«И» «ИЛИ»  
© Публичная Библиотека
 -  - 
Универсальная библиотека, портал создателей электронных книг. Только для некоммерческого использования!
Хан-Магомедов Селим Омарович (искусствовед)

Селим Омарович Хан-Магомедов 270k

-

(09.01.1928 - 03.05.2011)

  ◄  СМЕНИТЬ  ►  |▼ О СТРАНИЦЕ ▼
▼ ОЦИФРОВЩИКИ ▼|  ◄  СМЕНИТЬ  ►  
Википедия: Селим Омарович Хан-Магомедов (9 января 1928, Москва, СССР - 3 мая 2011, Москва, Российская Федерация) - советский и дагестанский искусствовед, исследователь архитектуры русского авангарда и архитектуры народов Дагестана. Заслуженный архитектор Российской Федерации (1992). Заслуженный деятель науки Дагестана. Кандидат архитектуры (1954), доктор искусствоведения (1968). Почетный член Российской академии художеств. Академик Российской академии архитектуры и строительных наук и Международной академии архитектуры в Москве. Двукратный лауреат Государственной премии в области архитектуры (1996 и 2002 гг.). Кавалер Ордена Дружбы (2003).
Родился в семье военного инженера Омара Курбановича Хан-Магомедова, уроженца селения Кондик Дагестана, табасаранца, выпускника Тимирязевской академии. Дед - Гаджи-Курбан Хан-Магомедов (1877-1938), российский офицер, арестован в 1937 году, расстрелян в 1938 году, посмертно реабилитирован. Дядя по отцу - лингвист, кавказовед Бейдуллах Ханмагомедов.
Мать - Клавдия Васильевна Махова, русская, уроженка села Вишенки Суздальского уезда, педагог дошкольного образования, написала книгу «Просто счастье», в которой описывает историю воспитания своих родных детей.
Старший брат известного литературоведа, писательницы и общественного деятеля Мариэтты Чудаковой. Другая сестра - Инна Омаровна Мишина (род. 1942) - директор Московского музея Булгакова в «Нехорошей квартире».
В 1954 году защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата архитектуры по теме «Архитектура лезгинского жилого дома».
В 1968 году защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора искусствоведения по теме «Архитектура Южного Дагестана V-XIX вв.».
Круг научных интересов С.О. Хан-Магомедова можно условно разделить на две большие части: исследование архитектуры народов Дагестана (агулов, лакцев, лезгин, рутульцев, табасаран, цахуров и других народностей) и истории советского авангарда 1920-1930 годов.
Селим Хан-Магомедов выявил, исследовал, обмерил и впервые ввел в научный обиход более 1000 памятников дагестанской архитектуры, расположенных в 130 горных аулах. Им опубликованы монографии: «Народная архитектура Южного Дагестана», «Лезгинское народное зодчество», «Дербент. Горная стена. Аулы Табасарана», «Рутульская архитектура», «Цахурская архитектура», «Дагестанские лабиринты», «Агульская архитектура», «Дагбары и Дербентская крепость», «Лакская архитектура» и другие.
Селим Омарович являлся одним из крупнейших исследователей истории русского авангарда начала XX века. Лично им было изучено около 150 личных архивов архитекторов, художников, дизайнеров и скульпторов этой эпохи. В работах Хан-Магомедова приводится множество неизвестных ранее фактов, оценок творчества представителей различных течений русского авангарда. С.О. Хан-Магомедовым написано более 450 научных трудов, среди которых монографии, брошюры, статьи, в том числе изданные за рубежом. Среди написанных им монографий можно выделить следующие: «Пионеры советской архитектуры», «Дом-мастерская архитектора Константина Мельникова», «Пионеры советского дизайна», «Рационализм», «ВХУТЕМАС-ВХУТЕИН», «Архитектура советского авангарда», «Сто шедевров советского архитектурного авангарда», «Конструктивизм - концепция формообразования», «Рационализм (Рацио-архитектура)», «Супрематизм и архитектурный авангард». Много раз публиковал свои материалы в журнале «Декоративное искусство СССР».
