«И» «ИЛИ»  
© Публичная Библиотека
 -  - 
Универсальная библиотека, портал создателей электронных книг. Только для некоммерческого использования!
Добужинский Мстислав Валерианович

Мстислав Валерианович Добужинский 295k

-

(14.08.1875 - 20.11.1957)

  ◄  СМЕНИТЬ  ►  |▼ О СТРАНИЦЕ ▼
▼ ОЦИФРОВЩИКИ ▼|  ◄  СМЕНИТЬ  ►  
Большая советская энциклопедия: Добужинский Мстислав Валерианович [2(14).8.1875, Новгород, - 20.11.1957, Нью-Йорк], русский художник. Учился в Петербурге в Рисовальной школе Общества поощрения художеств (1885-87), в Мюнхене (1899-1901) - в школе А. Ажбе и у Ш. Холлоши. Член объединения «Мир искусства». В начале творческого пути (1902-05) испытал влияние югендстиля, А.Н. Бенуа и К.А. Сомова. В 1905 сотрудничал в сатирическом журнале «Жупел», где были опубликованы его рисунки, обличающие самодержавие («Октябрьская идиллия»). В дореволюционный период работал главным образом в области станковой и книжной графики (в том числе оформлял журналы «Мир искусства», «Золотое руно», «Аполлон»), а также писал исторические картины («Петр Великий в Голландии», эскиз 1910 в Третьяковской галерее) и оформлял театральные спектакли («Месяц в деревне» Тургенева, 1909, «Николай Ставрогин» по Достоевскому, 1913, - оба в МХТ; с 1914 - спектакли антрепризы С.П. Дягилева). Наряду с ретроспективными архитектурными пейзажами в творчестве Д. большое место занимает тема современного индустриального города, который в его произведениях порой приобретает фантастически одушевленный облик и черты трагического гротеска («Старый домик», гуашь, графитный карандаш, 1905, «Человек в очках», уголь, акварель, белила, 1905-06, «Окно парикмахерской», акварель, гуашь, уголь, 1906, - все в Третьяковской галерее). Из работ советского времени наиболее значительны иллюстрации (к «Свинопасу» Андерсена, изд. в 1922, «Белым ночам» Достоевского, изд. в 1923, «Трем толстякам» Олеши, изд. в 1928, и др.). В произведениях Д. наиболее полно проявилась характерная для художников объединения «Мир искусства» система оформления и иллюстрирования книги с ее стилизаторскими тенденциями. Книжная графика Д. отличается точным соответствием структуре книги и эмоциональному строю литературного произведения, изяществом и конструктивной ясностью рисунка, а с конца 1910-х гг. и повышенной экспрессией линий и пятен. Преподавал в Петербурге в частных художественных школах, в советское время профессор (с 1922) АХ в Петрограде. С 1925 Д. жил в Литве (в 1929-39 в Каунасе, где преподавал в Художественной школе), а с 1939 - в Англии и США, работая главным образом над оформлением театральных спектаклей.
:
...




.