«И» «ИЛИ»  
© Публичная Библиотека
 -  - 
Универсальная библиотека, портал создателей электронных книг. Только для некоммерческого использования!
Юм Давид

Давид Юм 115k

(David Hume)

(07.05.1711 - 25.08.1776)

Большая советская энциклопедия: Юм (Hume) Дейвид (7.5.1711, Эдинбург, Шотландия, - 25.8.1776, там же), английский философ, историк, экономист и публицист. Сформулировал основные принципы новоевропейского агностицизма; предшественник позитивизма. Родился в семье небогатого шотландского дворянина. Получил юридическое образование в Эдинбургском университете. В 1739 опубликовал главное сочинение «Трактат о человеческой природе». В 1753-62 работал над восьмитомной «Историей Англии», в которой выразил претензии «новых» тори на роль лидеров блока двух партий английской буржуазии. В 1763-66 на дипломатической службе в Париже. В последние годы жизни участвовал в работе Научного общества в Шотландии. Славу на родине Ю. принесли «Эссе» (1741) на общественно-политические, морально-эстетические и экономические темы.
Теория познания Ю. сложилась в результате переработки им субъективного идеализма Дж. Беркли в духе агностицизма и феноменализма. Первичными восприятиями Ю. считал впечатления внешнего опыта (ощущения), вторичными - впечатления внутреннего опыта (аффекты, желания, страсти). Считая проблему отношения бытия и духа теоретически неразрешимой, Ю. заменил ее проблемой зависимости простых идей (т.е. чувственных образов) от внешних впечатлений. Отвергая отражение в сознании объективных закономерностей бытия, Ю. толковал образование сложных идей как психологические ассоциации простых идей друг с другом.
С убеждением Ю. в причинном характере процессов ассоциирования связан центральный пункт его гносеологии - учение о причинности. Поставив проблему объективного существования каузальных (причинных) связей, Ю. решал ее агностически: он полагал, что эта проблема недоказуема, т.к. то, что считают следствием, не содержится в том, что считается причиной, и не похоже на нее. Психологический механизм, вызывающий убеждение людей в объективном существовании причинности, основан, по Ю., на восприятии следования во времени события Б после А, а также регулярности появления Б после А; эти факты принимаются за свидетельство необходимого порождения следствия причиной; эта ошибка перерастает в устойчивую ассоциацию ожидания, в привычку, и, наконец, в «веру», что в будущем всякое появление А повлечет за собой появление Б. Если, по Ю., в науках о природе убеждение в существовании причинности основано на внетеоретической вере, то в области наук о психических явлениях каузальность бесспорна, ибо она действует как механизм ассоциирования. Согласно Ю., каузальность надо превратить в ветвь психологии, что он и стремился осуществить.
Отвергая свободу воли с позиций психического детерминизма, Ю. использовал этот вывод для критики понятия духовной субстанции. Личность, по Ю., есть «...связка или пучок... различных восприятий, следующих друг за другом...» (Соч., т.1, М., 1965, с.367). Критика духовной субстанции перерастала у Ю. в критику религиозной веры, которой он противопоставлял привычки обыденного сознания и расплывчатую «естественную религию».
В основе этики Ю. - концепция неизменной человеческой природы. Человек, по Ю., - существо слабое, подверженное ошибкам и капризам ассоциаций; образование приносит ему не знания, но привычки. Вслед за А. Шефтсбери и Ф. Хатчесоном Ю. считал, что моральные оценки проистекают из чувства удовольствия. От этого гедонистического принципа Ю. перешел к утилитаризму. Но в поисках мотивов, которые заставили бы людей следовать требованиям «общественного блага», он обращался к альтруистическому чувству общечеловеческой «симпатии», которое противопоставлял индивидуализму.
Эстетика Ю. сводилась к психологии художественного восприятия; прекрасное он толковал как наиболее пригодное к достижению практических целей.
В социологии Ю. был противником как феодально-аристократических, так и буржуазных договорных концепций происхождения государства. Общество, по Ю., возникло в результате разрастания семей, а политическая власть - из института военных вождей, которым народ «привык» подчиняться. Согласно Ю., степень законности власти зависит от продолжительности правления и соблюдения принципа частной собственности. В политической экономии Ю. отвергал меркантилизм и близко подошел к трудовой теории А. Смита. Наряду с Ш. Монтескье Ю. был представителем т.н. количественной теории металлистических денег.
Под влиянием идей Ю. развивалось большинство позитивистских учений 19-20 вв., вплоть до эмпириокритицизма, неопозитивизма и лингвистической философии.
.
давид юм на страницах библиотеки упоминается 421 раз:
* Academia
* «Polaris: Путешествия, приключения, фантастика», №№001-099 (серия)
* «Polaris: Путешествия, приключения, фантастика», №№100-199 (серия)
* «Polaris: Путешествия, приключения, фантастика», №№200-299 (серия)
* «АИРО - Научные доклады и дискуссии. Темы для XXI века» (серия)
* «АИРО - Первая публикация в России» (серия)
* «Антология мысли» (серия)
* «Беседы о мире и человеке» (серия)
* «Беседы с верующими» (серия)
* «Библиотека «Телевизионный и радиоприем. Звукотехника» (серия)
* «Библиотека Всемирной Литературы»
* «Библиотека атеиста» (серия)
* «Библиотека атеистической литературы» (серия)
* «Библиотека внешней политики» (серия)
* «Библиотека конструктора-технолога РЭА» (серия)
* «Библиотека математического кружка» (серия)
* «Библиотека мировой литературы для детей» (сер. изд. «Детская литература»)
* «Библиотека офицера» (серия)
* «Библиотека по автоматике», 0001-0099
* «Библиотека по автоматике», 0100-0199
* «Библиотека по автоматике», 0200-0299
* «Библиотека по автоматике», 0300-0399
* «Библиотека по автоматике», 0400-0499
* «Библиотека по автоматике», 0500-0599
* «Библиотека по автоматике», 0600-0699
* «Библиотека по радиоэлектронике» (серия)
* «Библиотека приключений и научной фантастики» Д-И
* «Библиотека приключений и научной фантастики» К-Л
* «Библиотека приключений и научной фантастики» М-Р
* «Библиотека филолога» (серия)
* «Библиотека фотолюбителя» (серия)
* «Библиотека электромонтера», №№0001-0099 (серия)
* «Библиотека электромонтера», №№0200-0299 (серия)
* «Библиотека электромонтера», №№0300-0399 (серия)
* «Библиотека электромонтера», №№0400-0499 (серия)
* «Библиотека электромонтера», №№0500-0599 (серия)
* «Библиотечка «Квант» (серия)
* «Библиотечка военных приключений» (серия)
* «Библиотечка изобретателя и рационализатора» (серия)
* «Библиотечка по научному социализму» (серия)
* «Библиотечка шахматиста» (сер. изд. «Физкультура и спорт»)
* «Борьба народов против фашизма и агрессии» (серия)
* «Брега Тавриды»
* «Будущее науки» (международный ежегодник)
* «В мире науки и техники» (серия)
* «В помощь слушателям народных университетов культуры» (серия)
* «Великие властители»
* «Великие шахматисты мира» (серия)
* «Вестник ХПИ» (сборник)
* «Возвращенная история» (серия)
Издания:
*
.