|
-
(17.12.1917 - 06.08.1967)
Википедия: Юрий Александрович Гарнаев (1917-1967) - советский летчик. Заслуженный летчик-испытатель СССР (1964), Герой Советского Союза (1964). Родился 17 декабря 1917 года в городе Балашов (ныне - Саратовской области). Об авиации я сначала даже не мечтал - время было слишком трудное. Семья наша жила бедно, я ведь наелся в первый раз досыта, когда попал уже в летную школу. В 1939 окончил Энгельсское военное авиационное училище летчиков. Служил в истребительной авиации. Член коммунистической партии с 1941 года. Участвовал в советско-японской войне в составе 718-го ИАП в должности штурмана истребительного полка, произвел 11 боевых вылетов. В декабре 1945 года был осужден военным трибуналом 9-й воздушной армии за нарушение режима секретности и уволен из армии. Досрочно освобожден в октябре 1948 года. С января 1949 технолог ЛИИ, г. Жуковский. С января по декабрь 1951 парашютист-испытатель, с 24 декабря 1951 года - летчик-испытатель ЛИИ. В 1953 году окончил курсы при Школе летчиков-испытателей ЛИИ, позднее инструктор Школы летчиков-испытателей Минавиапрома СССР. В 1954 провел испытания вертолета Ми-3 на режимы авторотации. В 1957 испытывает опытные автопилоты на вертолете Ми-4. В этом же году проводит испытания «Турболета», в 1958 году демонстрирует его на воздушном параде в Тушино. В 1958 провел эксперимент по испытанию средства спасения экипажа вертолета, включавший отстрел лопастей несущего винта на вертолете Ми-4 в полете. Проводил испытания по поискам приемлемого для пилота средней квалификации способа выполнения вынужденной посадки на сверхзвуковом истребителе. Участвовал в подготовке первых советских космонавтов к полетам в условиях невесомости в специально оборудованных самолетах-лабораториях (Ту-104). В 1959 году восстановлен в коммунистической партии (член КПСС). К 1960 году командир летного отряда, член методического Совета ГКАТ, инспектор по технике пилотирования ГКАТ. В 1960 г. в составе делегации Минавиапрома посетил США. Проходил обучение полетам на американском вертолете V-44 фирмы «Боинг Вертол», а также на фирме Сикорского полетам на вертолете S-58. «Когда у Гарнаева спрашивали, кем он себя считает, он, не называя себя даже летчиком, отвечал, что всю жизнь считал себя прежде всего рабочим. И это верно. Он был безотказным рабочим неба, но настолько творческим, что в смелый почерк своих полетов всегда вносил настоящую поэзию, основа которой прежде всего в особом, поэтическом восприятии мира.» 16 июля 1964 года в испытательном полете потерпел катастрофу пилотируемый Гарнаевым винтокрыл Ка-22. Он остался жив, хотя последним прыгал с парашютом. Второй пилот прыгнул, но получил удар винтом по голове и погиб в воздухе, не раскрывая парашют. А третий летчик, полковник, командир части, и бортинженер почему-то не прыгали, они упали вместе с винтокрылом. 21 августа 1964 года ему присвоено звание Героя Советского Союза за испытания новой авиационной техники. В 1965 году участвовал в составе советской делегации в XXVI международном авиасалоне в Ле Бурже с демонстрацией вертолетной техники. Затем осуществлял полеты в ряде стран Европы на производство уникальных летных монтажных работ с внешней подвески вертолета по контракту с французской фирмой Сьюд. Выезжал в Египет для передачи вертолетов Ми-4 и обучения египетских летчиков. Участник множества показов авиационной техники как в СССР, так и за рубежом. Освоил 120 различных типов летательных аппаратов. Погиб 6 августа 1967 года в катастрофе вертолета Ми-6ПЖ при тушении с воздуха лесных пожаров во Франции. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище...
: ... |
|