«И» «ИЛИ»  
© Публичная Библиотека
 -  - 
Универсальная библиотека, портал создателей электронных книг. Только для некоммерческого использования!
Дюрер Альбрехт

Альбрехт Дюрер 170k

(Albrecht Durer)

(21.05.1471 - 06.04.1528)

Большая советская энциклопедия: Дюрер (Durer) Альбрехт (21.5.1471, Нюрнберг, - 6.4.1528, там же), немецкий живописец, рисовальщик, гравер, теоретик искусства. Крупнейший художник немецкого Возрождения. Учился ювелирному делу у своего отца, выходца из Венгрии, и в 1486-89 - живописи в мастерской М. Вольгемута, восприняв принципы поздней готики; сильное влияние на Д. оказали гравюры на меди М. Шонгауэра с их графической тонкостью и реалистическими раннеренессансными элементами. Работы, выполненные Д. в годы учебных странствий по верхнему Рейну (1490-94), типичны для немецкого искусства 15 в., сочетавшего черты поздней готики и Возрождения. В дальнейшем воздействие гуманистических учений, подкрепленное посещением Италии (1494-95 и 1505-07) и Нидерландов (1520-21), усилило стремление Д. к научно обоснованным методам художественного познания мира. Он все углубленнее изучал натуру, размышлял над проблемами природы искусства, законами красоты и гармонии, разрабатывал учение о пропорциях. Многосторонность устремлений, неутомимость исканий Д. проявились и в его картинах, акварелях, рисунках, гравюрах, и в его теоретических трудах («Руководство к измерению...», 1525; «Наставление к укреплению городов...», 1527; «Четыре книги о пропорциях человека», 1528).
Свежая непосредственность впечатления отличает ранние пейзажные акварели Д. («Вид Триента», 1495, Художественная галерея, Бремен; «Домик у пруда», около 1495-97, Британский музей, Лондон), где он стремился уловить цвета натуры и связывающую их свето-воздушную среду. В дальнейшем в его живописи укрепляется новаторское для немецкого искусства стремление к полной логической ясности образной структуры, к строго упорядоченному размещению пластических объемов в пространстве, к четкому сопоставлению локальных цветов (многофигурные композиции: «Дрезденский алтарь», около 1496, Картинная галерея, Дрезден; алтарь Паумгартнеров, 1502-04, Старая пинакотека, Мюнхен; «Поклонение Троице», 1511, Художественно-исторический музей, Вена); опорой художнику служил опыт итальянского искусства, в том числе колористические достижения венецианской школы («Поклонение волхвов», 1504, Галерея Уффици, Флоренция; «Праздник четок», 1506, Национальная галерея, Прага; «Мария с младенцем», 1512, Художественно-исторический музей, Вена; см. илл.). Д. не утратил при этом необычайной зоркости наблюдений, огромной жизненной яркости образов и выразительности деталей, идущей от традиций немецкой готики напряженной экспрессии. Универсальность дарования Д. особенно полно выразилась в его рисунках (около 900) - точнейших аналитически-детальных натурных штудиях, композиционных набросках и завершенных станковых листах.
С особой интенсивностью и упорством Д. работал в гравюре (около 350 рисунков для гравюр на дереве и около 100 гравюр резцом на меди), создав многие шедевры мировой графики. В серии гравюр на дереве «Апокалипсис» (1498) он обратился к теме конца мира, отвечавшей общественным настроениям переломной эпохи, когда назревали мощные классовые и религиозные битвы; здесь Д. воплотил в захватывающих фантастических образах свое ожидание грозного возмездия, всемирно-исторических перемен. В последующих циклах «Большие страсти» (около 1497-1511), «Жизнь Марии» (около 1502-11) и «Малые страсти» (1509-11), с их героикой и лирикой, драматизмом и умиротворенностью, он довел до совершенства ритмический строй линий, то нежных и хрупких, то полных силы и внутренней динамики. В резцовых гравюрах на меди проявилось тяготение Д. к ясности линии и объема, к богатству пластических форм и светотеневых переходов, к передаче чувственного многообразия материального мира. Достигнув изумительной тонкости графического языка уже в гравюрах, созданных около 1500-03 («Св. Евстафий», «Немезида»), Д. пришел в трех так называемых «мастерских» гравюрах 1513-14 к своим высшим достижениям: «Всадник, смерть и дьявол» (1513) - образ непоколебимого следования своему долгу, стойкости перед любыми искушениями; в «Меланхолии» (1514) воплощены внутренние конфликты и беспокойство творческого духа человека; «Св. Иероним» (1514) явился гуманистическим прославлением пытливой мысли исследователя, а в изображении освещенной солнцем комнаты есть пленительная поэзия мирного уюта. В гравюре, как и в живописи и рисунке, Д. постоянно возвращался к изображению обнаженной фигуры, изучению ее пропорций, следуя примеру итальянских художников Возрождения («Адам и Ева», гравюра на меди, 1504). Значительное место в гравюрах занимают мотивы народного быта, полные жизненных сил образы крестьян (гравюры на меди: «Три крестьянина», около 1497; «Пляшущие крестьяне», 1514).