Под авторством С. Хан-Магомедова вышли монографии о творчестве крупнейших архитекторов русского авангарда Константина Мельникова, Александра Веснина, Николая Ладовского, Александра Родченко, Моисея Гинзбурга, Ивана Леонидова, Генриха Людвига, Ильи Голосова.
Хан-Магомедов неоднократно высказывался по вопросам сохранения советского культурного наследия, исчезающего в последнее время в Москве.
Умер 3 мая 2011 года, урна с прахом захоронена на Востряковском кладбище.
:
AAW, bolega...




  • Хан-Магомедов С.О. Пионеры советского дизайна. [Djv-Fax- 305M] [Pdf-Fax- 308M] Автор: Селим Омарович Хан-Магомедов. Художник: К.А. Сельвинский.
    (Москва: Издательство «Галарт», 1995)
    Скан: AAW, OCR, обработка, формат Djv-Fax: bolega, 2024
    • СОДЕРЖАНИЕ:
      Введение.
      (7) Появление новой универсальной творческой профессии.
      (9) Роль художественных поисков двадцатых годов в становлении и развитии стиля 20 века.
      (12) Особенности и этапы развития отечественного дизайна.
      (13) Три поколения пионеров советского дизайна.
      (14) Взаимовлияние предметной среды и образа жизни.
      (17) Изучение процессов становления и формирования советского дизайна.
      Первый раздел. Проблемы, процессы и концепции формообразования.
      Глава I. Процессы формообразования в предметно-пространственной среде в конце 19 - начале 20 века.
      (20) В поисках путей преодоления эклектики.
      (22) «Неорусский стиль» (Абрамцево, Талашкино).
      (25) Судьба «нового стиля» в России.
      (27) Некоторые особенности условий этапа, непосредственно предшествовавшего становлению советского дизайна.
      (28) Борьба сторонников неоклассики против эстетизации инженерно-технических форм.
      (29) «Перекрестное» влияние новых технических форм в предметно-художественном творчестве.
      (30) Протодизайн в структуре стилеобразующих процессов в предметно-пространственной среде.
      Глава II. У истоков концепции производственного искусства.
      (32) О специфике формирования концепции производственного искусства - роль теоретиков.
      (33) Первые попытки социального осознания связи искусства с предметной средой и производством.
      (35) Художественно-производственный подотдел и совет отдела ИЗО Наркомпроса и Художественно-производственная комиссия ВСНХ.
      (37) Сборник «Искусство в производстве» и некоторые вопросы терминологии.
      Глава III. Две концепции стилеобразования предметно-пространственной среды: супрематизм и конструктивизм.
      (40) Проблема взаимоотношения функции, конструкции и образа в дизайне.
      (41) Две полемизирующие концепции формообразования.
      (44) Феномен Малевича.
      (45) Малевич и Татлин.
      (46) Эволюция концепции супрематизма.
      (49) «Вневедомственность» супрематизма и конструктивизма.
      (51) Стилевой модуль супрематизма.
      (52) Художественная форма и логика в супрематизме и конструктивизме.
      (53) Плоскостной и объемный супрематизм.
      (57) Форма выхода супрематизма в предметный мир.
      (59) Система преподавания Малевича.
      (61) Объемный супрематизм и архитектура.
      (61) Л. Лисицкий, современный стиль и объемный супрематизм.
      (70) Деструктивный этап формально-эстетических поисков.
      (70) Дискуссия в ИНХУКе о соотношении конструкции и композиции (январь-апрель 1921).
      (76) Первая творческая организация пионеров советского дизайна - группа конструктивистов ИНХУКа.
      (80) Движение к конструкции и ранний конструктивизм.
      (83) Пространственные конструкции А. Родченко.
      (88) Пространственные конструкции конструктивистов из Обмоху - братьев Стенбергов и Медунецкого.
      (91) Пространственные конструкции К. Иогансона.
      (93) Пространственные конструкции Н. Габо и Н. Певзнера.
