«И» «ИЛИ»  
© Публичная Библиотека
 -  - 
Универсальная библиотека, портал создателей электронных книг. Только для некоммерческого использования!
Добролюбов Николай Александрович

Николай Александрович Добролюбов 202k

-

(05.02.1836 - 29.11.1861)

Большая советская энциклопедия: Добролюбов Николай Александрович [24.1(5.2).1836, Нижний Новгород, ныне Горький, - 17(29).11.1861, Петербург], русский литературный критик, публицист, революционный демократ. Родился в семье священника. Учился в духовной семинарии (1848-53). В 1857 окончил Главный педагогический институт в Петербурге. Будучи студентом, организовал подпольный кружок, выпускал рукописную газету «Слухи», возглавлял борьбу студентов против реакционной администрации института. Уже в первые годы жизни в Петербурге проявились демократические настроения Д.; его резко враждебное отношение к самодержавию выражено в смелых революционных стихах: «На 50-летний юбилей Н.И. Греча» (1854), «Ода на смерть Николая I» (1855) и др., которые распространялись за пределами педагогического института. В 1856 Д. познакомился с Н.Г. Чернышевским, затем с Н.А. Некрасовым и вскоре стал их соратником по работе в журнале «Современник». В том же году он выступил в печати, а в 1857 начал постоянную работу в «Современнике». Сотрудничал также в «Журнале для воспитания» (1857-1859). В 1858 Д. опубликовал статьи, в которых обосновал свои литературно-эстетические, философские и исторические взгляды: «О степени участия народности в развитии русской литературы», «Первые годы царствования Петра Великого», «Русская цивилизация, сочиненная г. Жеребцовым». Эти статьи, охватывающие широкий круг актуальных литературно-общественных проблем, проникнуты духом воинствующего демократизма.
В условиях общественного подъема конца 50-х гг. становилась все более определенной революционно-демократическая позиция Д., нашедшая свое выражение как в литературно-критических статьях, так и в публицистических выступлениях против дворянско-буржуазного либерализма: «Литературные мелочи прошлого года» (1859), фельетоны и стихотворные пародии в «Свистке» - сатирическом отделе «Современника». В 1859-60 появились статьи «Что такое обломовщина?» (о романе И.А. Гончарова «Обломов»), «Темное царство» и «Луч света в темном царстве» (о пьесах А.Н. Островского), «Когда же придет настоящий день?» (о романе И.С. Тургенева «Накануне»); опираясь на реалистические картины жизни и типические образы, созданные писателями, Д. клеймил деспотизм и крепостнический уклад, сравнивая его с тюрьмой, в которой гибнет все живое; осуждал бездействие, безволие и пассивность («обломовщина»); указывал на неизбежность появления нового героя - деятеля и борца - в русской жизни и литературе («русский Инсаров»). Он призывал к ликвидации крепостничества и всех его порождений (статья «Черты для характеристики русского простонародья», 1860, и др.). В.И. Ленин высоко ценил литературно-критические работы Д.
Д. развивал эстетические принципы В.Г. Белинского и Н.Г. Чернышевского. Свой метод художественного анализа он называл «реальной критикой». Руководствуясь этим методом, он стремился «... толковать о явлениях самой жизни на основании литературного произведения, не навязывая, впрочем, автору никаких заранее сочиненных идей и задач» (Собрание соч., т.6, 1963, с.98). Критерий правды был важнейшим для Д. Особенность его критического искусства - в умении соединять эстетический анализ образов, созданных художником, с исследованием той правды жизни, которая эти образы породила. Всей силой своего таланта Д. отстаивал принципы реализма и народности литературы, защищал идею ее высокой гражданственности. Общественное служение было для Д. высшим критерием деятельности художника. Он осуждал и высмеивал искусство, лишенное прогрессивного общественного содержания, ставшее достоянием «праздных ленивцев». Страстный полемист, Д. пользовался разнообразными критическими жанрами и сатирическими приемами (ироническое восхваление, критический фельетон, язвительная пародия в стихах и прозе) в борьбе против поверхностно-обличительной литературы, эпигонской поэзии, реакционной журналистики.
В мае 1860 Д. по настоянию друзей выехал за границу для лечения начинавшегося туберкулеза. Он жил в Германии, Швейцарии, Франции, более полугода в Италии, где происходили события, связанные с национально-освободительным движением под руководством Дж. Гарибальди. Эти события дали материал для серии статей Д., в которых он, используя опыт итальянской революции, разоблачал антинародный характер буржуазного либерализма и прославлял республиканцев («Непостижимая странность», «Отец Александр Гавацци и его проповеди», «Жизнь и смерть графа Камилло Бензо Кавура» и др.). В июле 1861 Д. вернулся на родину, не поправив здоровья. Острый туберкулезный процесс, напряженная работа, крушение революционных надежд в связи с усилением политической реакции свели его в могилу.
