«И» «ИЛИ»  
© Публичная Библиотека
 -  - 
Универсальная библиотека, портал создателей электронных книг. Только для некоммерческого использования!
Фаворский Владимир Андреевич

Владимир Андреевич Фаворский 265k

-

(14.03.1886 - 29.12.1964)

  ◄  СМЕНИТЬ  ►  |▼ О СТРАНИЦЕ ▼
▼ ОЦИФРОВЩИКИ ▼|  ◄  СМЕНИТЬ  ►  
Большая советская энциклопедия: Фаворский Владимир Андреевич [2(14).3.1886, Москва, - 29.12.1964, там же], советский график и живописец, народный художник СССР (1963), действительный член АХ СССР (1962). Учился в студии К.Ф. Юона в Москве (1903-05) и школе Ш. Холлоши в Мюнхене (1906-07), на искусствоведческом отделении Московского университета (1907-1913). Член общества «Четыре искусства» (1924-28). С 1907 работал преимущественно в технике ксилографии главным образом над книжной иллюстрацией. Разработал стройную теорию оформления книги, основные положения которой сводятся к следующему: книга - это единство функционального («инструмент для чтения») и эстетических начал, целостный организм, требующий снаружи оформления как вещь, предмет быта, тогда как все внутренние элементы книги должны быть подчинены задаче пространственно-временного истолкования литературных произведений. Ритм расположения этих элементов в пространстве книги, мера подробности в характеристике героев и ситуаций, «определенное отношение... предмета к пространству» должны выявлять стиль писателя, основные «моменты мировоззрения» литературных произведений. Для гравюр Ф. периода 1910 - середины 1930-х гг. характерны подчеркнутая пластичность, использование только черного, почти осязаемого штриха [»Суждения господина Жерома Куаньяра» А. Франса (1918, изд. в 1963); «Фамарь» А. Глобы (изд. в 1923); «Труды и дни Михаила Ломоносова» Г. Шторма (изд. в 1934)], разнообразие стилевых решений, отвечающих стилю литературных произведений [эпический строй иллюстрации «Книги Руфь» (изд. в 1925); иронически-буквальное переложение поэтических метафор на язык пластики в «Домике в Коломне» Пушкина (изд. в 1929); романтическая экспрессивность образов «Новогодней ночи» С.Д. Спасского (изд. в 1932); символичность скульптурно завершенных форм в «Новой жизни» Данте (изд. в 1934)]. С середины 1930-х гг. Ф. чаще пользуется белым штрихом, действеннее передающим свет, движение, психологическую характеристику персонажей. В его работах органически сочетаются философская глубина образов, эпическое и лирическое начало [оформление «Сонетов» Шекспира (изд. в 1948), сборник «Роберт Бернс в переводах С. Маршака» (изд. в 1950), иллюстрации к «Слову о полку Игореве» (изд. в 1954), «Борису Годунову» (1955, изд. в 1956) и «Маленьким трагедиям» (изд. в 1961) Пушкина; все - Ленинская премия, 1962]. Много работал над станковыми ксилографиями («Октябрь 1917», 1928), в том числе над портретами («Ф. Достоевский», 1929, «Пушкин-лицеист», 1935, серия «Великие русские полководцы», 1945-47), экслибрисами, издательскими марками. С 1942 обращался также к линогравюре, выявляя ее декоративные (серия «Самарканд», 1942-44) и публицистические возможности («За мир», 1959). Ф. создал особый стиль строгого, пластически ясного и гармоничного карандашного рисунка (серия «двойных портретов», 1938-61, и др.). В области монументального искусства Ф. добивался синтеза архитектуры и живописи, понимая последнюю как ритмическую организацию пространства, разворачивающегося во времени (росписи в Музее охраны младенчества и материнства, фрески, 1933, и в Доме моделей в Москве, сграффито, 1935, обе не сохранились). Работам Ф. в театре свойственны сочетания конструктивного единства организации сценического пространства с яркой театральной условностью, тонкостью живописных решений («Двенадцатая ночь» Шекспира в МХАТ-2, 1934, и др.). Творчество Ф. оказало большое влияние на сов. искусство, особенно на графику. профессор Вхутемаса-Вхутеина (1920-30), Полиграфического института (1930-34), института изобразительных искусств (1934-1938), института прикладного и декоративного искусства (1942-48) в Москве. Среди учеников - А.Д. Гончаров, А.А. Дейнека, Ю.И. Пименов, М.И. Пиков.
:
...




  • Фаворский В.А. Избранные произведения. [Pdf-Fax-23.3M] Автор: Владимир Андреевич Фаворский. 2-е издание. Макет и художественная редакция Л.М. Штейнера. Репродукции с гравюр для офсета выполнены А.М. Поляк.
