«И» «ИЛИ»  
© Публичная Библиотека
 -  - 
Универсальная библиотека, портал создателей электронных книг. Только для некоммерческого использования!
Гетманова Александра Денисовна (философ)

Александра Денисовна Гетманова 467k

-

(25.08.1923)

  ◄  СМЕНИТЬ  ►  |▼ О СТРАНИЦЕ ▼
▼ ОЦИФРОВЩИКИ ▼|  ◄  СМЕНИТЬ  ►  
Доктор философских наук, академик Международной академии информатики, профессор-консультант общеуниверситетской кафедры философии МГПУ.
Родилась Александра Гетманова в Ярославской области 25 августа 1923 г. С 1941 по 1943 год училась на физико-математическом факультете в Орехово-Зуевском Учительском институте. Александра Денисовна работала инспектором школ рабочей молодежи, преподавала физику в школе и работала в госпитале в качестве медицинской сестры. Александра Гетманова окончила гидрометеорологические курсы Главного управления Гидрометеорологической службы СССР для получения военной специальности инженера-синоптика высшей квалификации. По окончании курсов Александра Денисовна была направлена на секретную работу. Во время Великой Отечественной войны она составляла метеорологические прогнозы для осуществления боевых вылетов военных самолетов. Александра Денисовна участвовала в работах на трудовом фронте, награждена 6-ю медалями. После войны закончила МГПИ им. В.И. Ленина по специальности «Математика».
С 1957-1968 гг. Александра Гетманова работала в Заполярье в мурманском педагогическом институте, защитила кандидатскую, а затем и докторскую диссертацию по философскому направлению и в 1970 г. вернулась в МГПУ им. В.И. Ленина на должность доцента, затем профессора.
С 1999 г. имя и профессиональная деятельность Александры Денисовны связано с Московским городским. Она является автором научных статей, монографии и учебников по основам логики: «Занимательная логика для школьников», «Логические основы математики», «Логика для юристов», «Логика. Учебник для духовных учебных заведений, а также религиоведческих кафедр.
:
AbsurdMan, AlVaKo, joker2156...




