«И» «ИЛИ»  
© Публичная Библиотека
 -  - 
Универсальная библиотека, портал создателей электронных книг. Только для некоммерческого использования!
Грибоедов Александр Сергеевич

Александр Сергеевич Грибоедов 406k

-

(15.01.1795 - 11.02.1829)

  ◄  СМЕНИТЬ  ►  |▼ О СТРАНИЦЕ ▼
▼ ОЦИФРОВЩИКИ ▼|  ◄  СМЕНИТЬ  ►  
Большая советская энциклопедия: Грибоедов Александр Сергеевич [4(15).1.1795, Москва, - 30.1(11.2).1829, Тегеран], русский писатель и дипломат. Родился в старинной дворянской семье. Получил разностороннее образование. Занимался музыкой (известны два вальса Г.). В 1806 поступил в Московский университет, в 1810 окончил словесный и юридический факультеты, затем учился на физико-математическом факультете. В 1812 поступил добровольцем в армию, но в военных действиях не участвовал. В 1817 зачислен в Коллегию иностранных дел. В Петербурге познакомился с А.С. Пушкиным, В.К. Кюхельбекером, П.Я. Чаадаевым. Ранние литературные опыты Г. - комедии «Молодые супруги» (1815), «Своя семья» (1817, в соавторстве с А.А. Шаховским и Н.И. Хмельницким). В комедии «Студент» (1817, совместно с П.А. Катениным) уже виден будущий реалист-сатирик. В 1818 назначен секретарем русской миссии в Тегеране. С 1822 был в Тбилиси секретарем по дипломатической части при командующем русскими войсками на Кавказе А.П. Ермолове. Здесь Г. начал писать комедию «Горе от ума», замысел которой возник, по-видимому, еще в 1816. Завершена работа над пьесой в Петербурге (1824), где Г. попал в атмосферу созревавшего заговора декабристов. Близкими друзьями Г. были К.Ф. Рылеев, А.А. Бестужев, Кюхельбекер, А.И. Одоевский. Как и декабристы, Г. ненавидел самодержавно-крепостнический строй, но скептически относился к возможности успеха чисто военного заговора.
«Горе от ума» - главное произведение Г. В нем отразилась целая историческая эпоха. Отечественная война 1812 и вызванный ею национально-патриотический подъем обострили и усилили антикрепостнические настроения в народных массах и среди передовой части дворянского общества. Неслучайно Г., по-видимому вскоре после окончания комедии, задумал народную трагедию «1812 год» (отрывки опубликованы в 1859), героем которой должен был стать крепостной крестьянин - ополченец, избравший после окончания войны смерть вместо рабства.
Замысел «Горя от ума», содержание комедии связаны с идеями декабристов. Драматический конфликт комедии был выражением борьбы двух общественных лагерей: феодально-крепостнической реакции и передовой молодежи, из среды которой вышли декабристы. В комедии дана также, говоря словами Пушкина, «...резкая картина нравов» барской Москвы (см. Полн. собр. соч., т. 10, 1958, с. 121). «Век минувший» фамусовых враждебен культуре, просвещению, социальному и духовному прогрессу. В образе Скалозуба воплощены черты аракчеевской реакции: именно скалозубы расстреливали потом декабристов на Сенатской площади Петербурга. Молчалин стал нарицательным обозначением лакейского угодничества и лицемерия, символом морального рабства.
Крепостническому дворянству, как и поверхностному дворянскому либерализму (образ Репетилова), противопоставлен Чацкий, которого А.И. Герцен назвал декабристом. В его образе Г. отразил революционный патриотизм декабристов, протест против деспотизма, борьбу за национальную самобытность русской культуры против рабского преклонения перед иностранным. Царская цензура не разрешила печатание комедии; в 1825 были опубликованы лишь отрывки из нее в альманахе «Русская Талия»; первое издание, урезанное цензурой, появилось в 1833 (полный текст опубликован в 1862). Комедия стала расходиться в списках. Декабристы распространяли ее в целях пропаганды своих идей. В глазах последующих поколений Чацкий стал символом протеста против всего отжившего и реакционного, борьбы за новое, передовое.