    (Москва: Издательство «Советский художник», 1961)
    Скан: AAW, обработка, формат Pdf-Fax: slava_kry, 2016
    • СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ:
      1. Москва. Новоспасский монастырь. Б., гравюра на дереве. 1918 г. Москва. Вид с Крымского моста. Б., гравюра на дереве. 1918 г. Иллюстрации к «Детской хрестоматии». Б., гравюра на дереве. 1922 г.
      2. Фронтиспис к «Книге Руфь». Б., гравюра на дереве. 1925 г. Ф.М. Достоевский. Б., гравюра на дереве. 1929 г.
      3. Иллюстрации к книге Л. Толстого «Рассказы о животных». Б., гравюра на дереве. 1929 г. «Русак» (разворот и заглавие) «Воробей и ласточки». «Зайцы».
      4. Пушкин-лицеист. Б., карандаш. 1935 г. Всесоюзный музей А.С. Пушкина. Артистка М. Бабанова в роли Джульетты в трагедии В. Шекспира «Ромео и Джульетта». Б., карандаш. 1933 г. Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина.
      5. Иллюстрации к «Собранию сочинений» П. Мериме. Б., гравюра на дереве. 1927-1934 гг. Шмуцтитул к новелле «Души чистилища». Иллюстрация к «Театру Клары Гасуль». Шмуцтитул к новелле «Этрусская ваза». Шмуцтитул к новелле «Локис».
      6. Иллюстрации и фронтиспис к повести М. Пришвина «Жень-шень». Б., гравюра на дереве. 1933 г. Иллюстрация к роману М. Пришвина «Кащеева цепь». Б., гравюра на дереве. 1935 г.
      7. Метро. Б., гравюра на дереве. 1940 г. Материнство. Б., гравюра на дереве. 1940 г.
      8. Иллюстрация к рассказу О. Бальзака «Березина». Б., гравюра на дереве. 1940 г. Фронтиспис и заставка к трагедии В. Шекспира «Гамлет». Б., гравюра на дереве. 1940-1941 гг.
      9. Из серии «Великие русские полководцы». Б., гравюра на дереве. Александр Невский. 1946 г. М.И. Кутузов. 1945 г.
      10. Натюрморт с бронзовой фигуркой. X., темпера. 1946 г. Государственный Русский музей. Караван. Разговор о порохе. Самарканд. Б., линогравюра. 1942 г.
      11. Иллюстрации к «Слову о полку Игореве». Б., цв. гравюра на дереве. 1950 г. Битва с половцами (разворот). Гравюры на полях.
      12. Плач Ярославны (разворот). Возвращение Игоря (разворот). Гравюры на полях.
      13. Иллюстрации к книге «Роберт Бернс в переводах С. Маршака». Б., гравюра на дереве. 1950 г. Портрет Р. Бернса (фронтиспис). «Честная бедность». «Ночь в ячмене».
      Иллюстрации к «Избранным переводам С. Маршака». Б., гравюра на дереве. 1954 г. Д. Родари. «Сколько всего детей на свете». Д. Китс. «Осень».
      14. Иллюстрация (разворот) и концовки к трагедии А. Пушкина «Борис Годунов». Б., гравюра на дереве. 1954 г.
      15. 1905 год. Мозаика. 1957 г.
      16. Пролетающие птицы. Б., линогравюра. 1959 г.
      На обложке: Ослики. Самарканд. Б., линогравюра. 1943 г.
      Фронтиспис: Фронтиспис к книге «Художественные памятники Московского Кремля». Б., гравюра на дереве. 1955-1956 гг.
ИЗ ИЗДАНИЯ: ...
  • Фаворский В.А. Литературно-теоретическое наследие. [Djv-Fax- 7.5M] [Pdf-Fax-10.5M] Сборник. Автор: Владимир Андреевич Фаворский. Составители Е.Б. Мурина, Д.Д. Чебанова. Подготовка текста, научный аппарат Д.Д. Чебановой. В оформлении использованы гравюры и графические элементы В.А. Фаворского. Художники М.А. Аникст, К.А. Сельвинский.
    (Москва: Издательство «Советский художник», 1988)
    Скан: AAW, OCR, обработка, формат Djv-Fax, Pdf-Fax: bolega, 2017
    • СОДЕРЖАНИЕ:
      От составителей (9).
      Г.К. Вагнер. Владимир Андреевич Фаворский - теоретик искусства (12).
      Основные даты жизни и творчества В.А. Фаворского (49).
