Публичная Библиотека
Универсальная библиотека, портал создателей электронных книг, авторов произведений и переводов

Гераклит Эфесский 159k

(Herakleitos Ephesios)

(ок. 520 до н.э. - ок. 460 до н.э.)

Большая советская энциклопедия: Гераклит Эфесский (Herakleitos Ephesios) (р. около 544-540 до н.э.-г. смерти неизвестен), древнегреческий философ-материалист, в наивной форме сформулировавший ряд диалектических принципов бытия и познания; написал не дошедшее до нас сочинение «О природе», от которого сохранились лишь отрывки в сочинениях позднейших авторов. Стиль Г. отличается поэтической образностью. Многозначная символика его фрагментов делает подчас загадочным их внутренний смысл, вследствие чего Г. еще в древности был прозван «темным».
Г. принадлежал к ионийской школе древнегреческой философии. Первоначалом сущего Г. считал огонь, стихию, которая представлялась древним грекам наиболее тонкой, легкой и подвижной; путем сгущения из огня появляются все вещи и путем разрежения в него возвращаются. Этот мировой огонь «мерами вспыхивает и потухает», причем мир, по Г., не создан никем из богов или людей.
Диалектика у Г. - концепция непрерывного изменения, становления, которое мыслится в пределах материального космоса и в основном является круговоротом веществ, стихий - огня, воздуха, воды и земли. Здесь выступает у философа знаменитый образ реки, в которую нельзя войти дважды, поскольку в каждый момент она все новая. Становление возможно только в виде непрерывного перехода из одной противоположности в другую, в виде единства уже сформировавшихся противоположностей. Так, у Г. едины жизнь и смерть, день и ночь, добро и зло. Противоположности пребывают в вечной борьбе, так что «раздор есть отец всего, царь всего». В понимание диалектики Г. входит и момент относительности (относительность красоты божества, человека и обезьяны, человеческих дел и поступков и т.п.), хотя он и не упускал из виду того единого и цельного, в пределах которого происходит борьба противоположностей.
В истории философии наибольшие споры вызвало учение Г. о логосе, который истолковывался как «бог», «судьба», «необходимость», «вечность», «мудрость», «общее», «закон» и который в качестве мироустрояющего и упорядочивающего принципа может быть понят как род универсальной закономерности и необходимости. В русле учения о логосе у Г. совпадают судьба, необходимость и разум. В теории познания Г. начинал с внешних чувств. Глаза и уши для Г. - наилучшие свидетели, причем «глаза - более точные свидетели, чем уши». Однако только мышление, которое обще у всех и воспроизводит природу всего, приводит к мудрости, т.е. к знанию всего во всем.
Классики марксизма-ленинизма выдвигали в философии Г. на первый план материализм и диалектику. Ленин называл Г. «...одним из основоположников диалектики...» (Полн. собр. соч., 5 издание, т.29, с.309).
.
. «гераклит эфесский» на страницах библиотеки упоминается 3 раза: .
. .
. .
  • Гераклит Эфесский. Все наследие: На языках оригинала и в русском переводе. Краткое издание. [Pdf-18.9M] Составление, критический текст, перевод, комментарий - С.Н. Муравьев.
    (Москва: ООО «Ад Маргинем Пресс», 2012)
    формат: ???, предоставил: mor, 2012
    • КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ:
      От составителя и переводчика (7).
      1. MEMORIA: О жизни и книге. Дошедшие античные свидетельства о жизни, легенде и книге (15).
      2. PLACITA: Мнения о мире, богах и обществе. Дошедшие античные свидетельства об учении (89).
      3. FRAGMENTA: Сохранившиеся античные цитаты из сочинения Гераклита (156).
      4. REFECTIO: Гераклит Эфесский. «Музы» или «О природе». Опыт реконструкции книги из фрагментов и свидетельств (по состоянию на 2012 год) (184).
      Комментарий и примечания (216).
      Приложения (255).
Аннотация издательства: Первое полное издание, параллельно на языках оригиналов и по-русски, всего наследия древнегреческого философа Гераклита Эфесского (ок. 520 - ок. 460 до н.э.), содержит: 1. Более 60 гнезд античных сведений о его жизни, творчестве и смерти. 2. Приписанные ему письма. 3. Около 200 гнезд древних свидетельств о его учении. 4. Более 200 фрагментов его книги. 5. Опыт реконструкции трактата Гераклита «Музы» или «О природе» (состояние 2011 г.). 6. Античную иконографию философа. Издание снабжено примечаниями, указателями и библиографией и предназначается всем интересующимся происхождением нашей греко-иудео-христианской цивилизации, греческой архаикой, зарождением и историей античной философии и философии как таковой, равно как и всем филологам и философам, неравнодушным к наследию древнейшего греческого мыслителя, от которого до нас дошли более двух сотен буквальных цитат и пересказов.
С 1970 года русско-французским филологом С.Н. Муравьевым опубликовано около 80 работ о Гераклите на русском, французском, английском и итальянском языках. Данная книга является извлечением из томов II.A. 2, III. 1, III. 2, III. 3 и IV. A его продолжающегося издания на французском языке: S.N. Mouraviev, Heraclitea/Sankt Augustin: Academia-Verlag, 1999-2011 (всего вышло 11 книг).
.