Появление комедии «Горе от ума» предвещало близкую победу реализма в русской литературе. Жизнь, человеческие характеры Г. раскрыл конкретно-исторически. Сила грибоедовского реализма сказалась в изображении людей и нравов в зависимости от общественной среды, в умении запечатлеть существенные стороны действительности, создавать типические характеры, обобщать социальные явления в живых индивидуализированных образах. Мастер драматургической композиции, Г. с нарастающим напряжением ведет действие комедии, переплетая драму любви Чацкого с его общественной драмой. Г. выступает как новатор, заменяя обычное классицистское пятиактное членение пьесы четырехактным и взамен канонического александрийского стиха применяя свободный и живой, разностопный ямбический стих, восходящий к стиху басен И.А. Крылова. «О стихах я не говорю: половина - должна войти в пословицу», - отметил Пушкин (там же, с. 122). Наряду с Крыловым и Пушкиным Г. создавал русский литературный язык.
Поставленная впервые в Москве в 1831 комедия Г. вплоть до нашего времени была реалистической школой для многих поколений русских актеров.
Возвратившись в 1825 на Кавказ, Г. получил известие о разгроме восстания 14 декабря. В январе 1826 в крепости Грозный Г. был арестован и находился в Петербурге под следствием по делу декабристов до 2 июня 1826. Доказать его участие в заговоре не удалось, но за Г. был установлен секретный полицейский надзор. Возвратившись в сентябре 1826 в Тбилиси, Г. продолжал дипломатическую деятельность; с 1827 ему поручено ведать сношениями с Турцией и Ираном. По окончании русско-иранской войны 1826-28 участвовал в выработке выгодного для России Туркманчайского мирного договора, текст которого доставил в марте 1828 в Петербург. Г. привез план и отрывки начатой им романтической трагедии «Грузинская ночь» (опубликована 1859), в которой в духе декабристских идей обличал феодально-крепостнический строй.
Направленный в апреле 1828 полномочным министром-резидентом (послом) в Иран, Г. отнесся к этому назначению как к политической ссылке. По пути в Иран Г. снова провел несколько месяцев в Грузии; в Тбилиси женился на Нине Чавчавадзе, дочери своего друга, грузинского поэта А. Чавчавадзе. В качестве посла Г. проводил твердую политику. «...Уважение к России и к ее требованиям, вот мне что нужно», - говорил он (Соч., 1945, с. 550). Опасаясь усиления русского влияния в Иране, агенты английской дипломатии и реакционные тегеранские круги, недовольные миром с Россией, натравили фанатически настроенную толпу на русскую миссию. Во время разгрома миссии Г. был убит. Похоронен в Тбилиси на горе Давида.
:
...




  • Грибоедов А.С. Горе от ума: Комедия в четырех действиях в стихах. [Pdf- 6.9M] Для средней школы. Автор: Александр Сергеевич Грибоедов. Рисунки Т. Шишмаревой.
    (Ленинград: Издательство «Детская литература», 1969. - Серия «Школьная библиотека»)
    Скан, OCR, обработка, формат Pdf: Евгений Попов, 2014
    • СОДЕРЖАНИЕ:
      Действие I (3).
      Действие II (26).
      Действие III (53).
      Действие IV (92).
      ПРИЛОЖЕНИЯ:
      1. Из письма А.С. Грибоедова к С.Н. Бегичеву (117).
      2. Из письма А.С. Грибоедова к П.А. Катенину (118).
      3. И.А. Гончаров. «Мильон терзаний» (критический этюд) (119).
      Вл. Орлов. А.С. Грибоедов и его комедия (150).
ИЗ ИЗДАНИЯ: ...
  • Грибоедов А.С. Полное собрание сочинений в трех томах. Том 01. [Djv- 6.5M] Автор: Александр Сергеевич Грибоедов. Подготовка текста и комментарии А.Л. Гришунина.
    (Санкт-Петербург: Издательство «Нотабене», 1995. - Российская Академия наук. Институт русской литературы (Пушкинский Дом))
    Скан, OCR, обработка, формат Djv: mor, 2013
    • СОДЕРЖАНИЕ:
      От редакции (7).
      Горе от ума. Комедия в четырех действиях, в стихах (9).
      Другие редакции и варианты (123).
      Музейный автограф (Ранняя редакция) (125).
      Варианты (240).
