«И» «ИЛИ»  
© Публичная Библиотека
 -  - 
Универсальная библиотека, портал создателей электронных книг. Только для некоммерческого использования!
Грановский Тимофей Николаевич

Тимофей Николаевич Грановский 316k

-

(21.03.1813 - 16.10.1855)

Большая советская энциклопедия: Грановский Тимофей Николаевич [9(21).3.1813, Орел, - 4(16).10.1855, Москва], русский историк и общественный деятель, представитель левого крыла буржуазно-либерального направления. Из дворян. Окончил юридический факультет Петербургского университета (1835). Профессор всеобщей истории Московского университета (1839-55). Русская действительность, увлечение свободолюбивым творчеством Пушкина, Шиллера влияли на формирование антикрепостнических настроений Г. С 1837 до 1839 Г. занимался в Берлинском университете у Л. Ранке, Ф.К. Савиныи, К. Риттера и др., изучал философию Гегеля. В 1839 читал в Московском университете первый в России курс истории западноевропейского средневековья, заложив основы его научной разработки. Принадлежал к кругу западников, активно выступал против реакционной идеологии, полемизировал со славянофилами, подчеркивая общность исторического развития России и Западной Европы. Стремился науку связать с жизнью, поставить ее на службу общественным интересам. Показывая в лекциях закономерность и прогрессивность исторического процесса, подводил слушателей к выводу о преходящем характере крепостнических порядков, об их исторической обреченности. Прогресс понимал идеалистически, выражение его видел прежде всего в развитии идей, в распространении просвещения, в «нравственном совершенствовании людей». Уже в первых курсах, пользуясь материалами истории прошлого, Г. выступил с кафедры университета против насилия над крепостным крестьянством, против деспотизма. Принимая диалектику Гегеля, в то же время отвергал некоторые реакционные черты его философской системы; выступал против национализма, расизма: вопреки Гегелю, подчеркивал историческую роль славянства, необходимость изучения жизни народов Востока. Демократические тенденции в творчестве Г., «пропаганда историей» послужили основой для сближения его с А.И. Герценом и Н.П. Огаревым, хотя Г. не достиг уровня их материалистических и революционных идей. В 1843-44 Г. читал свой первый публичный курс, который Герцен оценил как крупное общественное событие, второй курс - в 1845-46, третий - в 1851 (опубликован в 1852).
Г. как историк-просветитель покорял аудиторию не только ораторским талантом и глубокой разработкой исторических проблем, но и идейной направленностью лекций. Он подчеркивал необходимость разработки истории народа, одного «из самых живых вопросов современной науки», С нищетой и «пауперизмом», с обезземеливанием крестьян, с восстаниями рабов и колонов Г. связывал кризис поздней Римской империи. Яркие картины феодального быта, рассказы о тяжелой судьбе рабов или французских виланов наталкивали слушателей на сопоставление с русской крепостнической деревней. Проявляя интерес к истории средневекового города, Г. подчеркивал его внутренние социальные противоречия. С особым интересом изучал т.н. переходные эпохи. В лекциях 1845 отмечал неизбежность таких исторических периодов, когда противоречие «может быть уничтожено только насилием». В то же время опасался решительных революционных действий народа и, полемизируя с Белинским, отдавал предпочтение не якобинцам, а жирондистам, т.