  • Гетманова А.Д. Задачник по занимательной логике для школьников. [Djv-Fax-19.5M] Учебное издание. Автор: Александра Денисовна Гетманова. Научный редактор: А.И. Панченко. Художник: Е.В. Гальдяева.
    (Москва: МГПУ, 2006. - Правительство Москвы. Департамент образования города Москвы. Государственное образовательное учреждение Московский городской педагогический университет)
    Скан: AbsurdMan, OCR, обработка, формат Djv-Fax: joker2156, 2024
    • СОДЕРЖАНИЕ:
      Предисловие (5).
      Часть I. Задания, закрепляющие усвоение курса логики (7).
      Тема 1. Как мы познаем мир (8).
      1.1. Формы чувственного познания (8).
      1.2. Формы абстрактного мышления (11).
      Тема 2. Понятие (17).
      Тема 3. Суждение (43).
      Тема 4. Логические законы (52).
      4.1. Закон тождества (52).
      4.2. Закон непротиворечия (56).
      4.3. Закон исключенного третьего (61).
      4.4. Закон достаточного основания (64).
      Тема 5. Дедуктивное умозаключение (66).
      5.1. Простой категорический силлогизм (70).
      5.2. Энтимема (сокращенный категорический силлогизм) (78).
      5.3. Полисиллогизмы и сориты (80).
      5.4. Условные умозаключения (84).
      5.5. Разделительные умозаключения (89).
      5.6. Дилеммы (91).
      Тема 6. Индуктивные умозаключения (индукция) (101).
      Тема 7. Аналогия и ее виды (113).
      Тема 8. Искусство доказательства и опровержения (125).
      Тема 9. Логические ошибки (141).
      Часть II. Занимательные задачи (151).
      1. Упражнения на анализ, сравнение, нахождение лишнего, деление на группы (152).
      2. Задачи на лабиринты (157).
      3. Загадки (158).
      4. Кроссворды (165).
      5. Нахождение предметов в рисунках (181).
      6. Что неправильно? Стихотворения-небылицы (186).
      7. Выявление закономерностей логического построения (191).
      8. Ребусы. Шарады. Анаграммы, или Словесные игры (198).
      9. Нетрадиционные логические задачи (207).
      Ответы на задачи (219).
      Список литературы (223).
ИЗ ИЗДАНИЯ: Задачник состоит из двух частей: первая содержит задания, закрепляющие усвоение курса логики; вторая - занимательные задачи. Он является составной частью комплекта учебных пособий по логике для учащихся школы, а также для учителей и родителей. Однако задачник может использоваться и самостоятельно, так как в первой его части содержится необходимый теоретический материал.
  • Гетманова А.Д. Занимательная логика для школьников. Часть 1. [Djv-Fax-21.0M] Учебное издание. Автор: Александра Денисовна Гетманова. Научный редактор: А.И. Панченко. Художник: В.С. Пощастьев.
    (Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1998)
    Скан: AbsurdMan, OCR, обработка, формат Djv-Fax: joker2156, 2024
    • СОДЕРЖАНИЕ:
      От автора (3).
      Тема I. Предмет логики, или Как мы познаем мир (5).
      Формы чувственного познания (5).
      Формы абстрактного мышления (13).
      Тема II. Понятие (21).
      Признаки предмета (21).
      Слова-омонимы и слова-синонимы (26).
      Основные логические приемы формирования понятий (32).
      Содержание и объем понятия (48).
      Отношения между понятиями (круги Эйлера) (54).
      Определение понятий (68).
      Правила определения понятий. Ошибки, возможные в определении (73).
      Приемы, сходные с определением понятий (85).
      Деление понятий. Виды деления (92).
      Тема III. Суждение (103).
      Виды простых суждений (107).
      Классификация простых суждений по качеству и количеству (116).
      Объединенная классификация простых суждений по качеству и количеству (121).
      Сложное суждение и его виды (123).
      Тема IV. Законы (принципы) правильного мышления (129).
      Закон тождества (130).
      Закон непротиворечия (146).
      Закон исключенного третьего (158).
      Закон достаточного основания (166).
      Тема V. Умозаключение (171).
      Непосредственные умозаключения (174).
      Простой категорический силлогизм (180).
      Фигуры категорического силлогизма (182).
      Особые правила фигур (186).
      Сокращенный категорический силлогизм (энтимема) (195).
      Полисиллогизмы и сориты (197).
      Условные умозаключения (201).
      Условно-категорические умозаключения (204).
      Разделительные умозаключения (209).
      Дилеммы (211).
      Тема VI. Искусство доказательства и опровержения (221).
      Структура доказательства. Виды доказательства (222).
      Прямое и косвенное доказательство (226).
      Ответы на задания (234).
      Заключение (237).
ИЗ ИЗДАНИЯ: В книге представлены основные темы логики: «Понятие», «Суждение», «Умозаключение», «Законы правильного мышления» и др. Книга ярко иллюстрирована. Материал и методика апробированы автором в трех школах Москвы и Подмосковья. Множество логических задач, загадок, рисунков, кроссвордов помогает овладеть основами логики, развить логическое и образное (творческое) мышление учащихся, способствует их эстетическому воспитанию.
Предназначена учащимся, их родителям и учителям.
  • Гетманова А.Д. Занимательная логика для школьников. Часть 2. [Djv-Fax-12.8M] Учебное пособие. Учебное издание. Автор: Александра Денисовна Гетманова. Научный редактор: А.И. Панченко. Художник: Е.В. Гальдяева.
    (Москва: МГПУ, 2006. - Правительство Москвы. Департамент образования города Москвы. Государственное образовательное учреждение Московский городской педагогический университет)
    Скан: AbsurdMan, OCR, обработка, формат Djv-Fax: joker2156, 2024
    • СОДЕРЖАНИЕ:
      Тема I. Индуктивные умозаключения (5).
      Полная индукция (8).
      Неполная индукция и ее виды (16).
      Вопросы и задания (32).
      Тема II. Аналогия и ее виды (33).
      Аналогия свойств (33).
      Аналогия отношений (41).
