«И» «ИЛИ»  
© Публичная Библиотека
 -  - 
Универсальная библиотека, портал создателей электронных книг. Только для некоммерческого использования!
Фейербах Людвиг Андреас

Людвиг Андреас фон Фейербах 279k

(Ludwig Andreas von Feuerbach)

(28.7.1804 - 13.09.1872)

Большая советская энциклопедия: Фейербах (Feuerbach) Людвиг Андреас (28.7.1804, Ландсхут, Бавария, - 13.9. 1872, Рехенберг, близ Нюрнберга), немецкий философ-материалист и атеист. Родился в семье криминалиста А. Фейербаха. Окончив местную гимназию, поступил в 1823 на теологический факультет Гейдельбергского университета. Неудовлетворенный догматической ортодоксией, переехал из Гейдельберга в Берлин, где слушал лекции Гегеля, под воздействием которых и формировались воззрения Ф. По окончании Берлинского университета Ф. в 1828 защитил в Эрлангенском университете диссертацию «О едином, всеобщем и бесконечном разуме», в целом выдержанную в духе гегелевского идеализма. Однако уже в этот период проявилось расхождение Ф. с Гегелем в отношении к религии вообще, к христианской - в частности, несовместимой, по убеждению Ф., с разумом и истиной. После защиты диссертации Ф. стал приват-доцентом Эрлангенского университета, где с 1829 читал курс «гегелевской философии» и истории новой философии. В 1830 Ф. анонимно опубликовал сочинение «Мысли о смерти и бессмертии», в котором отвергал идею бессмертия души. Авторство Ф. было установлено, книга конфискована и Ф. лишен права преподавания. Но Ф. не прекратил своей научной деятельности. В трехтомной работе по истории философии 17 в. Ф., оставаясь еще в целом на гегельянских позициях, уделяет большее внимание философам-материалистам и атеистам и высоко оценивает их вклад в развитие научной мысли. В 1836 Ф. женился и в течение 25 лет почти безвыездно жил в деревне Брукберг, где жена его была совладелицей небольшой фарфоровой фабрики. В 1859 фабрика обанкротилась и Ф. переселился в Рехенберг, где провел последние годы жизни в жестокой нужде.
Ф. горячо приветствовал Революцию 1848. Однако он не принимал активного участия в политической жизни; даже будучи в 1848 депутатом франкфуртского Национального собрания, оставался политически пассивным. В последние годы жизни Ф. проявлял большой интерес к социальным и экономическим проблемам, изучал «Капитал» К. Маркса, а в 1870 вступил в социал-демократическую партию.
Основные сочинения Ф.: «К критике философии Гегеля» (1839), «Сущность христианства» (1841), «Основы философии будущего» (1843), «Предварительные тезисы к реформе философии» (1842).
Главным делом жизни Ф. была непримиримая борьба против религии. В противовес гегелевской философии религии Ф. рассматривал философию и религию как миропонимания, взаимно исключающие друг друга. Причина живучести религиозных верований, по Ф., - не только обман, использующий невежество; реальная причина религии коренится в «природе человека» и условиях его жизни. Первоисточник религиозных иллюзий Ф. усматривал в чувстве зависимости, ограниченности, бессилия человека по отношению к неподвластным его воле стихиям и силам. Бессилие ищет выхода в порождаемых фантазией надежде и утешении - так возникают образы богов как источника осуществления человеческих упований. Бог, по Ф., будучи проекцией человеческого духа, отчуждается от последнего, объективируется, ему не только приписывают самостоятельное существование, но превращают из творения человека в его творца, в первопричину всего существующего и ставят самого человека в зависимость от вымышленного им «высшего существа». Религия, по мысли Ф., парализует стремление человека к лучшей жизни в реальном мире и к преобразованию этого мира, подменяет его покорным и терпеливым ожиданием грядущего сверхъестественного воздаяния. Отвергая религиозный культ, Ф. противопоставлял ему культ человека, облекаемый им в религиозную оболочку «обоготворения человека». Ф. рассматривал свой девиз «человек человеку бог» как противоядие от теистической религии.
Критика религии у Ф. перерастала в критику философского идеализма, завершившуюся переходом Ф. в лагерь материализма (1839). Убедившись в родстве идеализма и религии, Ф. вступил в единоборство с наиболее совершенной формой идеализма - нем. классическим идеализмом и вершиной его - философией Гегеля. Основной порок идеализма, по Ф., - отождествление бытия и мышления. «...Мысленное бытие не есть действительное бытие... Образ этого бытия вне мышления - материя, субстрат реальности» (Избранные философские произведения, т.1, М., 1955, с.175,176). В основе философии Ф. лежит принцип: «... Бытие - субъект, мышление - предикат» (там же, с.128).