Наряду с Чернышевским Д. был глашатаем идей крестьянской революции в России, страстным защитником народных интересов. Содержание его деятельности определяется последовательным отрицанием монархии и крепостнической системы, в которой он видел основную причину отсталости России, борьбой за демократическую революцию, за экономическое и культурное развитие страны, за широкое просвещение народа. Д. не был сторонником развития России по капиталистическому пути. Хотя в ряде работ («Роберт Овэн и его попытки общественных реформ», рецензия на книгу «От Москвы до Лейпцига» И. Бабста и др.) Д. указывал на относительную прогрессивность капиталистической системы хозяйства по сравнению с крепостнической, он стремился найти для России такую форму экономического развития, которая обеспечила бы развитие крупного производства и исключила возможность капиталистической эксплуатации трудящихся. По его мнению, такой формой могли быть промышленно-земледельческие ассоциации, организуемые на базе крестьянских общин после перехода власти к трудящимся в результате народной революции. В основе материалистических убеждений Д., сложившихся под влиянием отечественных традиций (А.Н. Радищев, В.Г. Белинский) и западноевропейских философских учений (Л. Фейербах, Р. Оуэн и др.), лежала вера в зреющие силы народа, в успех крестьянской революции, которую должна возглавить разночинная интеллигенция.
Т. о., Д. был социалистом-утопистом и просветителем, но его утопизм соединялся со стремлением к практическим действиям (из писем Д. видно, что он был причастен к начинавшейся в России подпольно-революционной работе), а просветительство носило активно-деятельный характер.
В отличие от официальной науки, Д. в своих исторических работах не сводил историю к деяниям князей, царей и полководцев и видел ее основную движущую силу в народных массах. Д. признавал закономерность исторического развития, но исторический прогресс трактовал идеалистически, сводя его в основном к духовному обогащению человечества. Д. понимал классовую борьбу как вечный антагонизм между «аристократией» и «демократией» и рассматривал «уничтожение дармоедов и возвеличивание труда» как постоянную тенденцию истории; он отмечал, что на протяжении тысячелетий «...только форма эксплуатации меняется и делается более ловкою и утонченною; но сущность все-таки остается та же, пока остается по-прежнему возможность эксплуатации» (там же, т.5, 1962, с.460). В исторических воззрениях Д. содержались материалистические тенденции. Он указывал на «нужду и голод» как на причины борьбы народов против угнетателей.
Литературная деятельность Д. оставила яркий след в истории русской критики, эстетики, публицистики, оказала глубокое воздействие на многие поколения революционеров. В 1901 В.И. Ленин указывал (в связи с 40-летием со дня смерти критика), что Д. дорог «...всей образованной и мыслящей России...», как «...писатель, страстно ненавидевший произвол и страстно ждавший народного восстания против “внутренних турок” - против самодержавного правительства» (Полное собрание соч., 5 издание, т.5, с.370). Ф. Энгельс писал, что в России «...была и критическая мысль и самоотверженные искания в области чистой теории, достойные народа, давшего Добролюбова и Чернышевского» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 издание, т.36, с.147). К. Маркс говорил, что ставит Добролюбова как писателя «...наравне с Лессингом и Дидро» (там же, т.33, с.266).
Советская наука много сделала для изучения жизни и деятельности Д., как и других революционных демократов. Собрано и научно прокомментировано его литературное наследие (в том числе письма). Ряд работ посвящен характеристике эстетической концепции критика, его пониманию реализма и народности искусства. Изучены также философские, экономические, исторические, педагогические взгляды Д., что позволило с большой полнотой определить его историческую роль как одного из предшественников социал-демократии в России.
Могила Д. - на Волковом кладбище в Ленинграде (рядом с могилой Белинского, на Литераторских мостках).
.
  • Добролюбов Н.А. Избранное. [Doc- 178k] [Txt- 182k] Статья. Автор: Николай Александрович Добролюбов.
    (Саранск: Мордовское книжное издательство, 1974)
    Скан, OCR, обработка, формат: Zmiy, 2004
    • СОДЕРЖАНИЕ:
      Что такое обломовщина? Статья
      Луч света в темном царстве. Статья
      Когда же придет настоящий день? Статья
.
.
