«И» «ИЛИ»  
© Публичная Библиотека
 -  - 
Универсальная библиотека, портал создателей электронных книг. Только для некоммерческого использования!
Экхарт Иоганн

Иоганн Экхарт 66k

(Johannes Eckhart)

(ок. 1260 - ок. 1328)

Большая советская энциклопедия: Экхарт (Eckhart) Иоганн, Мейстер Экхарт (ок. 1260, Хоххейм, близ Готы, - конец 1327 или начало 1328, Авиньон), немецкий мыслитель, виднейший представитель философской мистики позднего средневековья в Западной Европе. Монах-доминиканец. Учился и преподавал в Парижском университете, затем в Страсбурге и Кельне; был учителем И. Таулера и Г. Сузо. В 1329 папской буллой 28 положений его учения были объявлены ложными.
Проповеди и трактаты Э. на немецком языке, сохранившиеся большей частью в записях учеников, как по форме, так и по философскому содержанию далеко отходят от норм схоластики. Э. доводит до крайнего заострения идеи христианского неоплатонизма Ареопагитик. Главная тема его мысли - «божество» (gotheit), безличный и бескачественный абсолют, стоящий за «богом» в трех лицах как полнотой качеств и творческим истоком мирового процесса. Человек способен познавать бога благодаря тому, что в самом человеке есть несотворенная «искорка», единосущная богу. Отрешаясь от своего «я», соединяясь с божеств, «ничто», человеческая душа становится орудием вечного порождения богом самого себя. Эта концепция, неприемлемая для ортодоксального христианства, открывала возможность интерпретации в духе пантеизма. Э. дал импульс многовековой традиции немецкой мистики, нередко с народно-еретической окраской. В его доктрине предвосхищена идеалистическая диалектика единого божественного мирового процесса, развитая Ф.В. Шеллингом и Г. Гегелем. Э. и его ученики сыграли большую роль в становлении немецкого литературного языка.
.
иоганн экхарт на страницах библиотеки упоминается 2 раза:
* «Литературные памятники». Выпуски М-О (серия)
* Экхарт Иоганн
  • Майстер Экхарт. Трактаты. Проповеди. [Djv- 5.2M] Издание подготовил М.Ю. Реутин. Ответственный редактор H.A. Бондарко.
    (Москва: Издательство «Наука», 2010. - Серия «Литературные памятники»)
    Скан, OCR, обработка, формат Djv: mor, 2012
    • СОДЕРЖАНИЕ:
      ТРАКТАТЫ
      Речи наставления (7).
      Книга Божественного утешения (40).
      О человеке высокого рода (67).
      Об отрешенности (74).
      ПРОПОВЕДИ (85).
      ДОПОЛНЕНИЯ
      Схоластические сочинения
      Тождественны ли в Боге бытие и познание (193).
      Пролог к Произведению тезисов (198).
      Материалы к инквизиционному процессу
      Заявление Майстера Экхарта кельнским инквизиторам от 26 сентября 1326 г. (205).
      Апелляция Майстера Экхарта от 24 января 1327 г. (206).
      Оправдательная речь Майстера Экхарта, произнесенная им 13 февраля 1327 г. (209).
      Ответ инквизиционной комиссии от 22 февраля 1327 г. (211).
      Булла папы Иоанна XXII «На ниве Господней» от 27 марта 1329 г. (213).
      Литература экхартовской эпохи
      Granum sinapis (Секвенция «Горчичное зерно») (Перевод Е.В. Родионовой) (219).
      Генрих Сузо. Книжица Истины (222).
      Toten tanz (Вюрцбургская «Пляска смерти») (Перевод Е.В. Родионовой) (243).
      ПРИЛОЖЕНИЯ
      М.Ю. Реутин. Майстер Экхарт: в поисках «неведомого Бога» (255).
      Примечания (составил М.Ю. Реутин) (351).
      Литература по немецкой мистике средних веков и «новому благочестию» на русском языке (431).
      Список сокращений (434).
      Список иллюстраций (435).
Аннотация издательства: Издание включает в себя переводы наиболее важных сочинений великого немецкого мистика Позднего Средневековья Иоанна Экхарта из Хоххайма (ок. 1260-1328). К этим сочинениям относятся четыре трактата, написанные Экхартом в разные периоды творчества - «Речи наставления», «Книга Божественного утешения», «О человеке высокого рода», «Об отрешенности», - а также более тридцати проповедей, часть из которых Привлекла внимание Кельнской инквизиции. Основной раздел сборника сопровождается «Дополнениями», куда включены ранняя диспутация «Тождественны ли в Боге бытие и познание», «Пролог к Произведению тезисов» и наиболее важные документы Кельнско-авиньонского процесса, проводимого против Экхарта в 1325-1329 гг., главным из которых является булла папы Иоанна XXII «На ниве Господней». В издание включена «Книжница Истины» доминиканца Генриха Сузо: посмертная апология Экхарта и «сумма» его богословских идей. В сопроводительной статье предлагается очерк творчества немецкого мистика и его культурно-исторического контекста.
Для широкого круга читателей.
.