В теории познания Ф. продолжал линию материалистического сенсуализма. Выдвигая на первый план опыт как первоисточник знания, Ф. подчеркивал взаимную связь чувств, созерцания и мышления в процессе познания.
В центре учения Ф. - человек как «... единственный, универсальный и высший предмет философии» (там же, с.202). Антропологический материализм Ф. исходит из рассмотрения человека как психофизиологического существа. Человек, по Ф., есть материальный объект и одновременно мыслящий субъект. С этой позиции Ф. отвергал вульгарный и механистический материализм. Вместе с тем антропологизм Ф. основывается на биологической (а не социальной) трактовке природы человека. Здесь - граница фейербаховского, как и всего домарксовского, материализма, не распространявшего материалистическое понимание на сферу общественной жизни. В целом антропологизм Ф. не вышел за рамки метафизического материализма. Выступая против гегелевского идеализма, Ф. отверг и его диалектику, не видя возможности иной, неидеалистической диалектики.
Мировоззрение Ф. завершается учением о нравственности, исходящим из единства и взаимосвязи Я и Ты. Система общественных отношений подменяется у Ф. понятиями «рода» и межиндивидуального общения. Стремление к счастью, рассматриваемое как движущая сила человеческой воли, влечет за собой сознание нравственного долга, поскольку Я не может ни быть счастливым, ни вообще существовать без Ты. Стремление к собственному счастью перерастает рамки эгоизма, оно недостижимо вне человеческого единения. Этическое учение Ф. имело прогрессивное значение благодаря его гуманистическому, демократическому и антирелигиозному характеру. Однако, лишенная историко-материалистического фундамента, этика Ф., подобно его атеизму, не приводила к сознанию необходимости преобразования обществ, бытия как реального условия достижения человеческого счастья. С этим связан и метафизический характер этической теории Ф., которая «... скроена для всех времен, для всех народов, для всех обстоятельств и именно поэтому не применима нигде и никогда» (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч 2 изд., т.21, с.298).
Всемирно-историческое значение философских и антирелигиозных идей Ф. ярко обнаруживается в том, что его материализм стал исходным пунктом становления философии марксизма. Более сорока лет спустя после критики Марксом в «Тезисах о Фейербахе» ограниченности фейербаховского материализма Энгельс писал: «... За нами остается неоплаченный долг чести: полное признание того влияния, которое в наш период бури и натиска оказал на нас Фейербах в большей мере, чем какой-нибудь другой философ после Гегеля» (там же, с.371).
.
людвиг андреас фон фейербах на страницах библиотеки упоминается 2 раза:
* «Философское наследие»
* Фейербах Людвиг Андреас
  • Фейербах Л.А. Сочинения в двух томах. Том 1. [Djv-14.3M] Автор: Людвиг Андреас фон Фейербах (Ludwig Andreas von Feuerbach). Ответственный редактор Б.В. Мееровский.
    (Москва: Издательство «Наука», 1995. - Серия «Памятники философской мысли»)
    Предоставил формат Djv: Тимофей Марченко, 2011
    • СОДЕРЖАНИЕ:
      К критике «позитивной философии» (5).
      К критике философии Гегеля (23).
      О «начале философии» (56).
      Необходимость реформы философии (64).
      Предварительные тезисы к реформе философии (70).
      Лютер как третейский судья между Штраусом и Фейербахом (88).
      Основные положения философии будущего (90).
      Против дуализма тела и души, плоти и духа (146).
      Фрагменты к характеристике моей философской curriculum vitae (168).
      Критические замечания к основным положениям философии будущего (191).
      Фейербах Людвиг Андреас (автобиографическая статья для энциклопедического словаря «Брокгауз») (195).
      Вопрос о бессмертии с точки зрения антропологии (197).
      О спиритуализме и материализме, в особенности в их отношении к свободе воли (323).
      Эвдемонизм (427).
      Право и государство (476).
      Примечания (480).
      Указатель имен (499).
Аннотация издательства: Настоящее издание включает основные произведения выдающегося немецкого мыслителя XIX в.: «К критике философии Гегеля», «Необходимость реформы философии», «Основные положения философии будущего», «Вопрос о бессмертии с точки зрения антропологии», «Сущность христианства» и др. Впервые на русском языке публикуется работа: «К критике «позитивном философии», а также ряд писем. Выходившие ранее русские переводы сочинении Фейербаха заново сверены с немецкими оригиналами и существенно исправлены. Издание снабжено примечаниями и указателем имен.