      Отрывки первоначальной редакции (240).
      Бехтеевский список (247).
      Жандровский список (248).
      Отрывок «посредствующей редакции» (253).
      «Русская Талия на 1825 год» (254).
      Комментарии (257).
ИЗ ИЗДАНИЯ: Настоящее Полное собрание сочинений А.С. Грибоедова, выпускаемое Институтом русской литературы (Пушкинский Дом) Российской Академии наук, является вторым изданием сочинений писателя, включающим все известные его художественные произведения и письма, подготовленным на основе критического изучения всех выявленных печатных и рукописных источников текста. Первым научным изданием сочинений А.С. Грибоедова, по сию пору не потерявшим своего значения, было Полное собрание сочинений в трех томах, вышедшее в 1911-1917 годах под редакцией и с примечаниями Н.К. Пиксанова (издание Разряда изящной словесности Императорской Академии наук, «Академическая библиотека русских писателей», выпуски 7-9)...
Издание состоит из трех томов.
В первом томе печатается комедия «Горе от ума» в окончательной и ранней редакциях.
Во втором томе сосредоточены остальные художественные произведения писателя: комедии и трагедийные замыслы, стихотворения, статьи, а также путевые заметки.
В третьем томе помещаются письма и деловые бумаги Грибоедова...
  • Грибоедов А.С. Полное собрание сочинений в трех томах. Том 02. [Djv- 8.8M] Автор: Александр Сергеевич Грибоедов. Подготовка текста и комментарии А.В. Архипова, В.Э. Вацуро, Е.А. Вильк, Р.Ю. Данилевский, П.Р. Заборов, Д.М. Климова, В.В. Колесов, Л.А. Степанов, М.В. Строганов, Н.А. Тархова, Ю.П. Фесенко, С.А. Фомичев.
    (Санкт-Петербург: Издательство «Нотабене», 1999. - Российская Академия наук. Институт русской литературы (Пушкинский Дом))
    Скан: AAW, OCR, обработка, формат Djv: mor, 2013
    • СОДЕРЖАНИЕ:
      ДРАМАТИЧЕСКИЕ СОЧИНЕНИЯ
      Молодые супруги. Комедия в одном действии, в стихах (9).
      Студент. Комедия в трех действиях (45).
      Отрывок из комедии ‹«Своя семья, или Замужняя невеста»› (102).
      Притворная неверность. Комедия в одном действии, в стихах (113).
      Проба интермедии. Интермедия в одном действии (151).
      Юность Вещего (157).
      Кто брат, кто сестра, или Обман за обманом. Новая операводевиль в одном действии (158).
      ‹Серчак и Итляр›. ‹Отрывок трагедии› (193).
      Родамист и Зенобия (195).
      ‹1812 год›. ‹План драмы› (201).
      Грузинская ночь (205).
      СТИХОТВОРЕНИЯ
      От Аполлона (213).
      Лубочный театр (213).
      Кальянчи (отрывок из поэмы) (216).
      Восток (218).
      «Там, где вьется Алазань...» (220).
      «Крылами порхая, стрелами звеня...» (220).
      Романс (221).
      Давид (221).
      ‹Эпиграммы› (223).
      Надпись к портретам сочинителя Михайлы Дмитриева и переводчика Писарева (223).
      «Шалите рифмами, нанизывайте стопы...» (223).
      «Как расположаются журнальные побранки...» (223).
      Телешовой (224).
      Отрывок из Гете (225).
      Хищники на Чегеме (230).
      ‹Освобожденный› (233).
      А. О‹доевскому› (234).
      Прости, Отечество! (234).
      Домовой (236).
      Душа (236).
      Стихотворения, приписываемые Грибоедову
      Ода на поединки (237).
      Важное приобретение (240).
      «По духу времени и вкусу...» (240).
      «Вы, коих беглый ум влечет...» (240).
      СТАТЬИ
      Письмо из Бреста Литовского к издателю ‹«Вестника Европы»› (243).
      О кавалерийских резервах (249).
      О разборе вольного перевода бюргеровой баллады «Ленора» (253).
      ‹Предисловие к вольному переводу А.А. Жандром «Семелы» Шиллера› (263).
      Письмо к издателю ‹«Сына Отечества»› из Тифлиса от 21 января ‹1819 года› (263).