  • Добролюбов Н.А. Избранные педагогические сочинения. [Djv- 6.4M] Автор: Николай Александрович Добролюбов. Составители: Владимир Федорович Козьмин, Юрий Аркадьевич Рудь. Ответственный редактор А.М. Арсеньев. Художник Е.И. Романов.
    (Москва: Издательство «Педагогика», 1986. - Академия педагогических наук СССР. Серия «Педагогическая библиотека»)
    Скан: Skaramusch, OCR: Давид Степанов, обработка, формат Djv: ivanstor, 2014-15
    • СОДЕРЖАНИЕ:
      От составителей (5).
      Педагогические идеи Н.А. Добролюбова (6).
      1855-1857
      Описание Главного педагогического института... (19).
      Очерк направления иезуитского ордена... (23).
      Критическое обозрение педагогической литературы XIX в. (29).
      О значении авторитета в воспитании (30).
      Краткое руководство географии Российской империи (48).
      Краткое руководство к географии Российской империи в физическом и политическом отношении (48).
      Сборник, издаваемый студентами императорского С. - Петербургского университета (52).
      1858
      О народном воспитании. По поводу статьи г. Аппельрота (53).
      Руководство к изучению словесности и к практическому упражнению в сочинениях М. Архангельского (62).
      Мысли об учреждении открытых женских школ (65).
      Органическое развитие человека в связи с его умственной и нравственной деятельностью (76).
      Школа. Издание для юношества. Вып. I. (93).
      Русская цивилизация, сочиненная г. Жеребцовым (96).
      О нравственной стихии в поэзии на основании исторических данных. Соч. О. Миллера (105).
      Природа и люди... (112).
      1859
      Литературные мелочи прошлого года (117).
      Роберт Овэн и его попытки общественных реформ (123).
      Путешествие с детьми по всем странам света, не выходя из комнаты (125).
      Восемь дней ваканции, или Время идет скоро (125).
      Рассказы детям (125).
      Избранные волшебные сказки (125).
      Собрание литературных статей Н.И. Пирогова (127).
      Что такое обломовщина? (143).
      История рыцарства. Сочинение Руа (147).
      Беседы с детьми. Соч. А.А. Пчельниковой, ч.I... (149).
      Новый кодекс русской практической мудрости. Е. Дымман (150).
      Основные законы воспитания Н.А. МиллерКрасовского (157).
      Темное царство (164).
      Деревня. Рассказы для юношества... (173).
      Учебная книга русской истории. Соч. С. Соловьева (176).
      Этимологический курс русского языка. Сост. В. Новаковский... (179).
      Опыт грамматики русского языка. Сост. С. Алейский... (179).
      Русская сатира екатерининского времени. Соч. А. Афанасьева (180).
      Краткое изложение элементарных наук в рассказах для простолюдинов. Сост. В. Лапин (187).
      Об училищах для девиц в уездных городах (191).
      Пермский сборник. Книжка I (192).
      Очерки Дона. Соч. А. Филонова (196).
      Обзор детских журналов (200).
      1860 Всероссийские иллюзии, разрушаемые розгами (211).
      Когда же придет настоящий день? (232).
      Благонамеренность и деятельность (242).
      Черты для характеристики русского простонародья (246).
      Луч света в темном царстве (259).
      1861 От дождя да в воду (267).
      Забитые люди (283).
      ПРИЛОЖЕНИЕ
      Мое призвание к педагогическому званию (297).
      Письмо В.В. Лаврскому, 3 августа 1856 г. (298).
      Письмо С.Т. Славутинскому, март 1860 г. (300).
      «Конспекты» Н.А. Татариновой (302).
      Комментарии (305).
      Библиография (340).
      Указатель имен (344).
Аннотация издательства: В настоящем издании представлены сочинения революционного демократа Н.А. Добролюбова, посвященные вопросам народного образования, обучения и воспитания. В том вошли статьи, в которых отражены его педагогические взгляды, оказавшие огромное влияние на развитие революционно-демократической мысли России XIX в.
Для специалистов в области педагогики, работников народного образования.
.
  • Добролюбов Н.А. О религии и церкви: Избранные произведения. [Djv- 9.1M] Автор: Николай Александрович Добролюбов. Составитель Е.Д. Вишневская. Редакция и вступительная статья Г.Л. Андреева.
    (Москва: Издательство Академии наук СССР, 1960. - Академия наук СССР. Институт истории. Серия «Научно-атеистическая библиотека»)
    Скан: Seriocity, OCR: white_colonizer, обработка, формат Djv: ivanstor, 2014
    • ОГЛАВЛЕНИЕ:
      Г.Л. Андреев. Атеистические взгляды Н.А. Добролюбова (Вступительная статья) (5).