      В.А. Фаворский. Литературно-теоретическое наследие
      Часть первая. Теория композиции
      [О пространстве в живописи]. Из дипломной работы «Джотто и его предшественники». 1913 (56).
      Вариант «Предисловия» к дипломной работе «Джотто и его предшественники». 1913 (60).
      Об изобразительности в живописи. 1913-1915 (62).
      О египетской архитектуре [Из лекций о египетском искусстве]. Ок. 1919 г. (67).
      Лекции по теории композиции. 1921-1922 (71).
      Методическая записка к курсу «Теория композиции». 1924-1925 (195).
      Методическая записка [к курсу «Теория композиции»] №2. 1926 (199).
      Об изобразительных поверхностях Вторая пол. 1920-х гг. (202).
      Схема взаимоотношений конструктивного и композиционного. Определение понятий «конструкция» и «композиция» Вторая пол. 1920-х гг. (205).
      Приложение: «О цвете и цветовых формах» Запись лекции В.А. Фаворского. Вторая пол. 1920-х гг. (206).
      О композиции. 1930-1932 (210).
      [О построении, теме и цели курса «Теория композиции»]. 1934 (223).
      Эпизоды из истории искусств (О выразительности художественной формы). 1962 (225).
      Магический реализм. 1962 (227).
      О художественной правде. 1963 (232).
      Время в искусстве. 1963 (234).
      Содержание формы. 1963 (238).
      Об орнаменте. 1963 (240).
      О стиле. 1963 (243).
      Вопросы, возникающие в связи с композицией. 1963 (245).
      Искусство тоже познает. 1964 (253).
      Часть вторая
      1. Теория графики
      Шрифт, его типы и связь иллюстрации со шрифтом. 1923 (256).
      Кое-что о формальной стороне детской книги. 1926 (269).
      Образ в просстранственном и словесном искусстве. 1932 (276).
      Об иллюстрации, о стиле и о мировоззрении. 1932-1934 (287).
      [О плакате]. 1934 (293).
      Лекция о рисунке. 1946 (297).
      О графике как об основе книжного искусства (Опыт теории графики). 1954, 1960 (309).
      2. О своей работе над книгой
      Как я работал над «Джангром». 1940 (334).
      Как я иллюстрировал «Слово о полку Игореве». 1953 (339).
      Квинтет Дмитрия Шостаковича. 1957 (345).
      О работе над гравюрами к «Маленьким трагедиям» Пушкина. 1960 (346).
      Об иллюстрациях к «Эгерии». 1963 (352).
      О том, как я оформлял «Бориса Годунова» Пушкина. 1963 (353).
      О «Новогодней ночи». 1963 (356).
      Как я оформлял «Рассказы о животных» Л. Толстого. 1963 (357).
      О Шекспире. 1964 (360).
      К юбилею Лермонтова. 1964 (361).
      Приложения
      1. Беседы с искусствоведом Е.С. Левитиным. 1961 (362).
      2. Из бесед с кинорежиссером Ф.А. Тяпкиным. 1964 (377).
      Часть третья. О монументальном искусстве
      Организация стены росписью. 1929 (380).
      [«Об оформлении города»]. Ок. 1930-1932 гг. (385).
      О сотрудничестве архитектора со скульптором и живописцем. 1933 (388).
      [«Каковы своеобразные стороны монументальной живописи»]. 1934 (390).
      Предметность, масштабность, реализм. 1934 (392).
      Поиски синтеза. 1934 (393).
      [О синтезе искусств]. 1934 (397).
      Живопись и архитектура. 1934 (402).
      Выступление на Первом творческом совещании по вопросам синтеза пространственных искусств. 1934 (406).
      Работа монументалиста. 1935 (409).
      О росписи Дома моделей. 1935 (412).
      Художественные задачи Проектной мастерской треста Госотделстрой. 1935 (413).
      [«Приветствуя съезд архитекторов...»]. 1937 (415).
      Природа монументальной живописи. 1937 (418).
      [«Что такое фасадничество»]. 1939-1941 (420).
      Выступление на обсуждении деятельности Мастерской монументальной живописи при Академии архитектуры СССР. 1947 (421).
      Мысли о монументальном искусстве. 1958 (423).
      Как я впервые писал фреску (Слово на обсуждении монументальной выставки). 1962 (425).
      Какой будет монументальная живопись? 1962 (427).
      [«Мне кажется, синтез нужен»]. 1962 (428).
      Часть четвертая. Об оформлении спектакля
      «Двенадцатая ночь». МХТ II. 1933 (432).
      Эпоха трех поколений. 1935 (433).
      Беседа с молодыми художниками театра. 1938 (434).
      Моя работа над оформлением спектакля. 1945 (448).
      [Об оформлении спектакля]. 1953 (450).