      (95) Пространственные конструкции Г. Клуциса.
      (96) Проблемы функциональной целесообразности формы в творческих кредо художников-конструктивистов.
      Второй раздел. Дизайн в системе культуры.
      Глава I. Специфика дизайна как сферы творчества.
      (100) Области формирования дизайна - перетекание формообразующих идей.
      (101) Некоторые социально-психологические проблемы рационализации предметно-пространственной среды.
      (104) Специфика формирования индустриального ядра советского дизайна.
      (106) Стилеобразующие процессы и «воздух культуры».
      (107) В поисках критериев качественной оценки произведений современного стиля и производственного искусства.
      Глава II. Производственное и агитационно-массовое искусство в городской среде и в мобильных объектах.
      (108) Праздничное оформление и зарождение суперграфики.
      1160 роли элементов дизайна в формировании и изменении художественного облика городской среды.
      (119) Агитационно-праздничные установки, трибуны, киоски, эстрады, будки, витрины.
      (131) Агитпоезда, агитпароходы, агитавтомобили, агитповозки.
      Глава III. Полиграфическое искусство - становление графического дизайна.
      (135) Наследие конца 19 - начал а 20 века.
      (137) Футуристическая книга.
      (142) Политический плакат.
      (154) Возрождение гравюры.
      (157) В. Фаворский - концепция книги, как пространственно-временного организма.
      (159) Полиграфический (графический) факультет Вхутемаса-Вхутеина.
      (163) Конструктивизм в полиграфическом искусстве.
      (165) Концепция визуальной книги Л. Лисицкого.
      (169) Конструктор книги А. Ган.
      (171) А. Веснин и архитектурная книга 20-х годов.
      (175) Книга и реклама А. Родченко.
      (183) Киноплакаты братьев Стенбергов.
      (189) Фотомонтажи Г. Клуциса.
      (192) Полиграфический конструктивизм как стиль и как этап формирования графического дизайна.
      (199) Оформление массовых иллюстрированных изданий.
      (204) Малые формы полиграфии.
      Глава IV. Оформление театральных спектаклей, кинофильмов и выставок.
      (209) Художник в русском театре в конце 19 - начале 20 века.
      (210) Кубизм и кубофутуризм в театре.
      (215) Театральный конструктивизм.
      (223) Новые вещи на сцене и в кино (работы А. Родченко и других).
      (227) Поиски новых приемов выставочной экспозиции.
      (229) Становление современного выставочного дизайна - Л. Лисицкий.
      Глава V. Оборудование рабочего клуба и избы-читальни.
      (234) Оформление и оборудование приспосабливаемых клубных помещений.
      (238) Образцовые проекты клубного оборудования Е. Семеновой.
      (240) А. Родченко - два проекта оборудования рабочего клуба.
      (243) Оформление и оборудование избы-читальни.
      Глава VI. Оборудование жилища.
      (245) Проблема реконструкции быта.
      (247) Влияние социального заказа, связанного с поисками путей перестройки быта, на теоретические и творческие концепции производственников.
      (251) Идея «материальной установки» Б. Кушнера.
      (252) Социально-психологический климат и пространственно-планировочные ограничения.
      (256) Образцовое оборудование однокомнатной квартиры в научно-популярном фильме «Как ты живешь?»
      (257) Новый тип жилища и проблема его оборудования.
      (258) Конкурс журнала «Современная архитектура» на проект нового типа рабочего жилища.
      (260) Разработка под руководством М. Гинзбурга пространственной жилой ячейки и ее оборудования.
      (264) Л. Лисицкий о социальных проблемах перестройки быта, новом типе жилища и его оборудовании.
      (266) Оборудование жилой ячейки на одного-двух человек.
      (268) Жилая ячейка-кабина.
      (270) Пространственная пластика жилой ячейки.
      (272) Супрематизм в мебели.
      (273) Мебель ленинградского ИЗОРАМа.
      Глава VII. Одежда и ткань.
      (275) Особенности проблемной ситуации.
