Публичная Библиотека
Универсальная библиотека, портал создателей электронных книг, авторов произведений и переводов

Генри Филдинг

(Henry Fielding)

(22.04.1707 - 08.10.1754)

Большая советская энциклопедия: Филдинг, Фильдинг (Fielding) Генри (22.4.1707, Шарпем-Парк, близ Гластонбери, Сомерсетшнр, - 8.10.1754, Лисабон), английский писатель. Крупнейший представитель литературы англ. Просвещения. Принадлежал к старинному аристократическому роду. Учился в Итонском колледже (1719-27), на филологическом факультете Лейденского университета (Голландия), в 1737-1740 - в юридической школе в Темпле (Лондон). С 1748 мировой судья в Вестминстере. Творческий путь начал как поэт (сатирическая поэма 'Маскарад', 1728, изд. под псевдонимом Гулливер) и драматург. Разнообразная в жанровом отношении (фарсы, комедии нравов, 'балладные оперы' в духе Дж. Гея, политические комедии) драматургия Ф. отмечена единой сатирической направленностью и всегда острозлободневна: 'Щеголь из Темпля' (1730, рус. пер. 1954), 'Политик из кофейни, или Судья в своей собственной ловушке' (1730, рус. пер. 1954), 'Трагедия трагедий, или Жизнь и смерть Мальчика-с-пальчик' (1731) и др. Объекты сатиры Ф. - продажность, падение нравов в общественной и частной жизни. Близкий в разоблачительном пафосе Дж. Свифту, Ф., однако, не столь радикален в выводах и часто прибегает к условно-благополучным развязкам. Многим обязанная классицизму, Мольеру, драматургическая техника Ф. в значительной степени рационалистична: смысловые имена, контрастные пары героев и т.п. Неприкрытая критика правительства Р. Уолпола в политических комедиях 'Дон Кихот в Англии' (1734, рус. пер. 1954), 'Пасквин. Комедия-сатира на современность' (1736, рус. пер. 1954) и 'Исторический календарь за 1736 год' (1737, рус. пер. 1954) послужила причиной принятия в 1737 закона о театральной цензуре, положившего конец деятельности Ф.-драматурга.
Первый роман Ф. - 'История жизни покойного Джонатана Уайльда Великого' (1743, рус. пер. с немецкого 1772-73) еще тесно примыкает к его комедиям: обилие диалогов и сценических ситуаций, соединение гротеска с реалистичным изображением, актуальный политический подтекст и четкая дидактическая установка. Новаторскими в искусстве прозы стали его романы-эпопеи ('комический эпос в прозе', по определению Ф.) - 'История приключений Джозефа Эндруса и его друга Абраама Адамса' (1742, рус. пер. с немецкого 1772-73) и 'История Тома Джонса, найденыша' (1749, рус. пер. с французского 1770-71). В первом из них, задуманном как пародия на самодовольную в своей ограниченности пуританскую мораль 'Памелы' С. Ричардсона (Ф. также предполагаемый автор пародии о Шамеле Эндрус), Ф., отойдя от первоначального замысла, в форме плутовского романа дал широкую панораму жизни англ. провинции 18 в. Главный герой книги в основном фигура служебная: достижение Ф.-реалиста, продолжателя традиций Сервантеса, - образ пастора Адамса, непрактичного, но вполне земного 'чудака'. В 'Томе Джонсе' концепция положительного героя углубляется: подготавливая безусловную победу доброго начала в характере Тома, писатель оставляет за героем возможность заблуждаться и даже совершать заведомо неблаговидные поступки. '...Удивительный знаток быта страны и крайне остроумный писатель' (Горький М., История русской литературы, 1939, с. 38), Ф. пополнил свою сатирическую кунсткамеру колоритными образами самодуров-помещиков, ханжей-священников, аморальных аристократов. Особое место в романах занимают пространные авторские суждения (в форме обращений к читателю), в которых развернута просветительская программа реалистического искусства. Роман 'Амелия' (1752, рус. пер. с французского, ч. 1-3, 1772-1785) свидетельствовал о растущем социальном пессимизме Ф.; некоторые мотивы сочинений Ф. предвещали литературу сентиментализма. В творческое наследие Ф. органически входит его публицистика. Издавал ряд журналов.
Ф. внес огромный вклад в развитие европейского реалистического искусства, предварив творчество Дж.Г. Байрона, У.М. Теккерея, Ч. Диккенса, Б. Шоу. В России известен с конца 18 в.; ему даже приписывались некоторые произведения его сестры, Сары Ф., и Т. Смоллетта. Влияние Ф. испытал Н.В. Гоголь.
.
. 'генри филдинг' на страницах библиотеки упоминается 1 раз: .
. .
. .
  • Филдинг Г. Амелия. (Amelia) [Djv- 9.4M] Издание подготовил А.Г. Ингер. Ответственный редактор Н.Я. Дьяконова.
    (Москва: Издательство 'Наука', 1996. - Серия 'Литературные памятники')
    Скан, обработка, формат Djv: mor, 2011
    • СОДЕРЖАНИЕ:
      АМЕЛИЯ. Перевод А.Г. Нигера
      Ральфу Аллену, эсквайру (5).
      ДОПОЛНЕНИЯ
      Из первой редакции книги пятой. Перевод А.Г. Итера (439).
      ПРИЛОЖЕНИЯ
      А.Г. Ингер. Последний роман Генри Филдинга (445).
      А.Г. Ингер. К истории публикации романа 'Амелия' (486).
      Примечания. Составил А.Г. Ингер (493).
      Основные даты жизни и творчества Генри Филдинга. Составил А.Г. Ингер (526).
      Список иллюстраций (531)
.
.
  • Филдинг Г. История Тома Джонса, найденыша. (1749) [Doc- 993k] [Htm- 775k] Роман. Перевод А. Франковского.
    (Москва: Издательство 'Художественная литература', 1973. - Библиотека Всемирной Литературы)
    Скан, OCR, обработка, формат: Павел Потехин, 2002
    • СОДЕРЖАНИЕ:
      Кагарлицкий Ю. Великий роман и его создатель
      Книги 01-06
      Книги 07-14
      Книги 15-18
      Примечания
.
.