«И» «ИЛИ»  
© Публичная Библиотека
 -  - 
Универсальная библиотека, портал создателей электронных книг. Только для некоммерческого использования!
Бердяев Николай Александрович

Николай Александрович Бердяев 182k

-

(06.03.1874 - 24.03.1948)

Большая советская энциклопедия: Бердяев Николай Александрович (6.3.1874, Киев, - 24.3.1948, Кламар, Франция), русский религиозный философ-мистик, близкий к экзистенциализму. Происходил из дворянской семьи. Учился в Киевском университете. В студенческие годы участвовал в социал-демократическом движении; подвергался репрессиям (исключение из университета и ссылка). Выступал в программных сборниках русских идеалистов: «Проблемы идеализма» (1902), антиреволюционные сборники «Вехи» (1909), «Из глубины» (1918); был организатором и председателем «Вольной академии духовной культуры» (1918-22). В 1922 выслан за границу. Основал религиозно-философский журнал «Путь» (Париж, 1925-40), руководил издательством «YMCA - Press» («Христианского союза молодежи»).
В молодости принадлежал к т.н. легальным марксистам, пытался сочетать марксизм с неокантианством, развивал теорию этического социализма. Около 1905 присоединяется к богоискательству. Борьба и взаимодействие двух принципов: экзистенциалистского утверждения ничем не ограниченного духовно-творческого начала личности и христианского мотива сострадания определяют философские позиции и философские симпатии Б. (Он сам признает свою близость к Беме, Ницше, Фихте, Кьеркегору, Ибсену, а также к русской религиозной традиции - славянофилы, Достоевский; отправным пунктом всегда остается принцип дуализма Канта.) Рождающаяся из абсолютизации каждого из этих мотивов двойственность позиции Б. выражается в ряде противоречий и прежде всего в фиксируемом им самим противоречии «творчества» и «жалости» (морали творчества, или культа «гениальности», и христианской морали искупления). Б., в духе мистики Беме и Шеллинга, утверждает безосновность свободы, ее примат над бытием (и богом) и, следовательно, - как бы неподвластность человека божественной воле; говорит об отсутствии бога в мире. Однако Б. принимает также концепцию истории в провиденциальном духе христианской эсхатологии. Для Б. характерно полное отталкивание от мира (царства «обыденности», зла), но и стремление к преображению мира. Призыв к творчеству как к средству изменения мира совмещается у Б. с убеждением в обреченности всякого творческого акта; по существу всякую объективацию (предметное воплощение) человеческого творчества Б. отождествляет с отчуждением.
С главной темой - проблемой личности, связано внимание Б. к философии истории (см. «Смысл истории», 1923, «Новое средневековье», 1924, «Судьба человека в современном мире», 1934, «Русская идея», 1946, и др.). Б. не признает за историей прогрессивного движения, считая, что ее путь - это обнажение противоположностей - добра и зла - и трагическая борьба между ними, которая завершается выходом в «метаисторию» («царство божие»). В современности Б. находит признаки «варваризации» европейской культуры, начало ее сумерек («Конец Европы», М., 1915), связанных с наступлением «массовой культуры». Б. - один из первых критиков современной цивилизации как цивилизации технической, которая явилась, согласно Б., результатом «торжества буржуазного духа» («Смысл творчества», М., 1916). Б. призывает к «спасению» через индивидуальный творчески-моральный акт (жертвы, любви и т.п.), - к «персоналистической революции» вместо социальной. Признавая, с позиций христианского социализма, классовую борьбу правомерной реакцией на социальную несправедливость и правду коммунистического принципа обобществления производства, Б., однако, считал необходимым вести с коммунизмом беспрерывную идейную борьбу, рассматривая его как выражение буржуазного, антидуховного сознания, ориентированного на материальность, материальные блага. В продолжение всей жизни выступая с критикой марксизма, считал его двойственным учением - сочетающим экономический детерминизм с волюнтаризмом и секуляризованным религиозным мировоззрением, выражающим надежды на мессианство пролетариата.
Яростный идейный противник Октябрьской революции (и любого социально-политического переворота вообще), Б. в полемической книге «Философия неравенства» (1918, издание 1923) опускается до оправдания жестокостей «органического» исторического процесса (нарушением которого считает революцию) и ницшеанской апологии социального отбора и права «сильной личности». В дальнейшем оправдание исторической действительности как разумной и необходимой считает преступным; оставаясь идеологом «аристократии духа», стремится освободить свое понимание аристократизма от всяких сословно-иерархических характеристик («О рабстве и свободе человека», 1939, «Самопознание», 1949).
Б. оказал влияние на развитие французского экзистенциализма и персонализма; получил известность на Западе как главный выразитель традиции русской религиозно-идеалистической философии и идеолог антикоммунизма.
.
николай александрович бердяев на страницах библиотеки упоминается 1 раз:
* Бердяев Николай Александрович
  • Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. [Pdf-15.1M] Автор: Николай Александрович Бердяев. Вступительная статья, составление, подготовка текста, примечания Л.В. Полякова. На фронтисписе: Н.Л. Бердяев. Фотография 1935 г.
    (Москва: Издательство «Правда», 1989. - Приложение к журналу «Вопросы философии». Серия «Из истории отечественной философской мысли»)
    Скан, OCR, обработка, формат Pdf: tugashev, 2013
    • СОДЕРЖАНИЕ:
      Л.В. Поляков. Философия творчества Н. Бердяева (3).
      ФИЛОСОФИЯ СВОБОДЫ
      Предисловие (12).
      ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
      Глава I. Философия и религия (14).
      Глава II. Вера и знание (38).
      Глава III. Гносеологическая проблем (68).
      Глава IV. Об онтологической гносеологии (96).
      ЧАСТЬ ВТОРАЯ
      Глава V. Происхождение зла и смысл истории (123).
      Глава VI. О христианской свободе (192).
      Глава VII. Мистика и Церковь (205).
      Приложение. Утонченная Фиваида (229).
      СМЫСЛ ТВОРЧЕСТВА
      Введение (254).
      Глава I. Философия как творческий акт (262).
      Глава II. Человек. Микрокосм и макрокосм (293).
      Глава III. Творчество и искупление (325).
      Глава IV. Творчество и гносеология (341).
      Глава V. Творчество и бытие (354).
      Глава VI. Творчество и свобода. Индивидуализм и универсализм (368).
      Глава VII. Творчество и аскетизм. Гениальность и святость (382).
      Глава VIII. Творчество и пол. Мужское и женское. Род и личность (399).
      Глава IX. Творчество и любовь. Брак и семья (420).
      Глава Х. Творчество и красота. Искусство и теургия (437).
      Глава XI. Творчество и мораль. Новая этика творчества (460).
      Глава XII. Творчество и общественность (479).
      Глава XIII. Творчество и мистика. Оккультизм и магия (498).
      Глава XIV. Три эпохи. Творчество и культура. Творчество и церковь. Творчество и христианское возрождение (518).
      Примечания и экскурсы (535).
      Примечания (581).
      Указатель имен (601).
.
.
  • Бердяев Н.А. Царство Духа и Царство кесаря. [Txt- 84k] Автор: Николай Александрович Бердяев.
    (Бердяев Н.А. Судьба России. - Москва: Издательство «Советский писатель», 1990)
    Скан, OCR, обработка, формат Txt: Pirat, 2003
.
.