«И» «ИЛИ»  
© Публичная Библиотека
 -  - 
Универсальная библиотека, портал создателей электронных книг. Только для некоммерческого использования!
Депман Иван Яковлевич

Иван Яковлевич Депман1023k

-

(17.07.1885 - 26.03.1970)

...педагог, методист, историк математики, профессор (1922), популяризатор науки. Родился в с. Тарваст (ныне Вильяндинский р-н в Эстонии). Окончил Петербургский ун-т. Преподавал в Вятском (с 1918) и Ленинградском (с 1925) педагогических институтах. Написал более 100 книг и статей по вопросам методики и истории математики.
.
  • Депман И.Я. Возникновение системы мер и способов измерения величин. Выпуск 1. [Djv- 5.1M] [Pdf- 6.4M] Автор: Иван Яковлевич Депман. Обложка художника В.Ю. Кащенко.
    (Москва: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР (Учпедгиз), 1956. - Серия «Библиотека школьника»)
    Скан: AAW, OCR, обработка, формат Djv, Pdf: bolega, 2016
    • КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ:
      Введение (3).
      I. Возникновение мер (6).
      II. Попытки создания системы мер у древних народов (26).
      III. Старые русские меры (36).
      IV. Дальнейшее развитие систем мер в новое время (62).
      V. Создание метрической системы (72).
      VI. Метрическая система становится международной благодаря деятельности русских ученых (90).
      VII. Метрическая система мер в России и СССР (102).
      VIII. Задача Д.И. Менделеева о наилучшей системе гирь (107).
      IX. Упражнения в устных вычислениях в связи с прохождением метрической системы в школе (122).
      Приложения (127).
От издательства: Вопросы об измерении величин (об именованных числах) составляют существенную часть курса арифметики младших классов школы. Школьник должен знакомиться с этими вопросами не только на уроках, но и путем чтения доступных ему книг. Для обеспечения этой возможности в серии «Библиотека школьника» издается настоящая книга. Она представляет дополненное издание книги «Меры и метрическая система» того же автора для детей (Детиздат, Ленинград, 1953), удостоенной премии на конкурсе научно-популярной книги для детей (1954-1955 гг.)...
.
  • Депман И.Я. История арифметики. [Djv-20.6M] [Pdf-25.1M] Пособие для учителей. Автор: Иван Яковлевич Депман. Художник И.В. Царевич.
    (Москва: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР (Учпедгиз), 1959)
    Скан: ???, OCR, обработка, формат Djv, Pdf: pohorsky, 2019
    • КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ:
      Введение (3).
      I. Натуральное число (15).
      II. Некоторые свойства натуральных чисел (133).
      III. Действия над целыми числами (187).
      IV. Дробное число (239).
      V. Именованные числа (269).
      VI. Практические «правила» в учебниках арифметики (314).
      VII. Арифметические забавы и занимательные задачи в учебниках арифметики (337).
      VIII. Биографические сведения о некоторых математиках, упомянутых в книге (349).
      IX. Деятели арифметического образования в России (373).
      Хронологический указатель (403).
      Примечания (405).
От издательства: Преподавание математики в школе в новых условиях должно обеспечить прочное и сознательное овладение основами математических знаний и привитие учащимся умений применять эти знания к решению практических вопросов.
Одним из средств решения этой задачи является использование на уроках арифметики исторических сведений, раскрывающих учащимся пути возникновения арифметических понятий из трудовой деятельности человека и определяющих место математики в истории культуры.
Настоящая книга должна помочь учителю улучшить преподавание арифметики.
Все замечания и пожелания по содержанию книги просьба направлять по адресу: г. Москва, 3-й проезд Марьиной рощи, д. №41, Учебно-педагогическое издательство МП РСФСР, редакция математики.
.
  • Депман И.Я. История арифметики. [Djv-14.9M] Пособие для учителей. Издание 2-е, исправленное. Автор: Иван Яковлевич Депман.
    (Москва: Издательство «Просвещение», 1965)
    Скан: AAW, OCR, обработка, формат Djv: bolega, 2016
    • КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ:
      Введение (3).
