«И» «ИЛИ»  
© Публичная Библиотека
 -  - 
Универсальная библиотека, портал создателей электронных книг. Только для некоммерческого использования!
Аполлинер Гийом

Гийом Аполлинер 76k

(Guillaume Apollinaire)

(26.08.1880 - 09.11.1918)

Большая советская энциклопедия: Аполлинер (Apollinaire) Гийом [псевдоним; настоящие имя и фамилия Гийом Аполлинарий Костровицкий (Kostrowicky)] (26.8.1880, Рим, - 9.11.1918, Париж), французский поэт. Сын обедневшей польской аристократки. С 1899 жил в Париже. Лирике А. присущи мужественная искренность, трагическое ощущение жестокости жизни (цикл «Бестиарий, или Кортеж Орфея», 1911), слитое с радостью ее приятия, противостояния утратам и времени (стих. «Мост Мирабо», 1912). В книге стихов «Алкоголь. 1898-1913» (1913) - интонации народной песни, и эпический голос большого города, и призыв испить вселенную «глоткой Парижа» («Вандемьер»), и размышление поэта о тюремной неволе (цикл стихов «В тюрьме Сантэ»; в тюрьму А. попал по ложному обвинению в 1911). В творчестве А. столкнулись формалистическое экспериментаторство и новаторское развитие классической традиции. И если ныне А. воспринимается как один из тончайших лириков 20 в. (цикл «Vitam impendere amori» - «Жизнь посвятить любви», 1917), то прежде всего потому, что влияние модернистских школ, будь то символизм (повесть А. «Разлагающийся чародей», 1908), кубизм («Эстетические размышления. Художники-кубисты», 1913), футуризм («футуристическая антитрадиция, манифест-синтез», 1913) или сюрреализм (драма «Сосцы Тиресия», пост. 1917, издание 1918), не смогло сковать творчество А. Он выходил из очередных тупиков на свою дорогу - доверия к будущему, вкуса к жизни (цикл новелл «Ересиарх и К°», 1910), гротескного осмеяния буржуазного одичания (книга иронической прозы «Поэт убиенный», 1916), к «новому» реализму («Новый смысл и поэты», речь А. 26 ноября 1917).
Накануне 1-й мировой войны А. предвидел, что грядет «время революций». В войне он видел бессмысленное уничтожение человека человеком, но в 1914 добровольцем вступил во французскую армию: стремление освободить Польшу - одна из причин этого решения. Был тяжело ранен. Первые военные стихи, адресованные «прекрасной даме», в традициях куртуазной лирики, окрашены воинственным презрением к врагу (сборник «Послания к Лу», 1915, издание 1955). Но А. создал и лирическую хронику трагического восприятия войны («Каллиграммы. Стихотворения Мира и Войны. 1913-1916», 1918). Итоговое раздумье А. в мистерии-буфф «Цвет времени» (1918, опубл. 1920) над собственническим миром звучит как грозное обвинение эпохе самоубийственного индивидуализма. Формалистические эксперименты А. канонизировали дадаисты и сюрреалисты, а трагедийный лиризм поэта и его оптимистическую веру в торжество «зари над сумерками» восприняли П. Элюар, В. Незвал и Л. Арагон.
.
гийом аполлинер на страницах библиотеки упоминается 2 раза:
* «Из истории международных связей русской литературы»
* Аполлинер Гийом
Сочинения:
* Аполлинер Г. Стихи. (1967)
  • Аполлинер Г. Стихи. (Poemes) [Djv- 3.3M] Перевод М.П. Кудинова. Статья и примечания Н.И. Балашова.
    (Москва: Издательство «Наука», 1967. - Серия «Литературные памятники»)
    Скан: AAW, обработка, формат Djv: mor, 2011
    • КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ:
      Стихотворения даны в переводе М.П. Кудинова
      БЕСТИАРИЙ, ИЛИ КОРТЕЖ ОРФЕЯ (1911) (7).
      АЛКОГОЛИ. Стихотворения 1898-1913 гг. (1913) (23).
      VITAM IMPENDERE AMORI. Стихи и рисунки (1917) (97).
      КАЛЛИГРАММЫ. Стихотворения Мира и Войны. 1913-1916 гг. (1918) (101).
      ИЗ ПОСМЕРТНЫХ КНИГ
      ПОСЛАНИЯ К ЛУ (1955) (153).
      МЕЛАНХОЛИЧЕСКИЙ СТРАЖ (1952) (159).
      Ставло (1899) (319).
      Рейнские стихи (1901-1902) (320).
      Разные стихотворения (1900-1917) (169).
      ЕСТЬ (1925) (178).
      СОБРАНИЕ СТИХОТВОРЕНИЙ 1956 г. (190).
      ПРИЛОЖЕНИЯ
      H. И. Балашов. Аполлинер и его место во французской поэзии (203).
      I. Историческая роль Аполлинера (203).
      II. Происхождение Аполлинария Костровицкого; славянские связи французских поэтов начала XX в. (211).
      III. Молодость Аполлинера. «Песнь несчастного в любви» и «Рейнские стихи» (220).
      IV. Сближение Аполлинера с Жарри и Пикассо. Путь Аполлинера и путь Жакоба (224).
      V. Повесть «Убийство поэта» как введение в поэзию Аполлинера (236).
      VI. оборник стихотворений «Алкоголи» (239).
      VII. «Каллиграммы». Аполлинер и поэтическая молодежь. Возвещение «эпохи пылающего разума» (259).
      Примечания и важнейшие варианты. (Составил Н.И. Балашов) (283).
      Список иллюстраций (328).
.
.