|
-
(05.02.1957)
Википедия: Григорий Иванович Герасимов (род. 5 февраля 1957 года) - российский историк, специалист по истории РККА и истории современной России. Автор идеалистического подхода к истории и музеологии. Доктор исторических наук. Родился в семье военнослужащего. Отец - Иван Георгиевич Герасимов, участник Великой Отечественной войны, офицер. Окончил Курганское высшее военно-политическое авиационное училище (1979) и историческое отделение педагогического факультета Военно-политической академии им. В.И. Ленина (1990). 1975-2002 гг. служба в Вооруженных Силах. Участник боевых действий в Афганистане (1983-1985). Награжден орденом Красной Звезды. Воинское звание - полковник. 1990-2002 гг. на преподавательской работе в Тульском артиллерийском инженерном институте. В 2006-2013 гг. работал в Институте общественного проектирования. С 2017 года - научный консультант Тульского государственного музея оружия. В 1993 году в Гуманитарной академии Вооруженных Сил защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата исторических наук по теме «Деятельность Реввоенсовета Республики (СССР) по укреплению Красной Армии (1921-1928 гг.): опыт, проблемы, уроки» (специальность 07.00.02 - «Отечественная история»). В 2000 году в Военном университете защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора исторических наук по теме «Деятельность высших военных коллегиальных органов по повышению боеспособности Красной Армии: 1921 - июнь 1941 гг.» (специальность 07.00.02 - «Отечественная история»). В начале научной деятельности придерживался коммунистических взглядов и материалистической диалектики. В 2000-х гг. перешел на либеральные позиции. В 2008 году, разочаровавшись в существовавших идеологических и исторических концепциях, приступил к созданию собственной теории, которую назвал идеалистическим подходом к истории. Основные положения авторской идеалистической концепции истории изложены в монографии «Герасимов Г.И. Идеалистический подход к истории. Основы теории». «В данной работе автор предлагает рассматривать идею как движущую силу исторического процесса и подходит к истории как продукту человеческого сознания. В тексте анализируются феномены времени и прошлого, идеи как источники исторического изменения и мировоззрение как система идей. Делается попытка прояснить природу исторической реальности, решить вопрос об истине в истории. Отдельное внимание направлено на проблему роли личности в истории». Г.И. Герасимов не только разработал новую историческую теорию, но и проверил ее на историческом материале в монографии «Мировоззренческие основы истории России (середина XIX - начало XX вв.)» Оценивая результат применения идеалистического подхода к объяснению ключевого периода российской истории доктор исторических наук, профессор В.В. Гаврищук пишет: «можно констатировать, что Г.И. Герасимовым, впервые в отечественной историографии с позиций разработанного им оригинального идеалистического подхода всесторонне показан исторический процесс развития русского общества, государства, экономической и научно-технической сферы, как результат идейного развития русского народа». Доктор исторических наук, профессор Б.В. Личман, считает, что «В целом применение идеалистической теории к историческому материалу, на примере российской истории середины XIX - начала XX в. правомерно, обоснованно, убедительно. Идеалистическая теория имеет право на признание. В монографии Г.И. Герасимова «Мировоззренческие основы истории России (середина XIX - начало XX в.)» впервые в исторической теории и практики применена концепция, объясняющая изменения в прошлом с позиций идеализма. Значимостью идеалистической теории является ее толерантность к историческим событиям и персонажам». Отмечая положительные моменты рецензенты отмечают и ряд недостатков. Так, Б.В. Личман отмечает: «Раздел методологии наименее разработанный и понятный... надо определиться с понятием истины в рамках разрабатываемого идеалистического подхода». В.В. Гаврищук считает, что «потребуется еще немало усилий, для того, чтобы подтвердить применимость теории ко всей истории России, только после этого можно будет с уверенностью говорить о создании новой теории исторического процесса. А пока - это лишь заявка, хотя и весьма, на наш взгляд, убедительная и продуктивная». Кандидат исторических наук Д.И. Исаев настроен наиболее критично к идеалистической теории: «Подход Г. Герасимова предстает явно антисциентистским проектом. Наука, по сути, не имеет здесь преимуществ в сравнении с другими формами познания действительности, поскольку все определяется мировоззрением исследователя». Но и он полагает, что «рассмотренная работа посвящена важным проблемам исторического, и шире, научного познания. Отличающаяся, хотя и спорными, но, по крайней мере, дискуссионными положениями, она займет определенное место в корпусе современных исследований по теории и методологии истории». В рамках идеалистического подхода Г.И. Герасимовым обоснованы главные теоретические и методологические положения музеологии как гуманитарной науки. С идеалистических позиций сформулированы ее основные понятия, определена методология. В качестве объекта музеологии рассматриваются идеи человека, создающего музейную реальность для достижения влияния на сознание других людей. В качестве предмета определена идея конкретного музея, реализованная в объективной реальности Музей в идеалистическом подходе - это результат деятельности человеческого сознания. Суть музеев разных стран и эпох составляют идеи, которые лежат в основе их создания. Цель музея - произвести определенные изменения в сознании и мироощущении другого человека - посетителя. Музейный предмет характеризуется как вещество природы, оформленное в соответствии с идейным содержанием сознания человека и имеющее ценность с точки зрения главных идей мировоззрения общества. В основе методологии музеологии, как гуманитарной науки - метод понимания, обеспечивающий постижение идей, лежащих в основе музея. Цели музея определяют его функции, важнейшей является коммуникативная, именно она реализует главную цель музея - передать идеи и ощущения от музейного сотрудника - посетителю. Способы достижения цели могут меняться с изменением взглядов в обществе, при этом меняются сами музеи и их функции. Главным фактором, определяющим роль и общественную значимость музеев, является интерес к ним человека, который проявляется в том случае, когда идеи, заложенные в их основание, соответствуют главным мировоззренческим идеям, господствующим в обществе, и помогают людям в решении их жизненно важных проблем.
: anatoli, waleriy... |
|