«И» «ИЛИ»  
© Публичная Библиотека
 -  - 
Универсальная библиотека, портал создателей электронных книг. Только для некоммерческого использования!
Декарт Рене

Рене Декарт 176k

(Rene Descartes)

(31.03.1596 - 11.02.1650)

Большая советская энциклопедия: Декарт (Descartes) Рене (латинизированное имя - Картезий; Renatus Cartesius) [31.3.1596, Лаэ (Турень), - 11.2.1650, Стокгольм], французский философ и математик. Происходил из старинного дворянского рода. Образование получил в иезуитской школе Ла Флеш в Анжу. В начале Тридцатилетней войны служил в армии, которую оставил в 1621; после нескольких лет путешествий переселился в Нидерланды (1629), где провел двадцать лет в уединенных научных занятиях. Здесь вышли его главные сочинения - «Рассуждение о методе...» (1637, рус. пер. 1953), «Размышления о первой философии...» (1641, рус. пер. 1950), «Начала философии» (1644, рус. пер. 1950). В 1649 по приглашению шведской королевы Кристины переселился в Стокгольм, где вскоре умер.
Основная черта философского мировоззрения Д. - дуализм души и тела, «мыслящей» и «протяженной» субстанции. Отождествляя материю с протяжением, Д. понимает ее не столько как вещество физики, сколько как пространство стереометрии. В противоположность средневековым представлениям о конечности мира и качественном разнообразии природных явлений Д. утверждает, что мировая материя (пространство) беспредельна и однородна; она не имеет пустот и делима до беспредельности (это противоречило идеям возрожденной во времена Д. античной атомистики, которая мыслила мир состоящим из неделимых частиц, разделенных пустотами). Каждую частицу материи Д. рассматривал как инертную и пассивную массу. Движение, которое Д. сводил к перемещению тел, возникает всегда только в результате толчка, сообщаемого данному телу др. телом. Общей же причиной движения в дуалистической концепции Д. является бог, который сотворил материю вместе с движением и покоем и сохраняет их.
Учение Д. о человеке также дуалистично. Человек есть реальная связь бездушного и безжизненного телесного механизма с душой, обладающей мышлением и волей. Взаимодействие между телом и душой совершается, по предположению Д., посредством особого органа - т.н. шишковидной железы. Из всех способностей человеческой души Д. на первое место выдвигал волю. Главное действие аффектов, или страстей, состоит, по Д., в том, что они располагают душу к желанию тех вещей, к каким подготовлено тело. Сам бог соединил душу с телом, отличив тем самым человека от животных. Наличие сознания у животных Д. отрицал. Будучи автоматами, лишенными души, животные не могут думать. Тело человека (как и тело животных) представляет собой, согласно Д., всего лишь сложный механизм, созданный из материальных элементов и способный, в силу механического воздействия на него окружающих предметов, совершать сложные движения.
Д. исследовал строение различных органов животных, а также строение их зародышей на различных стадиях развития. Физиологические работы Д. основаны на учении У. Гарвея о кровообращении. Он впервые попытался выяснить сущность «непроизвольных» и «произвольных» движений и описал схему рефлекторных реакций, в которой представлены центростремительная и центробежная части рефлекторной дуги. Д. считал рефлекторными не только сокращения скелетной мускулатуры, но и многие вегетативные акты.
В круге вопросов философии, которые разрабатывал Д., первостепенное значение имел вопрос о методе познания. Как и Ф. Бэкон, Д. видел конечную задачу знания в господстве человека над силами природы, в открытии и изобретении технических средств, в познании причин и действий, в усовершенствовании самой природы человека Д. ищет безусловно достоверное исходное основоположение для всего знания и метод, посредством которого возможно, опираясь на это основоположение, построить столь же достоверное здание всей науки. Ни этого основоположения, ни этого метода он не находит в схоластике. Поэтому исходный пункт философских рассуждений Д. - сомнение в истинности общепризнанного знания, охватывающее все виды знания. Однако, как и у Бэкона, сомнение, с которого начинал Д., есть не убеждение агностика, а только предварительный методический прием. Можно сомневаться в том, существует ли внешний мир, и даже в том, существует ли мое тело. Но само мое сомнение во всяком случае существует. Сомнение же есть один из актов мышления. Я сомневаюсь, поскольку я мыслю. Если, т.о., сомнение - достоверный факт, то оно существует лишь поскольку существует мышление, поскольку существую я сам в качестве мыслящего: «...Я мыслю, следовательно я существую...» (Избр. произв., М., 1950, с.282).
