«И» «ИЛИ»  
© Публичная Библиотека
 -  - 
Универсальная библиотека, портал создателей электронных книг. Только для некоммерческого использования!
Грязнов Михаил Петрович

Михаил Петрович Грязнов 178k

-

(13.03.1902 - 18.08.1987)

  ◄  СМЕНИТЬ  ►  |▼ О СТРАНИЦЕ ▼
▼ ОЦИФРОВЩИКИ ▼|  ◄  СМЕНИТЬ  ►  
Википедия: Михаил Петрович Грязнов (13 марта 1902 года, Березов Тобольской губернии, Россия - 18 августа 1987 года, Ленинград, СССР) - советский историк, археолог, антрополог.
Михаил Грязнов родился в семье инспектора городского училища. Закончил реальное училище в Томске, в 1919 году поступил на естественное отделение физико-математического факультета Томского университета. Летом 1920 года, сплавляясь по Енисею вместе с однокашником, так же будущим этнографом, Евгением Шнейдером, познакомился с археологом Сергеем Теплоуховым, который проводил раскопки возле деревни Батени. С этого случайного знакомства для Грязнова началось увлечение археологией.
Под руководством Сергея Руденко и Сергея Теплоухова он работал в Томском университете, весной 1922 года группа ученых (Грязнов, Теплоухов, Руденко, Шнейдер) переехала в Петроград. Грязнов перевелся в Петроградский университет, который так и не закончил (1925), работал в Академии истории материальной культуры. Вел раскопки близ Томска, руководил экспедициями в Южную Сибирь и Казахстан, в 1929 году раскопал скифский курган Пазырык.
29 ноября 1933 года Грязнов, как и многие его коллеги, в том числе Теплоухов, был арестован по делу «Российской национальной партии» («Делу славистов»). Он был приговорен в трем годам ссылки в Вятку. После возвращения в Ленинград в 1937 году работал в Эрмитаже. Во время войны Грязнов жил в эвакуации в Свердловске, где защитил кандидатскую (январь 1945 года) и докторскую (июнь того же года) диссертации.
По окончании войны снова вернулся в Ленинград, работал в Эрмитаже и Институте истории материальной культуры (зав. сектором Средней Азии и Кавказа). В 1956 году ученого реабилитировали. Грязнов до конца жизни продолжал активно заниматься наукой, ездил в экспедиции. В частности, в 1971-1974 годах вел раскопки раннескифского кургана Аржан (VIII-VII вв. до н.э.), выступил с гипотезой об азиатском происхождении скифской культуры.
Основные научные труды посвящены исследованию деятельности, культуры и хозяйственного уклада жизни кочевников на территории современного Казахстана, Средней Азии и Западной Сибири в эпоху бронзы, истории саков, массагетов и усуней.
Лауреат Государственной премии СССР за 1983 год. Награжден орденом «Знак Почета».
:
...




  • Грязнов М.П. Афанасьевская культура на Енисее. [Djv-Fax-11.4M] Под редакцией М.Н. Пшеницыной.
    (С.-Петербург: Издательство «Дмитрий Буланин», 1999. - Российская академия наук. Институт истории материальной культуры)
    Скан, обработка, формат Djv-Fax: Павел Потехин, 2013
    • ОГЛАВЛЕНИЕ:
      От редакции (7).
      Глава I. АФАНАСЬЕВА ГОРА И НЕКОТОРЫЕ ДРУГИЕ МОГИЛЬНИКИ АФАНАСЬЕВСКОЙ КУЛЬТУРЫ (12).
      Афанасьева Гора (12).
      Саргов (24).
      Сыда I (25).
      Глава II. ПАМЯТНИКИ АФАНАСЬЕВСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА РЕЧКЕ КАРАСУК (30).
      Карасук III (30).
      Каменный Лог II (40).
      Барсучиха IV (41).
      Глава III. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ АФАНАСЬЕВСКОЙ КУЛЬТУРЫ (45).
      Глава IV. НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПАЛЕОДЕМОГРАФИИ И ОБЩЕСТВЕННОГО СТРОЯ (55).
      ЗАКЛЮЧЕНИЕ (66).
      ЛИТЕРАТУРА (68).
      Приложение. И. Н Хлопин. Афанасьевская культура (историческое содержание) (71).
      ИЛЛЮСТРАЦИИ (85).
      СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ (135).
      Summary (136).
ИЗ ИЗДАНИЯ: Книга М.П. Грязнова «Афанасьевская культура на Енисее» представляет собой монографическое издание материалов эталонных, полностью исследованных могильников афанасьевской культуры Афанасьева Гора и Карасук III с обобщением ранее добытых материалов некоторых других памятников. Применение методики комплексного исследования погребальных памятников, включая корреляционный метод, позволяет автору дать довольно полную характеристику хозяйства, образа жизни и религиозных представлений древних обитателей Минусинской котловины, предложить научно обоснованные реконструкции на основании палеодемографических данных системы семейных и первобытно-общинных отношении.
Монография представляет большой интерес для археологов, антропологов, этнографов, историков и краеведов.