      Часть пятая. Рецензии, заметки, интервью...
      Рецензия на рукопись книги Н.М. Тарабукина «Проблема пространства в живописи». Ок. 1922-1923 гг. (456).
      Забыть «игру в инженера» (Какому быть институту художеств?). 1932 (457).
      Реализм в детском рисунке. 1934 (459).
      О войне. 1941 (463).
      [О Крымове]. 1954 (465).
      [«О тенденциозности искусства»]. 1954 (466).
      Какие вопросы следовало бы поднять на дискуссии и о положении нашего искусства. 1954 (468).
      [«Мы сегодня чествуем Ивана Семеновича Ефимова...»]. 1955 (470).
      [О дискуссии «Традиция и новаторство»]. 1955 (472).
      Об Александре Андреевиче Иванове. 1956 (475).
      К съезду художников. (Против пассивного копирования). 1957 (476).
      [«Мы читаем книгу «Слово о слове»...»]. 1957 (477).
      Выступление на Первом Всесоюзном съезде советских художников. 1957 (478).
      Воспоминания о профессоре Холлоши. 1957 (483).
      [«В чем суть искусства»]. 1957 (486).
      Некоторые мысли о нашем искусстве. 1958 (487).
      [О «художественной правдивости» и о «художественной честности»]. 1958 (489).
      [О древнерусском искусстве]. 1959 (489).
      То, что нужно сказать в телевизоре о искусстве для ребят. 1959 (490).
      [«...По поводу абстрактного искусства»]. 1960 (492).
      По поводу «абстрактивизма в искусстве». 1961 (492).
      Что я хотел высказать на конференции Союза [художников] по искусствоведению. 1961 (496).
      [Размышления об искусстве будущего]. 1961 (497).
      Ответы на анкету журнала «Искусство». 1962 (498).
      Глаз художника - глаз первооткрывателя. 1962 (500).
      [По поводу присуждения Ленинской премии]. 1962 (501).
      О рисунке. 1962 (501).
      Для Пушкинского музея. 1963 (502).
      Высказывание к международному кинофестивалю в Москве. 1963 (503).
      О книге. («Так держать!»). 1963 (504).
      Что меня характеризует как художника. 1963 (504).
      О рисовальщиках. 1963 (506).
      Для каталога собственной выставки. 1964 (509).
      Речь на открытии собственной выставки. 1964 (509).
      Примечания (511).
      Список литературно-теоретических трудов В.А. Фаворского (574).
      Книжные издания литературно-теоретических работ В.А. Фаворского (583).
      Именной указатель (584).
ИЗ ИЗДАНИЯ: В сборнике публикуется большая часть теоретических работ выдающегося советского художника В.А. Фаворского, в частности теория композиции, а также его литературное наследие: статьи, заметки, выступления, содержащие его размышления о работе над книгой, над оформлением спектакля, о монументальном искусстве и проблеме синтеза.
  • Фаворский В.А. Об искусстве, о книге, о гравюре. [Doc-Ocr-ZIP] Сборник. Автор: Владимир Андреевич Фаворский. Составление и вступительная статья Е.С. Левитина. Оформление Е.М. Добровинского.
    (Москва: Издательство «Книга», 1986)
    Скан, OCR, обработка, формат Doc-Ocr: А.К., 2014
    • КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ:
      Е. Левитин. Фаворский - художник и теоретик (5).
      Даты жизни и творчества В.А. Фаворского (25).
      Общие вопросы искусства (33).
      Что такое искусство (35).
      О художественности, о пластической цельности и о форме (39).
      Эпизоды из истории искусств (65).
      Об изобразительной плоскости как основе изображения (82).
      Графика (91).
      О книге, об иллюстрации (93).
      О шрифте (130).
      О гравюре (140).
      О своих работах в гравюре и книге (150).
      Отдельные виды искусства (179).
      О рисунке (181).
      Об орнаменте (187).
      О детском рисунке (190).
      О монументальном искусстве, об архитектуре, о синтезе искусств (194).
      О работе художника в театре (200).
      О художниках (207).
      О художниках, «с которыми в жизни встречался» (209).
      О себе (215).
      Примечания (227).
      Опубликованные тексты В.А. Фаворского (230).
      От составителя (234).
      Список иллюстраций (236).
ИЗ ИЗДАНИЯ: Выпуск книги приурочен к 100-летию со дня рождения В.А. Фаворского (1886-1964) - выдающегося советского графика и живописца, мастера искусства книги. В сборник вошли статьи Фаворского, его размышления об искусстве, фрагменты его «Рассказов художника-гравера». Сборник дает представление о его теории книги. Для искусствоведов, художников книги, книговедов.