      I. Натуральное число (15).
      II. Некоторые свойства натуральных чисел (127).
      III. Действия над целыми числами (181).
      IV. Дробное число (233).
      V. Именованные числа (265).
      VI. Практические «правила» в учебниках арифметики (306).
      VII. Арифметические забавы и занимательные задачи в учебниках арифметики (329).
      VIII. Биографические сведения о некоторых математиках, упомянутых в книге (341).
      IX. Деятели арифметического образования в России (363).
      Хронологический указатель (393).
      Примечания (396).
От издательства: Преподавание математики в школе в новых условиях должно обеспечить прочное и сознательное овладение основами математических знаний и привитие учащимся умений применять эти знания к решению практических вопросов.
Одним из средств решения этой задачи является использование на уроках арифметики исторических сведений, раскрывающих учащимся пути возникновения арифметических понятий из трудовой деятельности человека и определяющих место математики в истории культуры.
Настоящая книга должна помочь учителю улучшить преподавание арифметики.
.
  • Депман И.Я. Меры и метрическая система. [Djv- 5.4M] [Pdf- 6.3M] Пособие для учителя. Автор: Иван Яковлевич Депман. Художник Я.С. Телишевский.
    (Москва: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР (Учпедгиз), 1954)
    Скан: AAW, OCR, обработка, формат Djv, Pdf: bolega, 2016
    • КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ:
      Введение (3).
      I. Сообщение сведений о метрической системе мер в кружковой работе (5).
      II. Возникновение мер (11).
      III. Попытки создания системы мер у древних народов (26).
      IV. Старые русские меры (35).
      V. Дальнейшее развитие систем мер в новое время (59).
      VI. Создание метрической системы (67).
      VII. Метрическая система становится международной благодаря деятельности русских ученых (81).
      VIII. Метрическая система мер в России и СССР (96).
      IX. Задача Д.И. Менделеева о наилучшей системе гирь (102).
      X. Упражнения в устных вычислениях в связи с прохождением метрической системы в школе (114).
      Приложения (120).
Из введения: Введение метрической системы мер сначала в РСФСР и затем в СССР является одним из важных достижений Великой Октябрьской социалистической революции. Усилия многих лучших русских ученых, доказывавших необходимость реформы старой системы мер, при царском правительстве остались безрезультатными.
Введение метрической системы мер не только создало удобства в быту нашей обширной родины, оно облегчило и работу школы...
.
  • Депман И.Я. Метод математической индукции. [Djv- 715k] [Pdf- 1.9M] Пособие для учителя. Автор: Иван Яковлевич Депман.
    (Ленинград: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР: Ленинградское отделение, 1957)
    Скан: AAW, OCR, обработка, формат Djv, Pdf: bolega, 2016
    • СОДЕРЖАНИЕ:
      Введение (3).
      Глава I. Индуктивный метод в математике (6).
      1. Индукция и индуктивный метод (6).
      2. О некоторых ошибках, сделанных известными учеными при применении неполной индукции (9).
      3. О влиянии числа наблюдений на достоверность индуктивного вывода (12).
      Глава II. Метод математической индукции (16).
      1. Индукция и дедукция в математике (16).
      2. В чем заключается метод математической индукции (17).
      Глава III. Применение метода математической индукции в школьном преподавании (26).
      Глава IV. Некоторые дополнительные замечания о применении метода математической индукции (40).
      Глава V. Примеры и упражнения (51).
      Глава VI. Некоторые отрывки из сочинений Эйлера (68).
.
.
  • Депман И.Я. Мир чисел. [Pdf- 3.6M] Автор: Иван Яковлевич Депман.
    (Москва: Издательство «Детская литература», 1966)
    Скан, OCR, обработка, формат Pdf: Aндрей Никитин, 2004
    • СОДЕРЖАНИЕ:
      .
Аннотация: Когда речь идет о чем-нибудь очень простом, понятном, мы часто говорим: «Дело ясно, как дважды два - четыре!»
А ведь прежде чем додуматься до того, что дважды два - четыре, людям пришлось учиться много, много тысяч лет.
Конечно, это учение шло не за партой. Человек постепенно учился жить: строить жилища, находить дорогу в дальних походах, обрабатывать землю. И одновременно он учился считать. Потому что даже в самые далекие времена, когда люди жили в пещерах и одевались в звериные шкуры, они не могли обойтись без счета и меры.
