|
(Thomas Hobbes)
(05.04.1588 - 04.12.1679)
Большая советская энциклопедия: Гоббс (Hobbes) Томас (5.4.1588, Малмсбери, - 4.12.1679, Хардуик), английский философ-материалист. Родился в семье приходского священника. Окончив Оксфордский университет (1608), поступил гувернером в аристократическую семью У. Кавендиша (впоследствии герцога Девонширского), с которой был связан до конца жизни. На формирование воззрений Г. значительное влияние оказали Ф. Бэкон, а также Г. Галилей, П. Гассенди, Р. Декарт. Основные сочинения: философская трилогия «Основы философии» - «О теле» (1655), «О человеке» (1658), «О гражданине» (1642); «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского» (1651, рус. пер. 1936). Продолжая линию Бэкона, Г. «...уничтожил теистические предрассудки бэконовского материализма...» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 издание, т. 2, с. 144). В полемике с Декартом он отверг существование особой мыслящей субстанции, доказывая, что мыслящая вещь есть нечто материальное. Г. создал первую законченную систему механистического материализма, соответствовавшего характеру и требованиям естествознания того времени. Геометрия и механика для Г. - идеальные образцы научного мышления вообще. Природа представляется Г. совокупностью протяженных тел, различающихся между собой величиной, фигурой, положением и движением. Движение понимается как механистическое - как перемещение. Чувственные качества рассматриваются Г. не как свойства самих вещей, а как формы их восприятия. Г. разграничивал протяженность, реально присущую телам, и пространство как образ, создаваемый разумом («фантазма»); объективно-реальное движение тел и время как субъективный образ движения. Г. различал два метода познания: логическую дедукцию рационалистической «механики» и индукцию эмпирической «физики». Государство Г. рассматривает как результат договора между людьми, положившего конец естественному догосударственному состоянию «войны всех против всех». Он придерживался принципа изначального равенства людей. Отдельные граждане добровольно ограничили свои права и свободу в пользу государства, задача которого - обеспечение мира и безопасности. Г. превозносит роль государства, которое он признает абсолютным сувереном. В вопросе о формах государства симпатии Г. были на стороне монархии. Отстаивая необходимость подчинения церкви государству, он считал необходимым сохранение религии как идеологического орудия государственной власти для обуздания народа. Этика Г. исходит из неизменной чувственной «природы человека». Основой нравственности Г. считал «естественный закон» - стремление к самосохранению и удовлетворению потребностей. Добродетели обусловлены разумным пониманием того, что способствует и что препятствует достижению блага. Моральный долг по своему содержанию совпадает с гражданскими обязанностями, вытекающими из общественного договора. Учение Г. оказало большое влияние на последующее развитие философской и социальной мысли.
: ... |
|