е. не революционерам, а силам, тормозившим революцию. Эта же противоречивость сказывалась в оценке роли государства в развитии общества, в идеализации отдельных государственных деятелей, в попытках увидеть в рыцарстве и церкви силы, способные смягчить антагонизм между феодалами и крестьянами. В то же время Г. внимательно изучал конституционные формы правления, выступал против монархического деспотизма, обличал католическую церковь, душившую просвещение и науку. В конце 40-х гг. переживал творческий подъем. Возросла полемичность его лекций, усилилось внимание к проблемам социальной и экономической истории, к народу, как создателю богатств «для немногих», борцу против национального порабощения. Г. возмущался расправой реакции с французскими пролетариями в 1848. С особой силой в пору реакции конце 40-х гг. звучали слова Г. в защиту крепостного крестьянства, против принижения человеческой личности, против гонения на свободную мысль. «...Встречая Грановского на кафедре, - писал Герцен, - становилось легче на душе. «Не все еще погибло, если он продолжает свою речь», - думал каждый и свободнее дышал» (Собр. соч., т.9, 1956, с.122).
Г. стремился самостоятельно решить ряд теоретических проблем. В речи 1852 «О современном состоянии и значении Всеобщей истории» Г. искал новые основы для своей методологии истории, оставаясь, однако, идеалистом; критиковал Гегеля за его «произвольное построение Всеобщей истории», поставил вопрос о влиянии естественных условий на жизнь общества. В работе «О родовом быте у древних германцев» (1855), сохраняющей научное значение и поныне, Г. полемизировал с немецкой шовинистической историографией: анализируя древнегерманскую общину, подчеркивал общность развития различных племен. Работы Г. были высоко оценены Чернышевским и Герценом. Чернышевский видел в Г. оригинального исследователя, прокладывавшего новые пути в науке, «просветителя своей нации». Герцен, создавший яркий образ Г. в «Былом и думах», отмечал, что кафедра Г. в свое время выросла «в трибуну общественного протеста». Г. оказал большое влияние на развитие русской исторической науки.
.
тимофей николаевич грановский на страницах библиотеки упоминается 3 раза:
* «Мыслители прошлого»
* «Памятники исторической мысли» (серия)
* Грановский Тимофей Николаевич
  • Грановский Т.Н. Лекции Т.Н. Грановского по истории позднего средневековья (записи слушателей с авторской правкой). [Djv- 5.5M] Предисловие, подготовка текста С.А. Асиновской. Примечания С.А. Асиновской и Л.А. Никитиной. Ответственный редактор академик С.Д. Сказкин.
    (Москва: Издательство «Наука», 1971. - Академия наук СССР. Институт всеобщей истории)
    Скан, OCR, обработка, формат Djv: mor, 2013
    • СОДЕРЖАНИЕ:
      Предисловие (3).
      Лекции 1849/50 г. (25).
      Примечания (310).
Из предисловия: В настоящем издании публикуется курс лекций Тимофея Николаевича Грановского по истории Западной Европы XV-XVI вв. (период, рассматривавшийся в то время как «новая история»), прочитанный им в 1849/50 учебном году студентам третьего курса историко-филологического и второго курса юридического факультетов х. Публикация продолжает начатое нами в 1961 г. издание лекций Т.Н. Грановского по истории более ранних периодов средневековья (V-XIV вв.), в основе которого лежал автограф первого курса Грановского и студенческая запись лекций 1848/49 учебного года...
.
  • Грановский Т.Н. Лекции по истории средневековья. [Djv-12.1M] Составитель С.А. Асиновская. Статьи С.С. Дмитриева, Е.В. Гутновой, С.А. Асиновской. Примечания С.А. Асиновской, Л.А. Никитиной, Т.Д. Сергеевой. Ответственные редакторы Е.В. Гутнова, С.С. Дмитриев.
    (Москва: Издательство «Наука», 1987. - Академия наук СССР. Серия «Памятники исторической мысли»)
    Скан: AbsurdMan, OCR, обработка, формат Djv: mor, 2012
    • СОДЕРЖАНИЕ:
      Лекции 1849/50 г. (5).
      ДОПОЛНЕНИЯ
      Лекции 1848/49 г. (239).
      Неопубликованные лекции (273).
      О переходных эпохах в истории человечества (315).
      ПРИЛОЖЕНИЯ
      С.С. Дмитриев. Грановский и русская общественность (317).
      Е.В. Гутнова, С.А. Асиновская. Грановский как историк (336).
      С.А. Асиновская. Археографический обзор (363).
      Примечания (С.А. Асиновская, Л.А. Никитина, Т.Д. Сергеева) (372).
      Список сокращений (410).
      Указатель имен (Т.Д. Сергеева) (411).
.
.