      Частные случаи петербургского наводнения (267).
      ‹Примечания к «Необыкновенным похождениям и путешествиям русского крестьянина Дементия Ивановича Цикулина в Азии, Египте, Восточной Индии с 1808 по 1821 год, им самим описанным»› (271).
      Загородная поездка (Отрывок из письма южного жителя) (275).
      ‹3амечания на Русскую грамматику Н.И. Греча› (278).
      ‹3аметка по поводу комедии «Горе от ума»› (281).
      Характер моего дяди (281).
      Статьи, приписываемые Грибоедову
      Письмо к издателю ‹«Сына Отечества»› 283 (558).
      Письмо к издателям ‹«Северного наблюдателя»› (283).
      ПУТЕВЫЕ ЗАМЕТКИ
      ‹Моздок - Тифлио (287).
      ‹Путевые письма к С.М. Бегичеву› (290).
      ‹Тебриз - Тегеран› (308).
      ‹Тегеран - Султанийе› (311).
      Рассказ Вагина (313).
      ‹Миане - Тебриз - Гергеры› (314).
      Ананурский карантин (319).
      ‹Тифлис - Тебриз› (319).
      ‹Отдельные заметки› (321).
      Крым (322).
      ‹Отдельные заметки› (335).
      ‹Эриванский поход› (336).
      Варианты (343).
      Комментарии (379).
      Условные сокращения (611).
      К иллюстрациям (615).
ИЗ ИЗДАНИЯ: Настоящее Полное собрание сочинений А.С. Грибоедова, выпускаемое Институтом русской литературы (Пушкинский Дом) Российской Академии наук, является вторым изданием сочинений писателя, включающим все известные его художественные произведения и письма, подготовленным на основе критического изучения всех выявленных печатных и рукописных источников текста. Первым научным изданием сочинений А.С. Грибоедова, по сию пору не потерявшим своего значения, было Полное собрание сочинений в трех томах, вышедшее в 1911-1917 годах под редакцией и с примечаниями Н.К. Пиксанова (издание Разряда изящной словесности Императорской Академии наук, «Академическая библиотека русских писателей», выпуски 7-9)...
Издание состоит из трех томов.
В первом томе печатается комедия «Горе от ума» в окончательной и ранней редакциях.
Во втором томе сосредоточены остальные художественные произведения писателя: комедии и трагедийные замыслы, стихотворения, статьи, а также путевые заметки.
В третьем томе помещаются письма и деловые бумаги Грибоедова...
  • Грибоедов А.С. Полное собрание сочинений в трех томах. Том 03. [Djv-10.9M] Автор: Александр Сергеевич Грибоедов. Подготовка текста и комментарии: О.Ф. Акимушкин, Н.Л. Дмитриева, А.К. Михайлова, Н.Е. Мясоедова, Н.А. Тархова, С.А. Фомичев, Е.В. Цымбал.
    (Санкт-Петербург: Издательство «Дмитрий Буланин», 2006. - Российская Академия наук. Институт русской литературы (Пушкинский Дом))
    Скан, OCR, обработка, формат Djv: mor, 2013
    • КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ:
      Письма (9).
      Официальные предписания и отношения (189).
      Служебные записки (307).
      Личные документы (347).
      Заметки при чтении книг (365).
      ПРИЛОЖЕНИЕ
      Туркманчайский мирный договор между Россией и Ираном. 10 февраля 1828. Туркманчай (379).
      КОММЕНТАРИИ
      От редакции (389).
      Список сокращений (595).
      Словарь терминов, географических названий, иноязычных и устаревших слов и понятий (598).
      Список иллюстраций (617).
      Указатель имен (618).
ИЗ ИЗДАНИЯ: Настоящее издание выпущено при финансовой поддержке профессора Витольда Кошны и доктора Герберта Лембке Третий том завершает наиболее полное академическое собрание сочинений А.С. Грибоедова, подготовленное в Институте русской литературы (Пушкинский Дом) РАН. Первые два тома вышли в издательстве «Нотабене». Настоящий том содержит эпистолярное наследие писателя (включая личную и дипломатическую переписку), служебные записки, относящиеся к официальной политике России, а также личные документы. Научный аппарат издания существенно пополнен малоизвестными материалами.