке - теперь на остров Моржовец в Белом море, но скрылся от полиции и по поддельным документам уехал за границу. В Женеве, за неимением собственного жилья, некоторое время жил на квартире у В.И. Ленина. Поступил на второй курс естественного факультета Женевского университета. Возглавлял комиссию при ЦК РСДРП(б) по оказанию помощи политэмигрантам, выступал с докладами вместе с Л.Д. Троцким, А.А. Богдановым, Г.А. Алексинским, А.В. Луначарским. В то же время продолжал писать стихи и прозу, много печатался в периодике, играл в любительских спектаклях женевского клуба политических эмигрантов, где ставят и его пьесы. В 1910 году, окончив университет, переехал в Болгарию, где работал в биологической лаборатории профессора П.И. Бахметьева, который в то время занимался проблемами анабиоза насекомых и животных. В 1912 году, пересмотрев свои политические взгляды, вышел из РСДРП. Стал собственным корреспондентом газет «Русские ведомости» и «Утро России» в Болгарии, а после начала Первой мировой войны - в Румынии и Сербии. Писал этнографические и искусствоведческие статьи. К пушкинскому юбилею подготовил историческое исследование «Кто был Кирджали?», за которое был избран действительным членом Российской академии наук. В 1914 году уехал на фронт в качестве военного корреспондента, по впечатлениям опубликовал серию статей «В сербских окопах». Осенью 1915 года вернулся в Россию. После Октябрьской революции служил в РККА, работал в Наркомпросе. В 1922 году предпринял попытку издать ежемесячный литературно-художественный и научно-популярный журнал «Жизнь», но вышло в свет всего лишь три номера. В 1930-1931 годах принимал участие в издании 3-х томного издания «Жизнь животных по А.Э. Брему» (написал для первого тома один раздел и полностью составил второй том). Во время Великой отечественной войны оставался в Москве, служил начальником ПВО одной из зон столицы. В это время начал писать роман «Иван III - государь всея Руси», который частями был издан в 1946-1955 годах в издательстве «Художественная литература». Перенеся инсульт и практически потеряв возможность двигаться, последнюю книгу романа диктовал секретарю. Умер в Москве 21 октября 1957 года. Похоронен в 114 колумбарии Новодевичьего кладбища (старая территория). Литературное творчество: Писал исторические, фантастические, научно-популярные произведения, пьесы, стихи. В 1903 году, еще в гимназии, написал пьесу о жизни татарской женщины «Болезнь духа», поставленную в том же году Казанским городским театром во время гастролей В.Ф. Комиссаржевской. Позднее, во время работы в «Волжском листке», печатал в этом издании стихи и рассказы. Написанная в это время вторая его пьеса «Отпетый», рассказывающая о студенческой жизни, была запрещена цензурой к постановке. Создал кинодраму «В хороводе жизни», послужившую основой для фильма А.А. Ханжонкова Написал несколько исторических романов. Роман «Непобежденный пленник» рассказывает о жизни Ипполита Мышкина, народовольца, сподвижнике Чернышевского, а действие другого романа, «Сквозь дым костров», происходит во Франции и Испании XVIII века. Одно из самых известных его произведений, «Иван III - государь всея Руси» - одну из первых советских эпопей на тему истории России, воссоздающую эпоху правления Ивана III, при котором сложилось ядро единого Российского государства. Немалое место в его творчестве занимает фантастика. Еще в 1908 году в Женеве опубликовал фантастический памфлет «Новая зимняя сказка». В 1914 году написал трагедию под названием «Храм Солнца», сюжет которой разворачивается в фантастической стране, напоминающей Индию, и рассказывает о борьбе различных каст за место под солнцем. В начале 1920-х годов в московской Мастерской коммунистической драматургии была поставлена его одноактная пьеса «Кто виноват?» («Разруха»), где главным действующим лицом был фантастический персонаж - древняя скрюченная старуха в лохмотьях по имени Разруха, мешающая жить семье свободного пролетария. Тогда же написал роман «Побежденные боги» (1924; др. -«Гора Лунного духа»), посвященный одной из «затерянных» цивилизаций, а несколько позднее - «Остров Тасмир» (1927), действие которого также развертывается в «затерянном мире». Его последующие фантастические повести и рассказы созданы в основном в жанре твердой научной фантастики с элементами научно-популярной литературы и иллюстрируют основные физические законы, рассказывают о космических полетах. Так, в «Путешествии на Луну и на Марс» (1928) рассказывается о сне работника кооператива Петра Ивановича Гура, который вместе с приятелем совершает межпланетное путешествие на ракете, построенной по проекту К.Э. Циолковского американским профессором университета. На Марсе они встречают аборигенов, похожих на больших лягушек, и вступают с ними в контакт. Рассказ снабжен приложением, в котором излагается теорию теорию космического полета. В рассказе «Мексиканские молнии» (1930) обыгрывался сюжет с применением передачи энергии без проводов, а в рассказе «Аппарат Джона Инглиса» (1929) автор показывает мир, лишенный силы трения. Эти произведения, а также рассказы «Воздушный колодец» (1930), «Загадка Мауэрского озера» (1929), «Хранители жизни» (1931), позднее были включены в сборники «Как бы это было» (1938) и «Аппарат Джона Инглиса» (1945); Опубликовал многочисленные научно-популярные брошюры: «Земная кора и ее история», «История кусочка сахара», «История человеческого жилища», «Как люди научились писать, читать и печатать книги», «Чугун, железо, сталь» и другие.
: ... |
|