О том, как люди учились считать и мерить, расскажет вам эта книжка. Из нее вы узнаете, что многие правила из ваших школьных учебников арифметики и геометрии были известны древним грекам две с лишним тысячи лет назад. Другие древние народы - египтяне, вавилоняне, китайцы, народы Индии - в третьем тысячелетии до нашего летосчисления имели сведения по геометрии и арифметике, которых не хватает некоторым ученикам пятого или шестого класса.
И вот эта книжка расскажет об истории математики - той самой науки о числах, величинах и фигурах, без которой... Впрочем, что было бы с людьми без математики, даже представить себе трудно!
.
  • Депман И.Я. Мир чисел. [Djv-12.8M] Рассказы о математике. Для младшего возраста. Издание 4-е, переработанное и дополненное. Автор: Иван Яковлевич Депман. Рисунки Ю. Киселева.
    (Ленинград: Издательство «Детская литература», 1982. - Библиотечная серия)
    Скан: AAW, OCR, обработка, формат Djv, Pdf: bolega, 2016
    • ОГЛАВЛЕНИЕ:
      2x2=4 (3).
      ...Как свои пять пальцев (4).
      Как измерять и считать время? (6).
      Числа и цифры (10).
      Строители пирамид (14).
      Вавилон (24).
      Науку развивают мореплаватели (30).
      Как математика стала настоящей наукой (34).
      Науке нужны не солдаты, а ученые (48).
      Свет с востока (52).
      Математика в Древней Руси (58).
      Как математика стала всемогущей (62).
      Вчера, сегодня, завтра (68).
Аннотация издательства: Рассказы о возникновении и развитии математических знаний человечества.
.
  • Депман И.Я. Первое знакомство с математической логикой. [Djv- 1.3M] Автор: Иван Яковлевич Депман.
    (Ленинград: Общество «Знание» РСФСР: Ленинградское отделение, 1963)
    Скан, обработка, формат Djv: ???, предоставил: Raidar, 2013
    • СОДЕРЖАНИЕ:
      Из истории математической логики (4).
      Знакомство с математической логикой (12).
      Начальные идеи алгебры логики (14).
      Правила обычной алгебры (14).
      Алгебра высказываний (15).
      Некоторые особенности алгебры высказываний (19).
      Физическое истолкование сложения и умножения в алгебре логики (22).
      Решение логических уравнений (27).
      Напоминание начинающему (27).
      Примечаниям решению задач и ответы к упражнениям (49).
      Второй способ решения задачи (49).
      Машина или наука лентяев? (53).
.
.
  • Депман И.Я. Первое знакомство с математической логикой. [Djv- 1.3M] [Pdf- 3.1M] Второе, исправленное издание. Автор: Иван Яковлевич Депман. Обложка художника Э.И. Копеляна.
    (Ленинград: Общество «Знание» РСФСР: Ленинградская организация, 1965)
    Скан: AAW, OCR, обработка, формат Djv, Pdf: bolega, 2016
    • СОДЕРЖАНИЕ:
      Из истории математической логики (4).
      Знакомство с математической логикой (12).
      Начальные идеи алгебры логики (14).
      Правила обычной алгебры (14).
      Алгебра высказываний (15).
      Некоторые особенности алгебры высказываний (19).
      Физическое истолкование сложения и умножения в алгебре логики (22).
      Решение логических уравнений (27).
      Напоминание начинающему (27).
      Примечания к решению задач и ответы к упражнениям (49).
      Второй способ решения задачи (49).
      Машина или «наука лентяев»? (53).
.
.
  • Депман И.Я. Рассказы о математике. [Djv- 5.7M] [Pdf-10.8M] Дополненное и исправленное издание. Для средней школы. Автор: Иван Яковлевич Депман. Обложка С. Барабошина.
    (Ленинград: Детгиз, 1954. - Школьная библиотека)
    Скан: AAW, OCR, обработка, формат Djv: pohorsky, формат Pdf: bolega, 2016
    • КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ:
      Введение (3).
      ЗАРОЖДЕНИЕ МАТЕМАТИКИ
      Математика у древних народов (5).
      Египет (6).
      Вавилон «9
      Индия (13).
      Греческая математика (16).
      МАТЕМАТИКА У НАРОДОВ НАШЕЙ РОДИНЫ
      Математика у армян (20).
      Математика у народов Средней Азии (23).
      Математика у русского народа (31).
      Русские счеты (37).
      Геометрические сведения в старых русских памятниках (43).
      Л.Ф. Магницкий и его «Арифметика» (48).
