«И» «ИЛИ»  
© Публичная Библиотека
 -  - 
Универсальная библиотека, портал создателей электронных книг. Только для некоммерческого использования!
Бобров Семен Сергеевич

Семен Сергеевич Бобров 82k

-

(1763/1765 - 03.04.1810)

Википедия: Семен Сергеевич Бобров (1763/1765, Ярославль - 22 марта (3 апреля) 1810, Санкт-Петербург) - русский поэт, государственный служащий.
Родился в семье священника. В девятилетнем возрасте поступил в духовную семинарию в Москве. В 1780 году перешел в гимназию при Московском университете, в 1782 поступил в Московский университет, который окончил в 1785 году. Печататься Бобров начал с 1784 года.
После окончания университета переезжает в Петербург. В 1787 году определяется в «канцелярию Сената к герольдмейстерским делам». Работал переводчиком в государственной Адмиралтейств-коллегии и состоял в Комиссии о составлении законов. С 1792 служил в Черноморском адмиралтейском управлении у адмирала Н.С. Мордвинова, около десяти лет провел на юге России.
В 1800-х годах Бобров печатался в изданиях, близких к Вольному обществу любителей словесности, наук и художеств («Северный вестник», «Лицей», «Цветник»), а в 1807 году был официально принят в число сотрудников общества. В 1805 году участвовал в спорах о языке на стороне «архаистов» (Происшествие в царстве теней, или Судьбина российского языка), что предопределило негативное отношение к нему в стане «карамзинистов», где он был прозван «Бибрисом» (от лат. bibere - пить). Этими эпиграмматическими отзывами (П.А. Вяземского, К.Н. Батюшкова и А.С. Пушкина, называвшего его «тяжелым Бибрусом») имя Боброва спасено от забвения.
В конце жизни много пил, жил в бедности. Скончался от чахотки 22 марта (3 апреля) 1810 года в Петербурге. Погребен на Волковом кладбище в Петербурге.
Это был писатель действительно тяжелый, о чем дают достаточное понятие самые названия его огромных книг, например, «Рассвет полночи, или Созерцание славы, торжества и мудрости порфироносных, браненосных и мирных гениев России, с исследованием дидактических, эротических и других разного рода в стихах и прозе опытов». Кроме больших поэм («Таврида, или Мой летний день в Таврическом Херсонесе», упомянутый «Рассвет полночи», «Древняя ночь вселенной, или Странствующий слепец»), Бобров писал и переводил оды, морально-дидактические сочинения; английской литературой он заинтересовался один из первых в России. Он был мистик, но мистицизм его был светлый и гуманный; мистическое чувство питалось в нем масонской практикой и литературой, развившими в нем любовь к символизации, в которой он доходил до чудовищных преувеличений и крайностей.
Поэтического дарования в нем не было, и недаром задолго до Вяземского, Батюшкова и Пушкина над ним издевались Сумароков, пародировавший его манеру (в «Оде в громко-нежно-нелепо-новом вкусе»), и Радищев, с насмешкой упоминающий о нем в своей поэме «Бова». Но современники не сумели оценить в Боброве литературного теоретика с твердыми и даже прозорливыми взглядами. В те времена Бобров почувствовал, как тяжела борьба между замыслом и словесным воплощением. «Язык легок, но сколь обманчив! Вещь, проходя чрез слух, нередко теряет правоту свою», и смело создавал неологизмы, объясняя: «Обыкновенные и ветхие имена, кажется, не придали бы слову той силы и крепости, каковую свежие, смелые и как бы с патриотическим старанием изобретенные имена». Из множества изобретенных им слов, большей частью неуклюже-сложных и безвкусных, некоторые, однако, вошли в обиходную и литературную речь; особенно охотно пользовался он славянизмами, что привлекло к нему симпатии А.С. Шишкова и сделало его посмешищем карамзинистов. Он утверждал, что «рифма никогда еще не должна составлять существенной музыки в стихах», и что она, «часто служа будто некоторым отводом прекраснейших чувствований и изящнейших мыслей, почти всегда убивает душу сочинения», если автор делает ей лишние уступки. Задолго до Бенедиктова, Бальмонта и символистов конца XIX века. Бобров ощущал тоску по «неслыханным звукам» и «неведомом языке» и первый заговорил о красоте белого стиха.
