AAW писал(а) 10.02.2023 :: 10:01:17:Да и без Сталинских премий хватало писателям на хлебушек... Да и не только писателям...
"Действующая в настоящее время система процентных отчислений предусматривает выплату драматургам, переводчикам и инсценировщикам за публичное исполнение их произведений 1,5 процента со сбора за каждый акт пьесы, идущей в театрах РСФСР, независимо от общего количества осуществленных постановок. В среднем за пьесу автор получает от 4,5 до 7,5 процента с валового сбора. Оперным композиторам в большинстве республик за 4-актную оперу выплачивается 5,25 процента от сбора, либреттистам — 2,75 процента; авторам симфонических и камерных произведений — 2 процента, авторам текстов и музыки массовых песен — по 1,5 процента. Такие отчисления авторы получают пожизненно, а после их смерти отчисления в течение 15 лет получают наследники."
" В соответствии с законом об авторском праве наследники А. Толстого при тираже собрания сочинений 675 тыс. экз. (составляющем 9 массовых изданий) должны получить гонорар за один авторский лист 14 400 руб., а за все издание 4 миллиона 787 тысяч рублей. Сумма гонорара за перевод сочинений Диккенса в связи с увеличением тиража резко возросла, и переводчики должны будут получить 2 миллиона 300 тысяч рублей гонорара, причем только один переводчик Е. Ланн получит более 800 тыс. рублей. Писатель К. Паустовский за собрание сочинений получит гонорар в сумме 1 миллиона 200 тысяч рублей. "
https://monetam.livejournal.com/1700107.htmlСейчас под рукой нет законов СССР по этой теме...
Но ..
"Гонорарные ставки за авторский лист художественной прозы, в том числе и детской, рекомендованные Совмином СССР в 1968 году, при начальном тираже в 15 000 экземпляров равнялись 150, 175, 200, 225, 300, 400 рублей за авторский лист (40 тысяч знаков). При среднем объеме книги в 10 авторских листов начальный гонорар за нее составлял 1500–4000 рублей при средней годовой зарплате советского гражданина в 2000 рублей. Стихотворение до 30 строк и текст песни стоили 30, 60, 100, 150, 200 рублей. Поэзия за строчку оценивалась в 0,7; 1,0; 1,2; 1,4; 1,7; 2,0 рубля.
Затем начиналась игра тиражей. Норма массового тиража для художественной прозы в РСФСР составляла 50–100 тысяч экземпляров, отсюда следовали два гонорара, за обычное и массовое издание. То есть уже 3000–8000 рублей в среднем за одну книгу. Тираж в 115 тысяч рассматривался как два массовых издания, и автор получал 260 процентов гонорара — 3900–10 400 рублей (10 тысяч тогда стоила неплохая дача в ближнем Подмосковье). За прижизненное собрание сочинений платили, как за первое издание, без понижающих ставок — не 60, а 100 процентов гонорара плюс то, что причиталось за тираж."
https://portal-kultura.ru/articles/history/330243-kniga-v-obmen-na-dachu-avtorskoe-pravo-na-zare-i-na-zakate-sovetskoy-vlasti/
По поводу авторского права...
"Изначальным владельцем авторских прав во всех случаях был «гражданин» (то есть физическое лицо), создавший работу[117][комм. 23].
Авторское право юридических лиц было упразднено; издателям предоставлялось производное право использовать произведение во всей его полноте, что влекло необходимость вознаграждения авторов[118]. Для работ, сделанных по найму[en], работодателю предоставлялось похожее право использовать работу, ограниченное первыми тремя годами с её передачи."
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%B2%D1%82%D0%BE%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE_%D0%B2_%D0%A1%D0%A1%D0%A1%D0%A0
В связи с этим у меня вопрос: какую холеру издательство Просвещение запрещает книги изданные в лохматые советские года, если оно уже не имеет авторского права на книгу, а право на издание ограничено несколькими годами согласно договора и давно прошло...
И другой вопрос: как быть с книгами, авторы которых уже получили гонорары при Союзе за изданные книги (а так-же получили свое редакторы, иллюстраторы, наборщики, печатники, кладовщики, уборщики печатного цеха и т.д.)...