Публичная Библиотека
Универсальная библиотека, портал создателей электронных книг, авторов произведений и переводов

Иоганн Готфрид Гердер 86k

(Johann Gottfried Herder)

(25.08.1744 - 18.12.1803)

Большая советская энциклопедия: Гердер (Herder) Иоганн Готфрид (25.8.1744, Морунген, Восточная Пруссия, - 18.12.1803, Веймар), немецкий философ, писатель-просветитель. По окончании теологического факультета Кенигсбергского университета в 1764-1769 был пастором в Риге. В 1770-71 в Страсбурге сблизился с молодым И.В. Гете. С 1771 придворный проповедник в Бюккебурге, с 1776 - в Веймаре. Его сочинение «Идеи к философии истории человечества» (ч. 1-4, 1784-91, сокращенный рус. пер. 1829) проникнуто идеей своеобразия различных эпох человеческой истории, стремлением понять их как нечто органически вырастающее на определенной национальной почве и в специфическом переплетении природных условий и культурных традиций. Высшим принципом развития человечества Г. считал осуществление гуманности, т.е. разума и справедливости («Письма о поощрении гуманности», 1794-97). Видя в гуманности отличительный принцип человека, изначально присущий ему и характеризующий его природу, Г. рассматривает в связи с этим положение человека в органическом мире как «первого вольноотпущенника природы», имеющего двоякое происхождение - естественное и духовное; с точки зрения этих идей Г. рисует широкую картину развития человечества от древности (Китай, Индия и др. страны Древнего Востока) до 14 в.
В работах «О новейшей немецкой литературе. Фрагменты» (1766-68), «Критические леса» (1769) Г. рассматривает литературный процесс в зависимости от исторического и духовного развития каждого народа. В работах «Исследование о происхождении языка» (изд. 1772, рус. пер. 1909), «Шекспир» и «Отрывок из переписки об Оссиане и песнях древних народов» (опубликован в сборнике «О немецком характере и искусстве», 1773, изд. совместно с Гете) Г. создает теорию народной поэзии, ставшую литературным манифестом «Бури и натиска». В сборнике «Народные песни» (1778-79; 2 издание «Голоса народов в песнях», 1807) Г. включил народные песни всего мира, расположив их тематически, чтобы доказать равенство народов в их поэтическом самовыражении. В работе «О влиянии поэтического искусства на нравы народов в старые и новые времена» (1781) Г. выдвинул теорию гения, творчество которого всегда самобытно. Подготовив своим учением движение романтизма, Г. в 90-е гг. выступал, однако, против характерной для романтизма идеализации средневековья. В последние годы жизни Г. с позиций эмпиризма резко полемизировал с теорией познания и эстетикой И. Канта «критического периода» («Метакритика критики чистого разума», 1799; «Каллигона», ч. 1-3, 1800).
В России творчеством Г. увлекались в кружке Н.М. Карамзина; отчасти это объясняется тем, что Г. уделял значительное внимание изучению культуры славянских стран, в частности фольклора славянских народов.
Философско-исторические идеи Г. сыграли выдающуюся роль в становлении принципов историзма, оказав влияние на немецкий романтизм и философию истории Гегеля. Сенсуалистско-эмпирический характер антропологии Г. получил развитие у Л. Фейербаха.
.
. «иоганн готфрид гердер» на страницах библиотеки упоминается 3 раза: .
. .
. .
  • Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества. (Ideen zur Philosophie der Geschichte der Menschheit) [Djv-16.8M] [Djv- 8.1M] [Pdf-71.3M] Перевод и примечания А.В. Михайлова. Ответственный редактор А.В. Гулыга.
    (Москва: Издательство «Наука», 1977. - Серия «Памятники исторической мысли»)
    Скан, обработка, формат: glarus63, предоставил: mor, 2011
    • КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ:
      Идеи к философии истории человечества (6).
      ПРИЛОЖЕНИЯ
      Гердер и его «Идеи к философии истории человечества». А.В. Гулыга (612).
      Примечания. А.В. Михайлов (649).
      Указатель имен (Составил А.В. Михайлов) (679).
.
.