.
семен сергеевич бобров на страницах библиотеки упоминается 2 раза:
* «Литературные памятники». Выпуски А-В (серия)
* Бобров Семен Сергеевич
  • Бобров С.С. Рассвет полночи. Херсонида. В двух томах. Том 1. [Djv- 3.7M] Издание подготовил В.Л. Коровин. Ответственный редактор Д.П. Ивинский.
    (Москва: Издательство «Наука», 2008. - Серия «Литературные памятники»)
    Скан, OCR, обработка, формат Djv: mor, 2011
    • СОДЕРЖАНИЕ:
      Рассвет полночи или Созерцание славы, торжества и мудрости порфироносных, браноносных и мирных гениев России с последованием дидактических, эротических и других разного рода в стихах и прозе опытов Семена Боброва (5).
      Дополнения (477).
      Ранние редакции и варианты (479).
      Приложения (533).
      Примечания (535).
      СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ:
      СЕМЕН БОБРОВ
      СЕМЕН БОБРОВ. ПОРТРЕТ НЕИЗВЕСТНОГО ХУДОЖНИКА
      ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ «РАССВЕТА ПОЛНОЧИ» ИЗД. 1804 г.
      Титульный лист 1-й части «Рассвета полночи». Изд. 1804 г.
      Императрица Екатерина II с текстом «Наказа» в руках. Миниатюра неизвестного художника. Конец 60-х - начало 70-х гг.
      Павел I. Портрет работы С.С. Щукина.
      Александр I в коронационном облачении.
      Екатерина II, Павел I и Александр I в медальоне. С гравюры Больдта.
      Штурм Очакова. Гравюра А. Берга по оригиналу Ф. Казановы. 1792 г.
      А.В. Суворов. Портрет работы И.Г. Шмидта. 1800 г.
      С.К. Грейг. Портрет работы И.А. Артунова. 1772-1773 гг.
      В.Я. Чичагов. Гравюра А.Г. Ухтомского. 1790-е гг.
      Ф.Ф. Ушаков. Портрет работы П.Н. Бажанова. 1912 г.
      Н.В. Репнин. Портрет работы неизвестного художника (копия с оригинала Д.Г. Левицкого). 1780-е годы.
      Смерть Г.А. Потемкина 5 октября 1791 г. Гравюра Г.И. Скородумова по рисунку М.М. Иванова. 1793 г.
      Титульный лист 2-й части «Рассвета полночи». Изд. 1804 г.
      Титульный лист 3-й части «Рассвета полночи». Изд. 1804 г.
.
.
  • Бобров С.С. Рассвет полночи. Херсонида. В двух томах. Том 2. [Djv- 3.7M] Издание подготовил В.Л. Коровин. Ответственный редактор Д.П. Ивинский.
    (Москва: Издательство «Наука», 2008. - Серия «Литературные памятники»)
    Скан, OCR, обработка, формат Djv: mor, 2011
    • СОДЕРЖАНИЕ:
      Херсонида, или Картина лучшего летнего дня в Херсонисе Таврическом. Лирико-эпическое песнотворение. Вновь исправленное и умноженное (5).
      ДОПОЛНЕНИЯ
      Стихотворения, не вошедшие в «Рассвет полночи» (291).
      Варианты ранней редакции (369).
      ПРИЛОЖЕНИЯ
      Коровин В.Л. Поэзия С.С. Боброва и русская литература в конце XVIII - начале XIX в. (427).
      Коровин В.Л. «Рассвет полночи»: история издания, состав и композиция (495).
      Примечания (сост. В.Л. Коровин) (518).
      Указатель имен (сост. В.Л. Коровин) (585).
      Список иллюстраций (618).
      СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ:
      Херсонида. Титульный лист издания 1804 г.
      Георгиевский монастырь. Картина К. Боссоли. 1840-е годы.
      Екатерина II. Портрет работы Д.Г. Левицкого. 1783 г.
      Князь Потемкин принимает Крым в подданство России. Картина Б.А. Чирикова.
      Н.С. Мордвинов. Портрет работы неизвестного художника. Конец XVIII в.
      Чатырдаг. Картина К. Боссоли. 1840-е годы.
      Долина реки Бельбек. Картина К. Боссоли. 1840-е годы.
      П.А. Румянцев. Портрет работы неизвестного художника. Конец XVIII в.
      В.А. Зубов. Портрет работы Ж.Л. Вуаля. 1791 г. (?)
      Александр I. Портрет работы Дж. Доу.
      М.М. Херасков. Портрет работы неизвестного художника. Конец XIII или начало XIX в.
.
.