Публичная Библиотека
Универсальная библиотека, портал создателей электронных книг, авторов произведений и переводов

Джеймс Джордж Фрэзер

(J.G. Frazer)

(1854 - 1941)

Большая советская энциклопедия: Фрейзер, Фрэзер (Frazer) Джеймс Джордж (1.1.1854, Глазго, - 7.5.1941, Кембридж), английский этнограф и историк религии, профессор Кембриджского университета (с 1921). Используя сравнительно-исторический метод, систематизировал огромный материал по первобытным верованиям, тотемизму, анимизму, табу, указал на их генетическую связь с религиями классовых обществ, иудаизмом, христианством (особенно на примере культа 'воскресающих богов'). Согласно Ф., человеческое сознание эволюционировало от господства магических представлений ('век магии') к 'веку религии', персонификации сверхъестественных сил, и затем к 'веку науки'. Ф. неправомерно противопоставлял магию религии, сближая первую с наукой, как способ воздействия на природу, и выводил идеологию из индивидуальной психологии (ассоциативного мышления). Ряд теорий Ф. отвергнут современной наукой, но его работы сохраняют большую фактологическую ценность.
С.А. Токарев: Шотландец родом, Джеймс Джордж Фрэзер (1854-1941) учился в Кембриджском университете, с которым потом сохранял научную связь до конца своей жизни.
К этнографии Фрэзер пришел от истории литературы и классической филологии - его первой специальности. Самым крупным его трудом в этой области был перевод и текстологическое комментирование известного 'Описания Эллады' Павсания (II в.н.э.), опубликованное им в шести объемистых томах. Переводил и издавал он также Овидия, Саллюстия. Известны его специальные очерки по английской литературе. Эту свою первую специальность Фрззер, впрочем, не оставлял и позже.
Внимание Фрэзера к проблемам этнографии привлекло чтение классической этнографической литературы, прежде всего знаменитого труда Эдуарда Тэйлора, патриарха английской этнографии, 'Первобытная культура' (1871). Примененный в этом труде чисто эволюционистский ('сравнительно-этнографический') метод - со всеми его достоинствами и недостатками - оказал глубокое воздействие на Фрэзера, который оставался верен этому методу всю свою жизнь.
В этнографии Фрэзер дебютировал небольшой книжкой 'Тотемизм' (1887), привлекшей внимание ученых к этой своеобразной форме первобытной религии. Позже он не раз возвращался к этой проблеме. Результатом ее исследования был капитальный четырехтомный труд 'Тотемизм и экзогамия' (1910). В 1890 году вышел в свет в двух томах главный его труд - 'Золотая ветвь'. Второе, уже трехтомное издание этого труда появилось в 1900 году, а в 1911-1915 годах Фрззер подготовил и издал под тем же названием огромный, двенадцатитомный труд. Отдельные его части издавались под особыми названиями: 'Чтения о ранней истории царской власти', 'Труды Психеи', 'Бальдер Прекрасный', 'Адонис, Аттис, Осирис', 'Духи зерна и дичи'. В 1923 году вышло в свет подготовленное самим Фрэзером однотомное, сокращенное издание 'Золотой ветви'. Сокращение автор произвел прежде всего за счет научного аппарата: он снял все ссылки на источники. Поэтому в тексте имеется множество цитат, источники которых остаются для читателя неизвестными. Несмотря на свои недостатки, это издание 'Золотой ветви' пользовалось большой популярностью. Вскоре после выхода в свет оно было переведено на французский язык женой ученого, леди Фрэзер, под его личной редакцией. С этого французского издания, кстати, был сделан первый русский перевод (1928) знаменитой книги. Переводилась она и на другие языки. Настоящее издание является первым русским переводом с английского оригинала.
Параллельно с многолетней усердной работой над расширением своего главного труда Фрэзер неутомимо работал и над другими этнографическими темами. Из-под пера его выходили одна за другой капитальные исследования: 'Тотемизм и экзогамия' (4 тома, 1910), 'Вера в бессмертие и культ умерших' (2 тома, 1911-1912), 'Фольклор в Ветхом завете' (3 тома, 1918-1919), 'Культ природы' (1926), 'Боязнь умерших в примитивной религии' (2 тома, 1933-1934), 'Мифы о происхождении огня' (1930), 'Творение и эволюция в примитивных космогониях' (1935). Творческая плодовитость Дж. Фрззера объясняется его огромной эрудицией и удивительной работоспособностью. Его биографы отмечают, что ученый в течение 50 лет подряд просиживал свой ежедневный двенадцатичасовой рабочий день в библиотеке Кембриджского университета, не давая себе отдыха ни в воскресные, ни в праздничные дни.
Перечень сочинений Фрэзера производит на первый взгляд впечатление большого тематического разнообразия. Однако это не совсем так: все они посвящены определенным аспектам духовной культуры человека и лишь отчасти затрагивают вопросы социального строя. Проблемами материальной культуры, хозяйства, экономических отношений ученый никогда не интересовался. Да и из духовной культуры Фрэзер брал далеко не все: проблемы народного художественного творчества, поэзии, музыки, изобразительных искусств оставались за чертой его интересов. В центре всех его этнографических исследований были первобытная религия и 'философия', суеверия, мифы, легенды, обряды, психология 'первобытного человека'. Эта сравнительно ограниченная сфера исследований под пером Фрэзера развернулась во множество тем, сложных и неясных вопросов, по каждому из которых Фрэзер сумел найти и сопоставить великое множество фактов, по большей части малоизвестных или совсем неизвестных прежде...
.
. 'джеймс джордж фрэзер' на страницах библиотеки упоминается 2 раза: .
. .
.
Сочинения:
* Золотая ветвь. (1923)
.
.
  • Золотая ветвь. (The golden Bough, 1923) [Doc- 2.3M] Издание второе.
    OCR, обработка, формат: Павел Потехин, 2007
.
.