      (276) Кубизм и супрематизм в костюме, ткани и предметах туалета.
      (282) Практика и теория Н. Ламановой, эскизы В. Мухиной.
      (284) Эксперименты В. Татлина с повседневной одеждой.
      (284) Конструктивизм и поиски дизайнерских приемов формообразования - прозодежда В. Степановой, Л. Поповой, А. Родченко и других.
      (289) Костюмы А. Экстер.
      (291) Геометрические рисунки конструктивистов - «первая советская мода» в тканях (Л. Попова и В. Степанова).
      (296) Текстильный факультет Вхутемаса-Вхутеина.
      (301) Агитационно-декоративная ткань.
      (304) Художественное оформление знамен.
      (306) Проблема униформы («толстовка», кожанка, «юнг-штурм», синяя блуза и др.).
      (309) Массовая и модная одежда конца 20-х - начала 30-х годов.
      Глава VIII. Эксперименты в фарфоре.
      (311) Агитационный фарфор.
      (314) Эксперименты супрематистов.
      (318) Рационализация формы посуды (А. Филиппов).
      (320) Керамический факультет Вхутемаса-Вхутеина.
      (322) Эксперименты В. Татлина и его учеников.
      (324) Борьба за новый тематический рисунок.
      Глава IX. Уникальные объекты и концепции динамической формы.
      (326) Разработка К. Мельниковым саркофага для Мавзолея В.И. Ленина.
      (327) Проблемы динамической формы в творческих концепциях 20-х годов (И. Голосов, М. Тинзбург, Я. Чернихов).
      (332) Теория движущейся формы Г. Крутикова.
      (335) «Волновики» П. Митурича.
      Третий раздел. Становление профессии.
      Глава I. Художники и теоретики производственного искусства (легенды и факты).
      (338) «Историческое» заседание ИНХУКа 24 ноября 1921 года.
      (338) Дискуссии в ИНХУКе в конце 1921 года.
      (341) Доклад А. Лавинского «Неоинженеризм».
      (342) Художники и теоретики в ИНХУКе (1922).
      Глава II. ИНХУК и Вхутемас.
      (344) Две реформы художественного образования.
      (345) Пропедевтические дисциплины Вхутемаса. Рабочие группы ИНХУКа и «объективный метод».
      (348) Пропедевтическая дисциплина «Пространство».
      (354) Пропедевтическая дисциплина «Объем».
      (356) Пропедевтическая дисциплина «Цвет».
      (358) Пропедевтическая дисциплина «Графика».
      (360) Учебные подгруппы ИНХУКа.
      (361) От «объективного метода» к идеям производственного искусства.
      (362) Проект создания универсального дизайнерского факультета.
      (363) Борьба «производственников» и «новых прикладников» во Вхутемасе.
      (365) Притяжение и отталкивание Вхутемаса и ИНХУКа.
      Глава III. Дизайнерская школа Вхутемаса-Вхутеина.
      (366) Строгановское художественно-промышленное училище.
      (371) А. Родченко на метфаке Вхутемаса.
      (378) Первый этап работы дерфака Вхутемаса (В. Киселев и А. Лавинский).
      (380) Л. Лисицкий на дерфаке.
      (381) Ректор Вхутемаса П. Новицкий о профиле и месте работы дизайнера.
      (383) Поиски термина для обозначения новой профессии.
      (383) Первые дипломированные дизайнеры («инженеры-художники по обработке дерева»).
      (385) Первый выпуск «инженеров-художников по обработке металла».
      (388) Дизайнерская концепция В. Татлина в системе художественных дисциплин дерметфака.
      (393) Дерметфак - развитая дизайнерская школа.
      (394) Работы выпускников Вхутеина.
      (400) Заключение.
      (402) Принятые сокращения.
      (403) Библиография.
      (420) Именной указатель.
ИЗ ИЗДАНИЯ: На обширном художественном и архивном материале в книге показаны и проанализированы истоки современного дизайна и ведущая роль художников 1920-х гг. в становлении новой профессии.