Для философов, читателей, интересующихся классическим наследием мировой философской мысли.
.
  • Фейербах Л.А. Сочинения в двух томах. Том 2. [Djv- 7.1M] Автор: Людвиг Андреас фон Фейербах (Ludwig Andreas von Feuerbach). Ответственный редактор Б.В. Мееровский.
    (Москва: Издательство «Наука», 1995. - Серия «Памятники философской мысли»)
    Предоставил формат Djv: Тимофей Марченко, 2011
    • СОДЕРЖАНИЕ:
      СУЩНОСТЬ ХРИСТИАНСТВА (5).
      Предисловие к первому изданию (1841) (5).
      Предисловие ко второму изданию (10).
      Предисловие к третьему изданию (1848) (23).
      ВВЕДЕНИЕ (24).
      Глава первая. Общая сущность человека (24).
      Глава вторая. Общая сущность религии (33).
      СУЩНОСТЬ ХРИСТИАНСТВА (5).
      Предисловие к первому изданию (1841) (5).
      Предисловие ко второму изданию (10).
      Предисловие к третьему изданию (1848) (23).
      ВВЕДЕНИЕ (24).
      Глава первая. Общая сущность человека (24).
      Глава вторая. Общая сущность религии (33).
      Часть первая. ИСТИННАЯ, ТО ЕСТЬ АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ, СУЩНОСТЬ РЕЛИГИИ
      Глава третья. Бог как сущность рассудка (51).
      Глава четвертая. Бог как моральная сущность или закон (59).
      Глава пятая. Тайна воплощения или Бог как сущность сердца (64).
      Глава шестая. Тайна страдающего Бога (72).
      Глава седьмая. Тайна триединства и матери божией (77).
      Глава восьмая. Тайна логоса и подобия божия (84).
      Глава девятая. Тайна миротворящего начала в Боге (89).
      Глава десятая. Тайна мистицизма или природы в Боге (94).
      Глава одиннадцатая. Тайна промысла и творение из ничего (104).
      Глава двенадцатая. Значение творения в иудействе (113).
      Глава тринадцатая. Сила чувства или тайна молитвы (119).
      Глава четырнадцатая. Тайна веры - тайна чуда (124).
      Глава пятнадцатая. Тайна воскресения и сверхъестественного рождения (132).
      Глава шестнадцатая. Тайна христианского Христа или личного Бога (136).
      Глава семнадцатая. Отличие христианства от язычества (144).
      Глава восемнадцатая. Христианское значение свободного безбрачия и монашества (153).
      Глава девятнадцатая. Христианское небо, или личное бессмертие (161).
      Часть вторая. НЕИСТИННАЯ, ТО ЕСТЬ БОГОСЛОВСКАЯ, СУЩНОСТЬ РЕЛИГИИ
      Глава двадцатая. Исходная точка зрения религии (174).
      Глава двадцать первая. Противоречие в существовании Бога (184).
      Глава двадцать вторая. Противоречие в откровении божием (189).
      Глава двадцать третья. Противоречие в существе божием вообще (197).
      Глава двадцать четвертая. Противоречие в умозрительном учении о Боге (208).
      Глава двадцать пятая. Противоречие в троице (212).
      Глава двадцать шестая. Противоречие в таинствах (215).
      Глава двадцать седьмая. Противоречие веры и любви (224).
      Глава двадцать восьмая. Заключение (243).
      ПРИЛОЖЕНИЕ. Объяснения, примечания и цитаты (251).
      СУЩНОСТЬ ВЕРЫ ПО ЛЮТЕРУ (321).
      Дополнение к «Сущности христианства» (321).
      О «СУЩНОСТИ ХРИСТИАНСТВА» В СВЯЗИ С «ЕДИНСТВЕННЫМ И ЕГО ДОСТОЯНИЕМ» (365).
      ИЗ ПЕРЕПИСКИ (377).
      ПРИМЕЧАНИЯ (390).
      ЛЮДВИГ ФЕЙЕРБАХ И ЕГО ФИЛОСОФСКОЕ НАСЛЕДИЕ (400).
      УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН (421).
Аннотация издательства: В том входят главное религиоведческое произведение Л. Фейербаха: «Сущность христианства» и другие сочинения. Впервые на русском языке публикуется работа «Сущность веры по Лютеру», являющаяся дополнением к «Сущности христианства». Публикуются также впервые письма Л. Фейербаха к А. Руге и наброски письма к К. Марксу.
.