Идеализм Д. связан с религиозными предпосылками его системы. Для доказательства реального существования мира, по Д., необходимо предварительно доказать существование бога. Это доказательство Д. строил по образцу онтологического доказательства бога Ансельма Кентерберийского (см. в ст. Бог). Но если бог существует, то в силу его совершенства исключается возможность того, чтобы он нас обманывал. Поэтому существование объективного мира также достоверно.
В учении о познании Д. был родоначальником рационализма, который сложился в результате наблюдений над логическим характером математического знания. Математические истины, по Д., совершенно достоверны, обладают всеобщностью и необходимостью, вытекающими из природы самого интеллекта. Поэтому Д. отвел исключительную роль в процессе познания дедукции, под которой он понимал рассуждение, опирающееся на вполне достоверные исходные положения (аксиомы) и состоящее из цепи также достоверных логических выводов. Достоверность аксиом усматривается разумом интуитивно, с полной ясностью и отчетливостью. Для ясного и отчетливого представления всей цепи звеньев дедукции нужна сила памяти. Поэтому непосредственно очевидные исходные положения, или интуиции, имеют преимущество сравнительно с рассуждениями дедукции. Вооруженный достоверными средствами мышления - интуицией и дедукцией, разум может достигнуть во всех областях знания полной достоверности, если только будет руководствоваться истинным методом. Правила рационалистического метода Д. состоят из четырех требований:
1) допускать в качестве истинных только такие положения, которые представляются ясными и отчетливыми, не могут вызвать никаких сомнений в их истинности; 2) расчленять каждую сложную проблему на составляющие ее частные проблемы или задачи; 3) методически переходить от известного и доказанного к неизвестному и недоказанному и 4) не допускать никаких пропусков в логических звеньях исследования. Совершенство знания и его объем определяются, по Д., существованием в нас врожденных идей, разделяемых Д. на врожденные понятия и врожденные аксиомы. Достоверно известно очень немногое о телесных вещах; гораздо больше мы знаем о человеческом духе и еще больше о боге.
Учение Д. и направление в философии и естествознании, продолжавшее его идеи, получило название картезианства - от латинизированной формы имени Д. Он оказал значительное влияние на последующее развитие науки и философии, причем как идеализма, так и материализма. Учения Д. о непосредственной достоверности самосознания, о врожденных идеях, об интуитивном характере аксиом, о противоположности материального и идеального явились опорой для развития идеализма. С др. стороны, учение Д. о природе и его всеобщий механистический метод делают философию Д. одним из этапов материалистического мировоззрения нового времени.
В «Геометрии» (1637) Д. впервые ввел понятия переменной величины и функции. Переменная величина у Д. выступала в двойной форме: как отрезок переменной длины и постоянного направления - текущая координата точки, описывающей своим движением кривую, и как непрерывная числовая переменная, пробегающая совокупность чисел, выражающих этот отрезок. Двоякий образ переменной обусловил взаимопроникновение геометрии и алгебры. У Д. действительное число трактовалось как отношение любого отрезка к единичному, хотя сформулировал такое определение лишь И. Ньютон; отрицательные числа получили у Д. реальное истолкование в виде направленных ординат. Д. значительно улучшил систему обозначений, введя общепринятые знаки для переменных величин (x, у, z,...) и коэффициентов (a, b, с,...), а также обозначения степеней (х4, a5,...). Запись формул у Д. почти ничем не отличается от современной. Д. положил начало ряду исследований свойств уравнений: сформулировал правило знаков для определения числа положительных и отрицательных корней, поставил вопрос о границах действительных корней и выдвинул проблему приводимости (представления целой рациональной функции с рациональными коэффициентами в виде произведения двух функций такого же рода), указал, что уравнение 3-й степени разрешимо в квадратных радикалах и решается с помощью циркуля и линейки, когда оно приводимо. В аналитической геометрии, которую одновременно с Д. разрабатывал П. Ферма, основным достижением Д. явился созданный им метод координат. В область изучения геометрии Д. включил «геометрические» линии (названные позднее Г. Лейбницем алгебраическими), которые можно описать движениями шарнирных механизмов. Трансцендентные («механические») кривые Д. исключил из своей геометрии. В «Геометрии» Д. изложил способ построения нормалей и касательных к плоским кривым (в связи с исследованиями линз) и применил его, в частности, к некоторым кривым 4-го порядка, т.н. овалам Декарта. Заложив основы аналитической геометрии, сам Д. продвинулся в этой области недалеко - не рассматривались отрицательные абсциссы, не затронуты вопросы аналитической геометрии трехмерного пространства. Тем не менее его «Геометрия» оказала огромное влияние на развитие математики. В переписке Д. содержатся и др. его открытия: вычисление площади циклоиды, проведение касательных к циклоиде, определение свойств логарифмической спирали. Из рукописей Д. видно, что он знал (открытое позднее Л. Эйлером) соотношение между числами граней, вершин и ребер выпуклых многогранников.