      СТАТЬИ И РЕЦЕНЗИИ
      Органическое развитие человека в связи с его умственной и нравственной деятельностью (31).
      Физиологическо-психологический сравнительный взгляд на начало и конец жизни (65).
      Роберт Овэн и его попытки общественных реформ (75).
      Русская цивилизация, сочиненная г. Жеребцовым (128).
      Заграничные прения о положении русского духовенства (148).
      Голос древней русской церкви (171).
      Непостижимая странность (179).
      Отец Александр Гавацци и его проповеди (260).
      Очерк направления иезуитского ордена, особенно в приложении к воспитанию и обучению юношества (297).
      Жизнь Магомета (327).
      Буддизм, его догматы, история и литература (336).
      Взгляд на историю и современное состояние Ост-Индии (352).
      ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
      Провинциальная холера (371).
      Дума при гробе Оленина (407).
      Газетная Россия (413).
      Годовщина (416).
      Благодетель (419).
      В церкви (421).
      Памяти отца (422).
      Мудрование тщетное (423).
      ПИСЬМА И ДНЕВНИКИ
      Воскресший Белинский (427).
      Письмо к В.В. Лаврскому (438).
      Письмо к Д.Ф. Щеглову (442).
      Из письма к Василию Ивановичу (443).
      Из дневников (445).
      ПРИЛОЖЕНИЯ
      Примечания (459).
      Указатель имен (481).
      Список произведений Н.А. Добролюбова, содержащих отдельные высказывания о религии и церкви и не вошедших в данный сборник (486).
.
.
  • Добролюбов Н.А. Русские классики: Избранные литературно-критические статьи. [Djv-12.3M] Автор: Николай Александрович Добролюбов. Издание подготовил Ю.Г. Оксман.
    (Москва: Издательство «Наука», 1970. - Серия «Литературные памятники»)
    Скан: AAW, обработка, формат Djv: Alexx, 2011
    • СОДЕРЖАНИЕ:
      ЛИТЕРАТУРНО-КРИТИЧЕСКИЕ СТАТЬИ
      «Губернские очерки» (9).
      Что такое обломовщина? (35).
      Темное царство (70).
      Когда же придет настоящий день? (189).
      Луч света в темном царстве (231).
      Забитые люди (301).
      ДОПОЛНЕНИЯ
      А.В. Кольцов (349).
      Литературные мелочи прошлого года (402).
      Избранные письма (460).
      ПРИЛОЖЕНИЯ
      В.В. Жданов. Н.А. Добролюбов - литературный критик и публицист (499).
      Ю.Г. Оксман. Старые и новые издания сочинений Н.А. Добролюбова (528).
      Примечания (567).
      Основные даты жизни и деятельности Н.А. Добролюбова (606).
      Именной указатель (608).
      Список иллюстраций (615).
      СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ:
      Н.А. Добролюбов. Фотография 1857 г. С экземпляра, принадлежавшего А.Н. Пыпину. Институт русской литературы АН СССР (Пушкинский дом) (фронтиспис) «Собеседник любителей российского словам. Первая страница журнального текста статьи. Оттиск с дарственной надписью Н.Г. Чернышевскому (1856 г.). Институт русской литературы АН СССР (Пушкинский дом) (57).
      Н.А. Добролюбов. «Когда же придет настоящий день?» Корректурная гранка статьи с правкой цензора (1859 г.). Институт русской литературы АН СССР (Пушкинский дом) (198).
      Н.А. Добролюбов. «Черты для характеристики русского простонародья». Журнальный текст 1860 г., с вставками, сделанными Н.Г. Чернышевским на основании запрещенной корректуры статьи. Институт русской литературы АН СССР (Пушкинский дом) (233).
      Я.Г. Чернышевский. Черновой реестр статей и рецензий, обнаруженных в архиве Добролюбова после его смерти (1861 г.). Институт русской литературы АН СССР (Пушкинский дом) (275).
      Дом, в котором с 1843 г. жили родители Добролюбова в Нижнем Новгороде. Комната Добролюбова во втором этаже флигеля при большом доме, крайнее левое окно. С позднейшей фотографии. Институт русской литературы АН СССР (Пушкинский дом) (327).
.
.
.
  • Добролюбов Н.А. Сонеты. [Txt- 1k] Автор: Николай Александрович Добролюбов.
    (Русский сонет, XVIII - начало XX века: Сборник. / Сост. В.С. Совалин. - Москва: Издательство «Московский рабочий», 1983)
    Скан, OCR, обработка, формат Txt: Pirat, 2003
    • СОДЕРЖАНИЕ:
      Давно уж я ничем не восхищался...
.
.