      Как ценили математику наши предки (55).
      Из содержания старинных русских руководств по математике (59).
      Математическая забава М.Ю. Лермонтова (69).
      ИЗ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ НАЧАЛЬНОЙ МАТЕМАТИКИ
      Арифметика (74).
      Устная нумерация (74).
      Двоичная система счисления (75).
      Письменная нумерация (81).
      О некоторых арифметических терминах (82).
      Арифметика целых чисел (86).
      О числе арифметических действий (89).
      «Способ умножения чисел, применяемый русскими крестьянами» (90).
      Некоторые свойства целых чисел (91).
      П.Л. Чебышев (96).
      Теорема Эйлера - Гольдбаха - Виноградова о простых числах (101).
      Дробное число (105).
      Алгебра ПО
      Геометрия (116).
      Н.И. Лобачевский› (117).
      С.В. Ковалевская (125).
      Замечательные русские математики-педагоги (133).
      Послесловие (137).
      Список литературы (139).
Из введения: Рассказы, составляющие эту книгу, касаются вопросов математики, которые изучают в пятых-седьмых классах средней школы. В книге говорится о том, как из трудовой деятельности человека возникли главнейшие понятия и основные разделы начальной математики, как они развивались и совершенствовались и достигли их современного состояния...
.
  • Депман И.Я. Рассказы о старой и новой алгебре. [Djv- 1.8M] [Pdf- 3.9M] Для средней школы. Автор: Иван Яковлевич Депман. Оформление Э. Бордзиловской.
    (Ленинград: Издательство «Детская литература», 1967. - Школьная библиотека)
    Скан: AAW, OCR, обработка, формат Djv, Pdf: bolega, 2016
    • КРАТКОЕ ОГЛАВЛЕНИЕ:
      Введение (3).
      I. СТАРАЯ АЛГЕБРА
      Что такое алгебра и для чего она? (5).
      Как возник школьный учебник алгебры (8).
      Новая алгебра (12).
      Термин «алгебра» (16).
      Буквенные обозначения (20).
      Уравнения с буквенными коэффициентами (26).
      Алгебра вавилонян (29).
      Алгебра египтян (32).
      Алгебра греков (35).
      Диофант (42).
      Математика у народов Востока (51).
      «Метод ложного положения» («Фальшивое правило») (60).
      Арабская задача (66).
      Неопределенные уравнения (69).
      Как были найдены способы решения уравнения второй, третьей и четвертой степени (88).
      Франсуа Виет - отец символической алгебры (93).
      Гениальные юноши Абель и Галуа (97).
      Книги, в которых рассказывается об истории алгебры (102).
      II. НОВАЯ АЛГЕБРА
      Алгебра логики (103).
      Основные понятия алгебры логики (105).
      Физическое истолкование сложения и умножения в алгебре логики (112).
      Решение логических уравнений (117).
      Заключение второй части книги (137).
      Последнее слово к читателю (140).
Аннотация: Продолжая разговор, начатый в книгах «Рассказы о математике» и «Рассказы о решении задач», И.Я. Депман рассказывает читателям о возникновении и развитии алгебры. Книга снабжена большим количеством занимательных задач, которые развивают математическое мышление и смекалку.
.
  • Депман И.Я... За страницами учебника математики. [Djv-12.1M] Пособие для учащихся 5-6 классов средней школы. Авторы: Иван Яковлевич Депман, Наум Яковлевич Виленкин. Учебное издание. Художники В.М. Варлашин, Н.Н. Рожнов, Е.П. Титков.
    (Москва: Издательство «Просвещение», 1989)
    Скан: AAW, OCR, обработка, формат Djv: pohorsky, 2016
    • КРАТКОЕ ОГЛАВЛЕНИЕ:
      1. Как люди научились считать.
      2. Развитие арифметики и алгебры.
      3. Из науки о числах.
      4. Математические игры.
      5. Математика и шифры.
      6. Рассказы о геометрии.
      7. Математика у народов нашей Родины.
      8. Как измеряли в древности.
      9. Старые русские меры.
      10. Метрическая система мер.
      11. Комбинации и расположения.
      12. Машины-математики.
Аннотация издательства: Книга поможет школьникам расширить знания по математике, повысить математическую культуру. Материал излагается в доступной и занимательной форме с привлечением исторических фактов.
Книга предназначена для внеклассного чтения.