.
  • Декарт Р. Геометрия. [Djv- 6.1M] С приложением избранных работ П. Ферма и переписки Декарта. Перевод, примечания и статья А.П. Юшкевича.
    (Москва - Ленинград: Гостехиздат, 1938. - Классики естествознания. Физика, механика, математика, астрономия)
    Скан: AAW, OCR, обработка, формат Djv: mor, 2010
    • ОГЛАВЛЕНИЕ:
      Предисловие к русскому переводу (5).
      Р. ДЕКАРТ. ГЕОМЕТРИЯ.
      Книга первая. О задачах, которые можно построить, пользуясь только кругами и прямыми линиями (11).
      Книга вторая. О природе кривых линий (29).
      Книга третья. О построении телесных или превосходящих телесные задач (74).
      ПРИЛОЖЕНИЯ.
      I. Исчисление господина Декарта (117).
      II. П. Ферма. Введение в изучение плоских и телесных мест (137).
      Приложение к «Введению в места», содержащее решения телесных задач с помощью мест (148).
      III. П. Ферма. Метод отыскания наибольших и наименьших значений (154).
      О касательных к кривым линиям (155).
      IV. Из переписки Декарта (157).
      1. О касательных к кривым линиям (157).
      Декарт - Мерсенну (январь 1638 г.) (157).
      Возражения Декарта Робервалю и Э. Паскалю (март 1638 г.) (162).
      Роберваль против Декарта (апрель 1638 г.) (184).
      Из письма Декарта Мерсенну (3 мая 1638 г.) (168).
      Ферма - Мерсенну (июнь 1638 г.) (169).
      Метод de maximis et minimis, разъясненный и посланный г. Ферма г. Декарту (172).
      Декарт-Гарди (июнь 1638 г.) (178).
      2. Алгебраические квадратура и кубатура Декарта (181).
      Из письма Декарта Мерсенну (13 июля 1638 г.) (181).
      3. Квадратура циклоиды (183).
      Из письма Декарта Мерсепцу (27 мая 1638 г.) (183).
      Из письма Декарта Мерсенну (27 июля 1638 г.) (184).
      4. Касательные к циклоидам (188).
      Из письма Декарта Мерсенну (23 августа 1638 г.) (188).
      5. Открытие логарифмической спирали (192).
      Из письма Декарта Мерсенну (12 сентября 1638 г.) (192).
      6. Обратная задача на касательные (192).
      Из письма Декарта Дебону (20 февраля 1639 г.) (192).
      Примечания переводчика (199).
      А. Юшкевич. Декарт и математика (257).
.
.
  • Декарт Р. Избранные произведения. [Djv- 9.8M] Перевод с французского и латинского редакция и вступительная статья Е.В. Соколова.
    (Москва - Ленинград: Госполитиздат, 1950)
    Скан, обработка, формат Djv: Тимофей Марченко, 2010
    • СОДЕРЖАНИЕ:
      В.В. Соколов. Философия Ренэ Декарта (5).
      Правила Для Руководства Ума (77).
      Трактат О Свете (171).
      Рассуждение О Методе (257).
      Метафизические Размышления (319).
      Начала Философии (409).
      Описание Человеческого Тела. Трактат Об Образовании Животного (545).
      Страсти Души (593).
      Примечания (701).
.
.
  • Декарт Р. Космогония: Два трактата. [Djv- 4.9M] Перевод предисловие и вступительная статья С.Ф. Васильева.
    (Москва - Ленинград: Гостехиздат, 1934. - Классики естествознания)
    Скан: AAW, OCR, обработка, формат Djv: mor, 2010
    • СОДЕРЖАНИЕ:
      Предисловие (5).