      Виды аналогий по степени достоверности (42).
      Вопросы и задания (52).
      Тема III. Доказательство и опровержение (53).
      Доказательство (53).
      Прямое доказательство (55).
      Способы опровержения (60).
      Вопросы и задания (76).
      Тема IV. Логические ошибки (77).
      Ошибки относительно доказываемого тезиса (78).
      Ошибки в аргументах доказательства (89).
      Ошибки в форме доказательства (91).
      Вопросы и задания (101).
      Тема V. Софизмы и логические парадоксы (102).
      Софизмы (102).
      Понятие о логических парадоксах (105).
      Вопросы и задания (113).
      Тема VI. Гипотеза. Определение и виды гипотез (114).
      Гипотезы общие, частные единичные (115).
      Версии общие, частные, единичные (124).
      Вопросы и задания (128).
      Стихотворения о роли логики (130).
      Литература рекомендуемая учителям, родителям и учащимся (141).
ИЗ ИЗДАНИЯ: В пособии представлены основные темы логики: «Индивидуальные умозаключения», «Аналогия и ее виды», «Логические ошибки», «Гипотеза» и др. Книга ярко иллюстрирована. Материал и методика апробированы автором в трех школах Москвы и Подмосковья. Множество логических задач, загадок, рисунков, кроссвордов помогает овладеть основами логики, развить логическое и образное (творческое) мышление учащихся, способствует их эстетическому воспитанию. Пособие предназначено учащимся, их родителям и учителям.
  • Гетманова А.Д. Логика. [Djv-Fax- 2.7M] Учебник для студентов педагогических вузов. Автор: Александра Денисовна Гетманова. Художник: А.А. Якубенко.
    (Москва: Издательство «Высшая школа», 1986)
    Скан, OCR, обработка, формат Djv-Fax: AlVaKo, 2023
    • ОГЛАВЛЕНИЕ:
      Глава I. Предмет и значение логики (3).
      §1. Мышление как предмет изучения логики (4).
      §2. Понятие о логической форме и логическом законе. Истинность мысли и формальная правильность рассуждений (9).
      §3. Материалистическая диалектика - методологическая основа логики (11).
      §4. Теоретическое и практическое значение логики (15).
      §5. Логика и язык (16).
      Глава II. Понятие (25).
      §1. Понятие как форма мышления (25).
      §2. Содержание и объем понятия (28).
      §3. Виды понятий (29).
      §4. Отношения между понятиями (32).
      §5. Определение понятий (36).
      §6. Деление понятий. Классификация (48).
      §7. Ограничение и обобщение понятий (56).
      §8. Операции с классами (объемами понятий) (58).
      Глава III. Суждение (70).
      §1. Общая характеристика суждения (70).
      §2. Простое суждение (73).
      §3. Сложное суждение и его виды (80).
      §4. Выражение логических связок (логических постоянных) в естественном языке (84).
      §5. Отношения между суждениями по истинности (88).
      §6. Деление суждений по модальности (90).
      Глава IV. Основные законы (принципы) правильного мышления (97).
      §1. Понятие о логическом законе (97).
      §2. Законы логики и их материалистическое понимание (100).
      §3. Использование формально-логических законов в обучении (117).
      Глава V. Умозаключение (125).
      §1. Общее понятие об умозаключении (125).
      §2. Дедуктивные умозаключения (128).
      §3. Выводы из категорических суждений посредством их преобразования (131).
      §4. Категорический силлогизм (135).
      §5. Сокращенный категорический силлогизм (энтимема) (140).
      §6. Сложные и сложносокращенные силлогизмы (полисиллогизмы, сориты, эпихейрема) (141).
      §7. Условные умозаключения (146).
      §8. Разделительные умозаключения (151).
      §9. Условно-разделительные (лемматические) умозаключения (154).
      §10. Непрямые (косвенные) выводы (164).
      §11. Индуктивные умозаключения и их виды (165).
      §12. Виды неполной индукции (167).
      §13. Индуктивные методы установления причинных связей (173).
      §14. Дедукция и индукция в учебном процессе (176).
      §15. Умозаключение по аналогии и его виды. Использование аналогий в процессе обучения (183).
      Глава VI. Логические основы теории аргументации (198).
      §1. Понятие доказательства (198).
      §2. Прямое и непрямое (косвенное) доказательство (203).
      §3. Понятие опровержения (206).
      §4. Правила доказательного рассуждения. Логические ошибки, встречающиеся в доказательстве и опровержении (208).
      §5. Понятие о софизмах и логических парадоксах (214).
      §6. Доказательство и дискуссия (218).
      Глава VII. Гипотеза (223).
      §1. Гипотеза как форма развития знаний (223).
      §2. Построение гипотезы и этапы ее развития (226).
      §3. Способы подтверждения гипотез (229).
      §4. Опровержение гипотез (231).
      §5. Примеры гипотез, применяющихся на уроках в школе (233).
      Глава VIII. Роль логики в процессе обучения (238).
      §1. Логическая структура вопроса (238).
      §2. К.Д. Ушинский и В.А. Сухомлинский о роли логики в процессе обучения в начальной школе (247).
      §3. Развитие логического мышления младших школьников (251).
      §4. Развитие логического мышления учащихся в средних и старших классах на уроках литературы, математики, истории и других предметов (255).
      Приложение. Особенности построения ряда неклассических логик (264).
      §1. Многозначные логики (264).
      §2. Конструктивные логики (277).
      §3. Законы исключенного третьего и непротиворечия в неклассических логиках (многозначных, конструктивных, интуиционистской) (281).
      Литература (286).
ИЗ ИЗДАНИЯ: Учебник написан в соответствии с программой логики для педагогических вузов. В нем рассматриваются следующие темы: предмет логики и ее значение, понятие, суждение, законы логики, умозаключение, доказательство и опровержение, гипотеза, методологическое значение логики в процессе обучения.