Публичная Библиотека
Универсальная библиотека, портал создателей электронных книг

Эдвард Эван Эванс-Притчард 45k

(Edward Evan Evans-Pritchard)

(21.09.1902 - 11.09.1973)

Википедия: Эдвард Эван Эванс-Притчард (используется также вариант Эванс-Причард; англ. Edward Evan (E.E.) Evans-Pritchard; 21 сентября 1902, Кроуборо, Восточный Суссекс, Великобритания - 11 сентября 1973, Оксфорд) - британский социально-культурный антрополог, представитель структурного функционализма, основатель политической антропологии.
Окончил Винчестерский колледж, Оксфордский университет (Эксетер-колледж) и аспирантуру Лондонской школы экономики, где попал под влияние Бронислава Малиновского. В первую полевую экспедицию отправился изучать народность занде в Южном Судане. В соответствии со сформулированными Малиновским каноном этнографического исследования Эванс-Притчард выучил язык занде, постоянно проживал в деревне занде и даже обращался к местным колдунам и прорицателям и выполнял их указания. Некоторое время преподавал в ЛШЭ, в 1930 году отправился на изучение суданских нуэров. Несмотря на объективные сложности в установлении контакта с нуэрами (британская колониальная администрация и нуэры фактически находились в состоянии войны), ему удалось добиться расположения племени - в частности, для того, чтобы добиться уважения скотоводов нуэров, ему пришлось обзавестись несколькими коровами. Кроме занде и нуэров, Эванс-Притчард также собрал значтельный этнографический материал по ануакам, луо, шиллукам и бедуинам.
В 1932 году начал работу в Каирском университете, где познакомился с Мейером Фортесом и Альфредом Радклифф-Брауном и попал под влияние теоретических идей последнего. Кроме него и Малиновского, Эванс-Притчард испытал значительное влияние французской социологической школы. Две вышедшие в 1940 году монографии и сборник «African Political Systems» заложили основы политической антропологии. Во время Второй мировой войны Эванс-Притчарда пытался попасть в действующую армию, а после отказа ему удалось убедить африканские племена Судана выступить на стороне Британской империи против оккупировавшей Эфиопию Италии. В 1944 году он перешел в католицизм. После войны последовательно преподавал в Кембриджском и Оксфордском университетах, где занимался преимущественно преподаванием и кабинетными исследованиями. В 1946 году занял пост заведующего кафедрой социальной антропологии Оксфордского университета вместо Радклифф-Брауна.
Эванс-Притчард исследовал религию, магию, системы родства, брак, политические системы, восприятие пространства и времени и другие аспекты культуры у африканских племен. Наибольший вклад он внес в изучение магии, доказав на примере занде и нуэров, что магия имеет рациональное содержание и часто служит для снятия напряжения в обществе. Большинство более ранних теорий о «примитивности» религий им отвергались как умозрительные и не подтвержденные этнографическим материалом. Также Эванс-Притчард отстаивал отнесение антропологии к гуманитарным, а не к естественнонаучным дисциплинам, а также считал, что антропология должна тесно взаимодействовать с исторической наукой. В работе «The Sanusi of Cyrenaica» Эванс-Притчард осуществил попытку синтеза социально-культурной антропологии и истории.
Несмотря на традиционную идентификацию Эванс-Притчарда как представителя структурного функционализма, его идеи входят в серьезное противоречие с основными положениями Альфреда Радклифф-Брауна, а сам он негативно отзывался о Брониславе Малиновском («...его собственный вклад в существо дела был скорее отрицательным, чем положительным») и сдержанно - о Радклифф-Брауне («Главный вклад Рэдклифф-Брауна в антропологическую науку состоял в привнесенных им ясных теоретических определениях и заключался в его счастливом умении всегда отобрать нужный термин»).
.
«эдвард эван эванс - притчард» на страницах библиотеки упоминается 1 раз:
* Эванс-Притчард Эдвард Эван
.
.
  • Эванс-Причард Э.Э. История антропологической мысли. (A History of Anthropological Thought, 1981) [Pdf-17.6M] Перевод с английского и комментарии А.А. Елфимова. Статья А.А. Никшиенкова. Научное издание.
    (Москва: Издательство «Восточная литература», 2003. - Серия «Этнографическая библиотека»)
    Скан, обработка, формат Pdf: Dark_Ambient, 2009
    • СОДЕРЖАНИЕ:
      От редколлегии (5).
      ИСТОРИЯ АНТРОПОЛОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ
      А. Сингер. Предисловие (9).
      Глава 1. Монтескье (1689-1755) (14).
      Глава 2. Генри Хоум, лорд Кеймс (1696-1782) (25).
      Глава 3. Ферпосон (1723-1816) (31).
      Глава 4. Миллар (1735-1801) (44).
      Глава 5. Кондорсе (1743-1794) (50).
      Глава 6. Конт (1798-1857) (56).
      Глава 7. Мак-Леннан (1827-1881) (80).
      Глава 8. Робертсон Смит (1846-1894) (89).
      Глава 9. Мэн (1822-1888) (104).
      Глава 10. Тайлор (1832-1917) (114).
      Глава 11. Парето (1848-1923) (119).
      Глава 12. Леви-Брюль (1857-1939) (148).
      Глава 13. Фрэзер (1854-1941) (164).
      Глава 14. Дюркгейм (1858-1917) (188).
      Глава 15. Герц (1882-1915) (207).
      ПРИЛОЖЕНИЯ
      Мюллер (1823-1900) (222).
      Нибур (1873-1919) (225).
      Ван Геннеп (1873-1957) (226).
      Мосс (1872-1950) (228).
      Хокарт (1883-1939) (232).
      Дриберг (1888-1946) (235).
      Штейнер (1909-1952) (238).
      Малиновский (1884-1942) (240).
      Рэдклифф-Браун (1881-1955) (244).
      Уайт (1900-1975) (247).
      Литература (251).
      ЛЕКЦИИ
      Социальная антропология: прошлое и настоящее (257).
      Антропология и история (273).
      Комментарии (А.Л. Елфимов) (292).
      А.А. Никишенков. Эдвард Э. Эванс-Причард в истории антропологической мысли (323).
      Указатель имен (352).
Аннотация издательства: Первое издание на русском языке историографической работы выдающегося британского антрополога Э.Э. Эванс-Причарда (1902-1973), посвященной роли ученых XVIII-XX вв. (Монтескье, Ферпосон, Конт, Фрэзер, Дюркгейм и др.) в развитии теоретической мысли в социальной антропологии.
В работе затрагиваются не только частные проблемы антропологии и этнографии, но и более общие вопросы развития гуманитарных и социальных наук (место теории в общественно-научном познании; взаимодействие антропологии, социологии и истории; развитие общественных взглядов на культуру и т.д.).
.