«И» «ИЛИ»  
© Публичная Библиотека
 -  - 
Универсальная библиотека, портал создателей электронных книг. Только для некоммерческого использования!
Августин Блаженный Аврелий

Блаженный Аврелий Августин 85k

(Sancti Aurelii Augustini)

(13.11.354 - 28.08.430)

Большая советская энциклопедия: Августин Блаженный Аврелий (Augustinus Sanctus) (13.11.354, Тагаст, Северная Африка, Нумидия, - 28.8.430, Гиппон, Северная Африка), христианский теолог, виднейший представитель западной патристики. Прошел через увлечения манихейством и скептицизмом, в 387 принял крещение. С 395 епископ Гиппона. Духовному миру А. свойствен ряд противоречий: уникальная умственная восприимчивость и устремление к связующей догме, развитое индивидуалистическое самосознание и мистика сверхличной церковности. Онтология А. и его учение о боге как абсолютном бытии следуют неоплатонизму, но А. пытался заново продумать старые идеи, исходя не из объекта, а из субъекта, из самоочевидности человеческого мышления (предвосхищение основной идеи Декарта). Бытие бога, по А., можно непосредственно вывести из самосознания человека, а бытие вещей - нет (ход мысли, близкий Ансельму Кентерберийскому и противоположный подходу Фомы Аквинского). Психологизм А. выявляется в его учении о времени как корелляте помнящей, созерцающей и ожидающей души. Новой чертой мышления А. было внимание к двум проблемам, мимо которых прошла античная мысль: динамики человеческой личности и динамики общечеловеческой истории. Первой из них посвящена «Исповедь» - лирическая автобиография, рисующая внутреннее развитие А. от младенчества до окончательного утверждения в ортодоксальном христианстве. С недостижимым для античной литературы и философии психологическим самоанализом А. сумел показать противоречивость становления личности. При этом личностные тенденции философии А. сочетаются с теологической доктриной предопределения; от констатации темных «бездн» души А. пришел к выводу о необходимости божественной благодати, которая выводит личность из тождества себе и тем самым «спасает». Проблема мистически осмысленной диалектики истории поставлена в трактате «О граде божием», который написан под впечатлением взятия Рима ордами Алариха в 410. А. усматривал два противоположных вида человеческой общности: «град земной», т.е. государственность, которая основана «на любви к себе, доведенной до презрения к богу», и «град божий» - духовную общность, которая основана «на любви к богу, доведенной до презрения к себе». «Град божий» никак не тождествен идеалу теократии, в духе которого истолковывали в средние века идеологи католицизма учение А. (он подчеркивал «бездомность» «града божьего», невозможность его приспособления к политической реальности). А. находил меткие слова для критики «каиновского» духа империи, потребительски организованной позднеантичной цивилизации, бездумности римлян, завоевавших чужие города и жалующихся, когда то же самое сделали с их собственным городом. Однако всякое насилие - от насилия над ребенком в школе, выразительно описанного в «Исповеди», до государственного насилия - для А. есть следствие греховной испорченности человека и постольку достойно презрения, но неизбежно. Поэтому А. признавал необходимость государственной власти, им же охарактеризованной как «большая разбойничья шайка».
Влияние А. было чрезвычайно многосторонне. Для средневековья А. был непререкаемым авторитетом в вопросах религии и философии, вплоть до Фомы Аквинского не имеющим себе равного; от него исходит платоническая ориентация ранней схоластики. Возрождение оценило его остроту в передаче индивидуальной эмоции, ранний протестантизм - переживание им благодати. Мотивы «исповеди» в литературе сентиментализма (Руссо и др.) переводили в мирской план опыт самонаблюдения А. В современной католической неосхоластике к А. апеллируют мыслители, не удовлетворяющиеся рассудочностью томизма, экзистенциалисты видят в А. одного из своих предшественников.
.
блаженный аврелий августин на страницах библиотеки упоминается 2 раза:
* «Литературные памятники». Выпуски А-В (серия)
* Августин Блаженный Аврелий
  • Августин А. Исповедь. [Djv- 4.2M] В переводе М.Е. Сергеенко. Ответственный редактор Н.Н. Казанский. Научное издание.
    (Санкт-Петербург: Издательство «Наука», 2013. - Российская Академия наук. Серия «Литературные памятники»)
    Скан, OCR, обработка, формат Djv: mor, 2014
    • СОДЕРЖАНИЕ:
      ИСПОВЕДЬ БЛАЖЕННОГО АВГУСТИНА, ЕПИСКОПА ИППОНСКОГО
      Книга первая (5).
      Книга вторая (21).
      Книга третья (30).
      Книга четвертая (43).
      Книга пятая (58).
      Книга шестая (72).
      Книга седьмая (89).
      Книга восьмая (106).
      Книга девятая (123).
      Книга десятая (140).
      Книга одиннадцатая (175).
      Книга двенадцатая (195).
      Книга тринадцатая (218).
      ПРИЛОЖЕНИЯ
      М.Е. Сергеенко. О блаженном Августине (247).
      Н.Н. Казанский. Исповедь как литературный жанр (275).
      А.К. Гаврилов, Н.Н. Казанский. О Марии Ефимовне Сергеенко (1891-1987) (296).
      Примечания (составитель М.Е. Сергеенко) (303).
      Рукописи, издания, переводы на русский язык (составитель М.Е. Сергеенко) (367).
      Хронология жизни и трудов бл. Августина (370).
.
.