Д. - один из величайших портретистов в мировом искусстве. Уже ранние его опыты поражают зрелым мастерством (портрет отца, 1490, Галерея Уффици). Широк диапазон его портретных образов - от лиричного, задушевного женского портрета (около 1506, Картинная галерея, Берлин-Далем) до потрясающе правдивого портрета матери (уголь, 1514, Гравюрный кабинет, Берлин-Далем), от юношеской любознательности молодого человека (1521, Картинная галерея, Дрезден), самоуглубления Эразма Роттердамского (гравюра на меди, 1526), спокойной собранности Якоба Муффеля (1526, Картинная галерея, Берлин-Далем) до неуемной горячности Хиеронимуса Хольцшуэра (1526, там же) и гневного неистовства пожилого бюргера (1524, Прадо, Мадрид). Столь же разнообразны автопортреты Д. (1493, Лувр, Париж; 1498, Прадо; 1500, Старая пинакотека). Все эти портреты роднят гуманистические устремления художника, гордое самосознание его моделей, ощущение внутренней напряженности и духовной энергии человека, пытливости его ума и силы чувства. Художественные искания Д. завершила живописная композиция-диптих «Четыре апостола» (1526, Старая пинакотека), поражающая пластической мощью и мужественной энергией в изображении лиц и драпировок; четыре обобщенных характера-темперамента связывает общий гуманистический идеал независимой мысли, силы воли, стойкости в борьбе за справедливость и истину.
Д. представлял собой новый для Германии ренессансный тип художника, окончательно порвавшего со средневековой анонимностью творчества. Он завоевал почетное положение в родном городе, известность в Германии и за рубежом, дружил с виднейшими гуманистами, получал заказы от императора, князей и богатых бюргеров. Д., причислявшийся Ф. Энгельсом к титанам эпохи Возрождения, сумел как художник и мыслитель дать глубоко национальное претворение ренессансным идеям; своеобразие творчества Д. - в тесном переплетении немецких традиций, начал беспокойной экспрессии, живописности, стремительной фантазии с присущим Высокому Возрождению четким выражением пластически-пространственной структуры реального мира. Искусство Д., многогранно отразившее бурную эпоху Реформации и Крестьянской войны 1524-1526, было важным элементом общественного прогресса. Об этом говорят и народные тенденции творчества Д., и верность художника ренессансным гуманистическим идеалам, и его неуклонное стремление к реалистическому отражению богатства и диалектической сложности реальной жизни.
.
  • Дюрер А. Дневники, письма, трактаты. Том 1. [Djv-37.3M] Перевод с ранневерхненемецкого, вступительная статья и комментарии Ц.Г. Нессельштраус. Редактор перевода Н.И. Филичева.
    (Ленинград - Москва: Государственное издательство «Искусство», 1957. - Серия «Классические памятники теории изобразительного искусства»)
    Скан, OCR, обработка, формат Djv: mor, 2014
    • ОГЛАВЛЕНИЕ:
      Предисловие (5).
      Литературное наследие Дюрера (7).
      ДНЕВНИКИ. ПИСЬМА
      Семейная хроника (43).
      Отрывок из «Памятной книжки» (1502) (51).
      Отрывок из «Памятной книжки» (1503) (52).
      Письма Вилибальду Пиркгеймеру из Венеции (53).
      Отрывок из «Памятной книжки» (1507-1509) (75).
      Письмо Иоганну Амербаху в Базель (76).
      Письма Якобу Геллеру во Франкфурт-на-Майне (77).
      Отрывок из «Памятной книжки» (1514) (88).
      Описание носорога (91).
      Памятная записка Кристофу Крессу (92).
      Письмо Вольфу Штромеру (94).
      Письмо бургомистру и Совету города Нюрнберга (27 апреля 1519 г.) (96).
      Письмо Георгу Спалатину (98).
      Письмо Михаилу Бехайму (102).
      Дневник путешествия в Нидерланды (103).
      Письмо курфюрсту Альбрехту Бранденбургскому (181).