      С. Васильев. Эволюционные идеи в философии Декарта (45).
      Ренэ Декарт. ТРАКТАТ О СВЕТЕ
      Глава I. О различии, существующем между нашими чувствами и вещами, которые их производят (127).
      Глава II. Из чего состоит теплота и свет огня (133).
      Глава III. О свойствах твердости и жидкости (137).
      Глава IV. О пустоте и о причинах того, что чувства наши не замечают некоторых тел (144).
      Глава V. О числе элементов и об их качествах (151).
      Глава VI. Описание нового мира и качеств той материи, из которой он состоит (160).
      Глава VII. О законах природы этого нового мира (165).
      Глава VIII. Об образовании солнца и звезд этого нового мира (178).
      Глава IX. О происхождении и о пути планет и комет вообще, но в особенности о кометах (187).
      Глава X. О планетах вообще и о Земле и Луне в частности (194).
      Глава XI. О тяготении (204).
      Глава XII. О приливе и отливе моря (212).
      Глава XIII. О свете (216).
      Глава XIV. О свойствах света (230).
      Глава XV. О том, что вид неба этого нового мира должен казаться его жителям совершенно подобным нашему (237).
      Ренэ Декарт. ОПИСАНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ТЕЛА И ТРАКТАТ ОБ ОБРАЗОВАНИИ ЖИВОТНОГО
      Часть I. Предисловие (253).
      Часть II. О движении сердца и крови (259).
      Часть III. О питании (278).
      Часть IV. Об образовании зародыша. О частях, образующихся в семени (285).
      Часть V. Об образовании твердых частей (308).
.
.
  • Декарт Р. Рассуждение о методе. С приложениями: Диоптрика, метеоры, геометрия. [Djv-10.7M] Редакция, перевод, статьи и комментарии Г.Г. Слюсарева и А.П. Юшкевича.
    (Издательство Академии Наук СССР, 1953. - Серия «Классики науки»)
    Скан, обработка, формат Djv: ???, предоставил: Айдар Рахматуллин, 2010
    • СОДЕРЖАНИЕ:
      Рассуждение о методе, чтобы хорошо направлять свой разум и отыскивать истину в науках
      Глава I. Соображения, касающиеся наук (9).
      Глава II. Главные правила метода (17).
      Глава III. Несколько правил морали, извлеченных из этого метода (25).
      Глава IV. Доводы, доказывающие существование бога и бессмертие души, или основание метафизики (32).
      Глава V. Порядок физических вопросов (39).
      Глава VI. Что необходимо, чтобы подвинуться вперед в исследовании природы (53).
      Диоптрика
      Глава I. О свете (69).
      Глава II. О рефракции (78).
      Глава III. О глазе (90).
      Глава IV. О чувствах вообще (92).
      Глава V. Об изображениях, которые возникают на дне глаза (96).
      Глава VI. О зрении (109).
      Глава VII. О средствах улучшения зрения (123).
      Глава VIII. О фигурах, какими должны обладать прозрачные тела, чтобы преломлять лучи всеми способами, полезными для зрения (137).
      Глава IX. Описание зрительных труб (162).
      Глава X. О методике шлифовки стекол (174).
      Метеоры
      Глава I. О природе земных тел (191).
      Глава II. Пары и летучие тела (197).
      Глава III. О соли (205).
      Глава IV. О ветрах (217).
      Глава V. Об облаках (228).
      Глава VI. О снеге, о дожде и о граде (238).
      Глава VII. О бурях; о молнии и о других огнях, зажигающихся в воздухе (254).
      Глава VIII. О радуге (264).
      Глава IX. Об окраске облаков и о кругах или венцах, которые иногда видны вокруг светил (280).
      Глава X. О появлении нескольких солнц (288).
      Геометрия
      Предуведомление (300).
      Книга I. О задачах, которые можно построить, пользуясь только кругами и прямыми линиями (301).
      Книга II. О природе кривых линий (320).
      Книга III. О построении телесных, или превосходящих телесные, задач (367).
      Приложения
      Послесловие редактора (411).
      Философское учение Ренэ Декарта. Т.И. Ойзерман (413).
      Декарт и оптика XVII века. Г.Г. Слюсарев (458).
      О «Геометрии» Декарта. А.П. Юшкевич (524).
      Комментарии и примечания (560).
      Произведения Декарта (648).
      Именной указатель (650).
.
.