|
-
(23.11.1906 - 1988)
...родился 23 ноября 1906 года в Санкт-Петербурге, в семье юрисконсульта. Мать - врач. В семье также воспитывались старший брат и две младшие сестры. После окончания средней школы поступил в 1924 г. в Ленинградский политехникум, который оставил на III курсе, в связи с поступлением в 1926 г. в Ленинградский машиностроительный институт (в последствии Ленинградский политехнический институт) на механический факультет. На факультете в то время преподавали выдающиеся ученые: академики А.Ф. Иоффе, Н.Н. Павловский, М.В. Кирпичев, будущий академик Д.В. Скобельцин. Деканом факультета был член корреспондент Академии Наук А.А. Радциг. В те годы обучение всех студентов факультета велось по единому учебному плану и только на последнем курсе выбиралась кафедра для получения более узкой специализации. В 1930 г. кафедра «Подъемно-транспортные машины» преобразуется из общетехнической в выпускающую и Михаил Михайлович записывается на одноименную специальность для прохождения преддипломной практики и выполнения дипломного проекта. В феврале 1931 года состоялся первый выпуск инженеров кафедры, среди которых был и М.М. Гохберг. После окончания института М.М. Гохберг был направлен на работу в крановое бюро завода «Уралмаш» в г. Свердловск. В это время в краностроении появились первые сварные конструкции и Михаил Михайлович был направлен на курсы инженеров-сварщиков. После окончания курсов он возглавил специальное автогенное бюро, курирующее проектирование и изготовление сварных крановых металлических конструкций. Параллельно с работой на заводе в течение двух лет вел педагогическую работу в Уральском индустриальном институте на кафедре «Сопротивление материалов» и руководил дипломным проектированием. В этот период опубликовал в периодической печати несколько своих заводских работ. В феврале 1939 г. поступил в аспирантуру на кафедру подъемно-транспортных машин Ленинградского политехнического института, где под руководством проф. Н.П. Виноградова специализировался в области прочности металлических конструкций грузоподъемных машин. Одной из малоизученных проблем в те годы была потеря устойчивости плоской формы изгиба тонкостенных балок. М.М. Гохберг провел экспериментально-теоретическое исследование этой проблемы и получил инженерное решение на базе теории С.П. Тимошенко. В 1941 г. М.М. Гохберг участвовал в оборонительных работах по защите г. Ленинграда, а в декабре месяце защитил кандидатскую диссертацию на тему «Методика расчета крановых мостов американского типа». Был оставлен при институте для продолжения научно-исследовательской и преподавательской работы. Весной 1942 г. вместе с институтом эвакуирован в г. Пятигорск, откуда в августе ушел пешком вместе с семьей, в связи с наступлением немцев, в Закавказье. В августе 1942 г. был призван в ряды вооруженных сил и направлен инженером-конструктором на завод №316 НКБ в г. Тбилиси. С марта 1943 г. по август 1945 г. работал инженером в «Заготзерно», в окружном военно-строительном управлении Закавказского фронта. В 1945 г. по ходатайству ЛПИ был возвращен в Ленинград, где приступил к работе на кафедре ПТМ ассистентом. В 1946 г. переведен на должность доцента и в этом же году утвержден в ученом звании доцента. Основные научные интересы и преподавательская деятельность связаны с прочностью сварных конструкций различного назначения. Результаты работы нашли отражение в учебнике «Металлические конструкции подъемно-транспортных машин», изданном в 1949 г. и переведенном в последствии на китайский и румынский языки. В 1953 г. М.М. Гохберг первый в стране начал развивать новое научное направление - исследование усталостной прочности металлических конструкций грузоподъемных машин. Для проведения исследований требовались испытательные машины. К работе над проектом и изготовлением пульсаторной машины инерционного действия он привлек недавно мобилизованного из армии майора В.П. Семенова, будущего профессора кафедры. Им удалось за два года изготовить и запустить пульсатор. Машина была сделано настолько хорошо, что проработала без перерыва более 30 лет в две, а иногда и в четыре смены. Исследования сопротивления усталости сварных конструкций проводились по заказам Ленинградского завода ПТО им. С.М. Кирова, заводов «Уралмаш» (г. Свердловск), «Сибтяжмаш» (г. Красноярск) и «Ждановтяжмаш» (г. Жданов) и др. Они были направлены на накопление экспериментальных результатов и создание инженерных методов расчета. В результате многолетних исследований были составлены таблицы эффективных коэффициентов концентрации для типовых элементов металлических конструкций и разработан метод расчета таких элементов на сопротивление усталости по эквивалентным нагрузкам. В развитие этой тематики М.М. Гохберг получил ряд аналитических решений, описывающих динамические воздействия на металлические конструкции при работе крановых механизмов. Результаты работы по исследованию динамики и усталости металлоконструкций кранов были обобщены в докторской диссертации, защищенной им в 1956 г. Основные результаты этих работ опубликованы в изданной в 1959 г. монографии «Металлические конструкции кранов. Расчет с учетом явлений усталости», переведенной на китайский язык, и в «РТМ. Краны грузоподъемные. Выносливость стальных конструкций. Метод расчета» (1970 г.). Параллельно с исследованием усталостной прочности под его руководством проводились работы по изучению напряженно-деформированного состояния металлических конструкций кранов. В частности, была выполнена серия экспериментально-теоретических работ по исследованию местного напряженного состояния в ездовых балках различных конструкций, в галтельных переходах тонкостенных балок, а также в элементах порталов. Разрабатывались методы оптимизации металлических конструкций мостовых и стреловых кранов по критерию минимальной массы. Под руководством М.М. Гохберга была создана признанная в нашей стране и за рубежом научная школа в области усталостной прочности и трещиностойкости металлических конструкций подъемно-транспортных машин. Его учениками написано и защищено 20 кандидатских и 3 докторских диссертации. Книги М.М. Гохберга стали основной литературой не только для студентов, обучающихся по специальности ПТМ, но и для отечественных конструкторов, создающих грузоподъемные машины. За многолетний труд он награжден медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне», «За оборону Ленинграда», «За победу над Германией», почетными грамотами Минвуза. Михаил Михайлович был разносторонне одаренным человеком. Он прекрасно играл на рояле. Творческую работоспособность сохранял до конца жизни. В газете «Политехник» публиковались его воспоминания о Политехническом институте 30-х - 50-х годов, о В.И. Ленине и В.В. Маяковском.
: Ильгиз Каримов... |
|