      Письмо Фрею в Цюрих (183).
      Собственноручная надпись Дюрера на экземпляре гравюры Альтдорфера (?) «Св. Мария Регенсбургская» (185).
      Письмо бургомистру и Совету города Нюрнберга (до 17 октября 1524 г.) (186).
      Письмо Никласу Кратцеру (188).
      Сон Дюрера (190).
      Письмо бургомистру и Совету города Нюрнберга (до 6 октября 1526 г.) (191).
      Надпись на картине «Четыре апостола» (192).
      ПРИЛОЖЕНИЕ
      Из источников о Дюрере
      Иоганн Нейдерфер. Биография Дюрера (195).
      Якоб Вимпфелинг о Дюрере (196).
      Кристоф Шейрль о поездке Дюрера в Италию (196).
      Кристоф Шейрль о годах учения и ранних путешествиях Дюрера (197).
      Ульрих фон Гуттен о Дюрере (198).
      Филипп Меланхтон. Рассказ Дюрера о торжественном въезде в Антверпен императора Карла V 23 октября 1520 года (198).
      Маттиас Квадт фон Кинкельбах о посещении Дюрером Кельна (200).
      Эразм Роттердамский. Из переписки с Пиркгеймером по поводу заказанного им Дюреру гравированного портрета (200).
      Иоганн Черте. Письмо Дюреру (201).
      Корнелиус Граффеус. Письмо Дюреру (201).
      Никлас Кратцер. Письмо Дюреру (203).
      Филипп Меланхтон. Отзыв Дюрера о Лютере (203).
      Филипп Меланхтон. Дюрер о живописи (204).
      Эразм Роттердамский об искусстве Альбрехта Дюрера (204).
      Эразм Роттердамский о Дюрере (205).
      Эразм Роттердамский о смерти Дюрера (206).
      Филипп Меланхтон о смерти Дюрера (206).
      Вилибальд Пиркгеймер о Дюрере (206).
      Иоаким Камерарий о Дюрере (211).
      Список иллюстраций (223).
.
.
  • Дюрер А. Дневники, письма, трактаты. Том 2. [Djv- 9.3M] Перевод с ранневерхненемецкого, вступительная статья и комментарии Ц.Г. Нессельштраус. Редактор перевода Н.И. Филичева.
    (Ленинград - Москва: Государственное издательство «Искусство», 1957. - Серия «Классические памятники теории изобразительного искусства»)
    Скан, OCR, обработка, формат Djv: mor, 2014
    • ОГЛАВЛЕНИЕ:
      ТРАКТАТЫ
      ИЗ РАННИХ РУКОПИСНЫХ НАБРОСКОВ
      Книга о живописи
      Введение и план книги (9).
      Развернутый план предисловия (10).
      План одного из разделов книги (11).
      План сокращенной книжечки о живописи (11).
      Наброски к предисловию книги о живописи (12).
      Наброски к различным разделам книги о живописи (21).
      Наброски введения к первому варианту трактата о пропорциях
      Введение 1512 года (26).
      Варианты к «Введению» 1512 года (31).
      Введение 1513 года (34).
      Варианты к «Введению» 1513 года (37).
      ИЗ ТРАКТАТА «РУКОВОДСТВО К ИЗМЕРЕНИЮ»
      Посвящение Пиркгеймеру (43).
      Из книги I (44).
      Из книги II (51).
      Из книги III (56).
      Из книги IV (73).
      ИЗ ТРАКТАТА «НАСТАВЛЕНИЕ К УКРЕПЛЕНИЮ ГОРОДОВ»
      Посвящение королю Фердинанду (99).
      Описание плана укрепления (102).
      ИЗ ТРАКТАТА «ЧЕТЫРЕ КНИГИ О ПРОПОРЦИЯХ»
      Посвящение Пиркгеймеру (121).
      Из книги I (123).
      Из книги II (141).
      Из книги III (158).
      «Эстетический экскурс» в конце III книги трактата (186).
      Из книги IV (197).
      Из рукописных набросков к «Четырем книгам о пропорциях»
      Надпись на рукописи 1523 года (215).
      Наброски посвящения Пиркгеймеру (215).
      Критика Дюрером наброска «Посвящения», составленного кем-то из его друзей (220).
      Содержание книги I (221).
      Наброски к книге I (221).
      Наброски к книге III (222).
      Из набросков к «Эстетическому экскурсу» (224).
      Наброски к книге IV (233).
      Список иллюстраций (237).
      Библиографический справочник (240).
      Именной указатель (242).
.
.