«И» «ИЛИ»  
© Публичная Библиотека
 -  - 
Универсальная библиотека, портал создателей электронных книг. Только для некоммерческого использования!
Гулыга Арсений Владимирович

Арсений Владимирович Гулыга 261k

-

(29.04.1921 - 10.07.1996)

...известный во всем мире специалист по истории философии и эстетике, публицист, литературный критик.
С 1938 по 1942 гг. учился на философском факультете МИФЛИ; в 1945 г. окончил филос. ф-т МГУ. Участник Великой отечественной войны (командир взвода, переводчик полка, в конце войны организатор участия немецких антифашистов в военных операциях советской армии); ранен, имеет боевые награды.
После войны работал в Отделе культуры военной администрации Берлина, принимал участие в денацификации известных деятелей немецкой культуры, в частности известного актера Г. Грюндгенса (прототип героя в фильме «Мефисто»), знаменитого дирижера К. Фуртвенглера; был организатором клуба работников искусств «Чайка» (аналог нашего ЦИДРИ). С 1949 г. работал в газете «Тревога» (Моск. воен. округ). Уволившись из армии (1955), с 1956 г. до конца жизни работал в Ин-те философии АН СССР (РАН) старшим (1956 - 1987), ведущим (1987 - 1989), главным (1989 - 1996) научным сотрудником. Кандидатская диссертация - «Образование единой социалистической партии Германии» (1954), докторская диссертация - «Из истории немецкого материализма» (1962).
А.В. Гулыга - автор около 500 научных работ. Среди них особое место занимают труды, отмеченные интересом к личностному началу философского творчества и к биографии как особому жанру, где научные средства переплетены с художественными. Биографии немецких философов (Гердера, Канта, Гегеля, Шелллинга, Шопенгауэра), созданные Г., неоднократно переиздавались в России и за рубежом. Большое внимание Г. уделял изданию текстов немецких и русских мыслителей - Гегеля, Гете, Шеллинга, Вл. Соловьева, Н. Бердяева, В. Розанова, П. Флоренского, А. Болотова, М. Зощенко, Ф. Кафки и др. Составитель и главный редактор наиболее полного отечественного 8-томного собрания сочинений И. Канта (1994), он был одним из инициаторов создания (вместе с Н.Н. Лапиным и В.С. Костюченко) и членом редколлегии серии «Философское наследие».
Теоретические взгляды А.В. Гулыги основаны на том, что философия (и духовная культура в целом) не может существовать вне истории философии. Именуя современный этап культурного развития как постсовременность, Г. подчеркивает значение освоения традиции, в которой истории философии, актуализирующей мировую мудрость, принадлежит особая роль. Систематическое исследование данной проблемы предполагает понимание философии в триединстве истины, добра и красоты. Внимание Г. к эстетике как учению о красоте предполагает широкое ее понимание: красота как средний термин между истиной и добром, обнимает собой как экзистенциальный, так и познавательный уровни человеческой жизни («Эстетика в свете аксиологии»).
Гулыга настаивал на особой роли философии в постижении эпохи и мировидения народа. Речь идет о немецкой классике и о русском философском ренессансе конца Х1Х - начала ХХ вв. Он показал («Немецкая классическая философия») развитие немецким идеализмом кантовского основного вопроса философии (что такое человек, открытия в диалектике и углубленное ее понимание). Опираясь на диалектику, русские мыслители ответили на вопрос, что ждет человека в будущем («Русская идея и ее творцы»): идея соборного единения человечества в русском идеализме основана не на социалистическом коллективизме и не на буржуазном индивидуализме, признающем лишь формальное право, а на высокой общности, построенной на диалектическом единстве общего и индивидуального. Только так возможно возникновение человека, соравного Богу как идеалу и целевой причины, что способно объединить верующих (и неверующих, если они готовы принять христианство как моральную норму).
В публицистических работах А.В. призывал к возрождению русского национального самосознания, возвращения к национальным святыням, к философским и культурным традициям, способным указать путь выживания русского народа, народов мира, брошенных в бездну глобалистских притязаний и «стоящего у дверей» межэтнического и межконфессионального хаоса. Русский народ, считал он, может явить пример укрепления распадающихся человеческих общностей свойственной русской культуре всемирной отзывчивости и способности уживаться в многонациональной среде. Были, кто услышал призыв, были и те, кто громогласно пытался унизить Гулыгу, обвиняя его, смешно сказать, в шовинизме, антисемитизме, антимарксизме, мракобесии, тупости и т.п. (см., например, М. Лифшиц, Т. Ойзерман, А. Янов и многие другие).
.
арсений владимирович гулыга на страницах библиотеки упоминается 2 раза:
* «Жизнь Замечательных Людей», Г-Г
* Гулыга Арсений Владимирович
  • Гулыга А.В. Искусство в век науки. [Djv- 2.6M] Ответственный редактор Г.В. Степанов.
    (Москва: Издательство «Наука», 1978. - Академия наук СССР. Серия «Философия, экономика, право»)
    Скан: AAW, обработка, формат Djv: pohorsky, 2015
    • ОГЛАВЛЕНИЕ:
      От автора (3).
      Глава I. Существует ли прогресс в искусстве? (5).
      Глава II. О художественной типологизации (17).
      Глава III. Пути мифотворчества (49).
      Глава IV. Философские искания литературы (70).
      Глава V. Образ и понятие в кинематографе (88).
      Глава VI. Философский театр (121).
      Глава VII. Эстетика научного открытия (142).
      Глава VIII. Наука и нравственность. Позиция искусства (155).
      Вместо заключения (178).
Аннотация издательства: Книга доктора философских наук профессора А.В. Гулыги посвящена рассмотрению особенностей художественного развития в эпоху научно-технической революции. На примере трех наиболее массовых видов искусства - литературы, театра и кино - автор обсуждает проблему прогресса в искусстве, анализирует структуру типологического образа, выясняет гносеологические корни современного искусства.
.
  • Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. [Djv- 7.6M]
    (Москва: Издательство «Мысль». Редакции философской литературы, 1986)
    Скан, обработка, формат Djv: Павел Потехин, 2013
    • КРАТКОЕ ОГЛАВЛЕНИЕ:
      Предисловие (3).
      Глава первая. Накануне (5).
      Глава вторая. Коперниканский поворот Иммануила Канта (43).
      Глава третья. Философия деятельности (105).
      Глава четвертая. Возвращение к природе (146).
      Глава пятая. Идея всеединства (178).
      Глава шестая. «Хитрость разума» (Гегель) (209).
      Глава седьмая. Во имя человека (Фейербах). (271).
      Примечания (305).
      Указатель имен (331).
Аннотация издательства: В книге рассматриваются основные этапы развития немецкой классической философии - одного из теоретических источников марксизма. Немецкая классическая философия анализируется как единое, цельное идейное течение. Прослеживаются ее истоки, а также связь с современностью. Затрагивается широкий круг проблем - онтологии, гносеологии, этики, эстетики, философии истории. Автор частично использует материал из своих ранее вышедших работ («Гегель». М., 1970; «Кант». М., 1977; «Шеллинг». М. 1982).
Для научных работников, преподавателей, аспирантов, студентов гуманитарных вузов.
.
  • Гулыга А.В. Шеллинг. [Djv- 6.8M] Издание третье, исправленное.
    (Москва: Соратник, 1994. - Серия избранных биографий)
    Скан, обработка, формат Djv: Павел Потехин, 2013
    • КРАТКОЕ ОГЛАВЛЕНИЕ:
      По поводу эпиграфа (5).
      Глава первая. Великолепный восход солнца (6).
      Глава вторая. Производящая природа (36).
      Глава третья. Романтическая школа (67).
      Глава четвертая. Поэзия и проза философии (95).
      Глава пятая. Жизнь в искусстве (133).
      Глава шестая. Зло и свобода (175).
      Глава седьмая. Миф как форма бытия (208).
      Глава восьмая. Сумерки богов (244).
      Заключение. Русская звезда (288).
      Основные даты жизни и деятельности (309).
      Краткая библиография (314).
Аннотация издательства: Книга посвящена выдающемуся немецкому мыслителю Ф.В. Й. Шеллингу, труды которого оказали серьезнейшее влияние на судьбы русского философствования. Пожалуй, этот философ значил для России больше, нежели для Германии. «В начале XIX в. Шеллинг был тем же, чем Христофор Коломб в XV: он открыл человеку неизвестную часть его мира...» (В.Ф. Одоевский). Многие «реакционные» мысли немецкого профессора, идущие вразрез с идеей буржуазного прогресса и встреченные непониманием со стороны большинства его современников, ныне, напротив, представляются удивительно своевременными и глубокими: «Идея непрекращающегося прогресса есть идея бесцельного прогресса, а то, что не имеет цели, не имеет смысла, следовательно, бесконечный прогресс - это самая мрачная и пустая мысль. Последняя цель познания - достичь состояния покоя».
.